Усвоение разговорной речи наиболее активно проходит в возрасте до семи лет. Дошкольное развитие — самый благоприятный период, когда закладываются основы знаний и навыков ребенка. В первую очередь это касается речевых навыков.
Навыки разговорной речи включают в себя правильное произношение, соответствующий возрасту словарный запас, умение сформулировать свои потребности, выразить эмоции и поддержать разговор.
Речевые навыки для каждой возрастной категории свои. Очень важно для родителей и всех, кто окружает ребенка, уделять много внимания развитию его разговорной речи.
Закладываются разговорные навыки с самого раннего детства, когда ребенок начинает слышать звуки окружающего мира. Начиная с момента рождения, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, петь песенки, рассказывать стихи. Стихотворный слог лучше всего усваивается и запоминается.
В воспитании звуковой речи очень помогают наглядные изображения: яркие игрушки, картинки, предметы окружающего мира. Игрушки с различными звуковыми эффектами, кроме удовлетворения и развития познавательного навыка, выполняют задачу распознавания и запоминания различных звуков.
Когда ребенок немного подрастет (с шести-восьми месяцев), нужно больше внимания уделять знакомству с окружающим миром: звуки животных, музыка и даже шум бытовой техники. А с девяти-десяти месяцев рекомендуется приучать ребенка к совместному чтению книг: простые стихи или сказки, рассказы по картинкам. Главное здесь – это сочетание зрительных навыков и разговорной речи взрослого.
В возрасте от одного года до полутора лет ребенок только пытается повторить звуки, выразить свои эмоции слогами или простыми словами. Важно в этот момент постоянно поддерживать и развивать желание малыша выразить свои потребности звуками или речью. Ни в коем случае не следует подстраиваться под его произношение. Беседуя с ребенком даже в таком возрасте, нужно четко и правильно произносить слова, употреблять словосочетания и короткие предложения.
Возраст от трех до пяти лет отличается наивысшей степенью восприимчивости к чему-то новому, любознательностью и высоким познавательным потенциалом.
В три-четыре года ведущей линией развития речи ребенка является обучение правильному звукопроизношению.
Для отработки артикуляции можно использовать звуки животных, музыкальных инструментов. Следует обратить внимание на то, чтобы ребенок не торопился с произношением звуков или фраз, проговаривал их четко, запоминал.
Основным упражнением для отработки правильной дикции и развития речи детей дошкольного возраста является обучение чистоговоркам (шутки в стихотворной форме, направленные на развитие правильного произношения определенных звуков или группы звуков).
В возрасте четырех-пяти лет уже нужно закладывать понимание терминов «буква» и «звук», «слог» и «слово», учить ребенка правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях, знакомить с предлогами. Очень помогает развитию речи и пониманию русского языка знакомство детей с происхождением некоторых слов, заимствованием их из других языков, словообразованием.
Воспитание чувства интонации в тексте помогает развить слуховую память.
Все эти знания в комплексе являются базой для последующего обучения ребенка чтению. Правильное и планомерное развитие речи детей дошкольного возраста оказывает положительное влияние на его грамотность, умение составить связный и интересный рассказ.
Развитие речи детей дошкольного возраста приобретает наибольшую актуальность в период подготовки к учебе в школе. В возрасте шесть-семь лет основной акцент нужно сделать на правильное употребление имен существительных (склонение) и глаголов (спряжение по лицам и числам).
Если с ребенком активно занимались ранее, в этом возрасте он должен обладать хорошим словарным запасом, иметь правильное фонетическое произношение и навыки построения грамматически верных предложений. Все эти навыки вместе с усвоенными грамматическими знаниями помогают ребенку сформулировать предложения и составить связный рассказ.
Дальнейшее совершенствование развития речи ребенка дошкольного возраста должно быть направлено на закрепление усвоенных навыков.
только-только узнала, что развитие речи детей дошкольного возраста происходит именно так. Спасибо за советы. У меня сыну год, буду почаще ему читать.
когда ребёнок ещё в животе, разговаривайте с ним — он точно это чувствует, вам точно говорю.
мой совет такой: не разговаривайте с ребёнком сюсюканьем — это неправильно. Нужно говорить своим естественным голосом и тоном.