Развитие речи ребенка представляет собой довольно сложный, творческий процесс. Он невозможен без увлеченности и эмоций. Здесь не допускаются штампы и механические заучивания, так как это ведет к шаблонности.
Некоторые родители стараются больше обогащать память школьника определенным количеством слов, их всевозможных сочетаний, предложений, но как показывает практика, этого недостаточно. Кроме этого следует развить еще и гибкость, выразительность, а также разнообразие и точность. Шаблон в этом случае просто недопустим, а обыкновенное механическое заучивание всевозможных речевых штампов зачастую приносит только вред. Но и стихийность в речи также вредна и недопустима. Вот почему следует выбрать что-то среднее. Что в первую очередь потребуется понять родителям и учителям, так это то, что развитие речи младших школьников является последовательной, непрерывнойучебной работой, которую следует планировать, лучше, конечно, на каждый день. В данный процесс входит арсенал методов, программа умений, виды упражнений, которые обуславливается соответствующей методикой.
Если говорить о школе и о том, что она может сделать для развития речи ребенка, то учитель должен проводить изложения и сочинения, отдельное время следует выделить устным рассказам, разнообразным словарным и синтаксическим упражнениям. Преподаватель в этом случае должен руководствоваться не только перспективной целью, которая определяется как хорошая речь, но и обязательно конкретными учебными целями того или иного упражнения. Так как люди всю свою жизнь постоянно совершенствует речь, овладевая богатствами языка, в детстве у них имеются потребности общения, которые они удовлетворяют за счет простейших элементов речи. За счет ее развития, ребенок использует более сложные языковые единицы. В результате усваивается фразеология, обогащается словарь, ребенок постепенно овладевает закономерностями словообразования, словосочетания и словоизменения, разнообразными синтаксическими конструкциями. Хорошо развитая речь для человека служит важнейшим орудием активной деятельности в современном обществе. Однако для школьника она является способом познания действительности. В результате богатство речи ребенка в большой степени зависит от его обогащения новыми понятиями и представлениями.
Существует несколько условий, без них речевая деятельность просто невозможна, а, значит, невозможно и благополучное развитие речи ребенка. На первый план выходит потребность в высказывании. Благодаря этому человеку удается выразить свои мысли и чувства, без этого не смог бы заговорить ни один ребенок. Вот почему родители и учителя должны постоянно создавать ситуации, вызывающие у их подопечных потребность высказываться, а также желание и необходимость что-то сказать, причем не только устно, но и письменно.
Вторым условием речевого высказывания является наличие содержания, материала, в общем, того, о чем необходимо сказать. В этом случае материал должен быть как можно богаче, полнее, ценнее, тогда высказывание будет содержательнее. Кроме этого родителям и учителям следует развивать и четкость и логичность речи, которые зависят от богатства материала, и насколько он хорошо подготовлен. Таким образом, методическим условием речевого развития учащихся является именно тщательная подготовка материала для упражнений. Это могут быть рассказы, сочинения, изложения, стихи и прочее. Поступая, таким образом, родитель заботится о том, чтобы речь его ребенка была по-настоящему содержательной и красивой, что не менее важно.
Развитие речи школьников невозможно без навыков выражения мысли, а также общения между людьми. А это возможно только при помощи общепонятных знаков, а именно речевых оборотов, слов, их сочетаний. Другими словами родители и преподаватели должны вооружить детей средствами языка. Им необходимо дать образцы языка, организовать для них достойную речевую среду. В этом случае потребуется, чтобы ребенок больше слушал чужую речь, а потом использовал ее на практике. В результате у него сформируется подсознательное «чувство языка», именно на него и опирается методика обучения.
Если вкратце рассказать о механизме формирования этого явления, то следует ввести два вида информации. Первый о явлениях и действительности предмете, а второй — о правилах языка, на котором собственно и подается сообщение. Стоит отметить, что последний вид информации следует вводить в неявной форме. Другими словами правила языка применяются, однако о них ничего не говорится. Таким образом, напрашивается вывод, что развитие речи любого ребенка представляет собой введение в его мозг языка в неявном виде.
В результате методическим условием речевого развития учащихся можно назвать создание широкой системы. С одной стороны, это будет восприятие правильных образцов речи, разнообразных и содержащих требуемый языковый материал, с другой же создание условий для собственных высказываний, в которых ребенок смог бы использовать известные средства языка, которые он должен усвоить.
Стоит знать, что язык усваивается в общении, однако этого недостаточно, поскольку стихийно усвоенная речь в большинстве случаев примитивна и неправильна. Но существует ряд аспектов овладения ею, которые находятся непосредственно в ведении школы.
В первую очередь это усвоение языковой нормы по литературе. Школа учит ребят отличать литературный язык от диалектов, просторечия и жаргонов. В результате ребенок научится языку в его научном, художественном и разговорном вариантах. В итоге школьник должен усвоить множество новых слов, значений уже известных ему слов, словосочетаний, грамматических конструкций и форм, которых он в своей речевой практике не употреблял. Также он уяснит уместность употребления средств языка в тех или иных ситуациях, в том числе и орфографические и орфоэпические нормы.
Благодаря усвоению навыков письма и чтения, которые являются важнейшими речевыми навыками, дети овладевают основными особенностями письменной речи, что не дает устная практика. В развитии речи педагоги выделяются три линии: работа над словом или лексический уровень, работа над связной речью или уровень текста, работа над предложением и словосочетанием или синтаксический уровень.
Помимо этого развитие речи невозможно без произносительной работы, другими словами родители и учителя должны поработать над дикцией, выразительностью, орфоэпией, а также исправлением произносительных недочетов.
Для того чтобы, речевое развитие младших школьников проходило нормально и безболезненно, следует придерживаться методологии. В нее входят различные упражнения, сочинения, изложения, пересказы. Все это сделает речь ребенка более слаженной, а вместе с опытом придет и красота. Так, например, родители и учителя, могут сначала прочитать ребенку какой-то рассказ и попросить его после этого пересказать, все, что ему запомнилось. В результате он будет внимательно случать преподавателя, чтобы потом рассказать, то, что ему удалось запомнить. И вполне естественно, что в своем пересказе он подсознательно будет употреблять новые для него слова. Чтобы облегчить ребенку запоминание, следует пояснять значение трудных фраз, это поможет ему обогатить свой словарный запас. Аналогично следует поступать и с изложениями, которые также играют огромную роль в формировании речи. Нелишним будет в этом случае, после прочтения рассказа задавать вопросы ученикам, так материал отложится в их голове, и впоследствии ребенок сможет его легко произнести. Кроме этого следует давать детям смотреть видеоряды или слушать аудио рассказы. Затем следует задавать вопросы, и посмотреть, как они усвоили новый материал. Как правило, большинство детей при пересказе используют слова, которые недавно услышали, таким образом, их лексический запас значительно увеличивается. Кроме этого следует обогащать речь учащихся за счет введения в нее синонимов и антонимов. В результате тексты будут более разнообразными, в них не будет одних и тех же слов и штампов. По мере выполнения подобных упражнений родители и учителя будут видеть, как речь детей становится более сложной, в ней начнет появляться красота. Конечно, это проявиться не сразу, а после того, как ребенок начнет самостоятельно писать сочинения. Кроме этого не стоит забывать о том, что школьник должен каждый день читать определенное количество страниц. Для развития красоты речи лучше выбрать классическую литературу.
Развитие речи школьников должно проходить в несколько этапов, которые связаны между собой. Также нельзя забывать и о различных упражнения, пересказах, написания изложений и сочинений.
К записи "Развитие речи школьников: полезная информация для родителей" оставлено 0 коммент.