Дети с момента рождения и до семи лет лучше всего запоминают и усваивают различную информацию. Буквально за несколько лет они обучаются не только двигательным функциям, но и разговорной речи, логическому мышлению, и многим общепринятым правилам. Развитие памяти у детей дошкольного возраста происходит в весьма интенсивном темпе и замедляется после семи лет.
Что такое память известно всем – это возможность человека запоминать, хранить и при необходимости воспроизводить полученную информацию. Память бывает произвольной и непроизвольной. Произвольная память — это усваивание информации с приложением определенных усилий и осознанно. А непроизвольная память — это запоминание информации на фоне каких-либо острых эмоций и без определенных усилий.
Для детей дошкольного возраста характерна именно непроизвольная память, так как они неосознанно воспринимают окружающий мир и запоминают чаще именно те аспекты, которые вызвали у них какие-либо эмоции. К примеру, они могут запомнить машину, которая проехала мимо них неделю назад, и могут не вспомнить геометрические фигуры, которые были им показаны в качестве задания. Для запоминания им важен не только сам образ, но и ассоциации которые при этом возникают. При проведении теста на память группе детей дошкольников показали ряд картинок с различными изображениями, и через несколько минут попросили отложить в сторону именно те картинки, которые были продемонстрированы только что. Дети отложили в сторону картинки, которые вызывали в них определенные ассоциации. К примеру, изображение яблока, потому что мама их покупает, или грузовик, так как такую игрушку ребенок хочет получить в подарок, но из показанных картинок в нужную группу не попала ни одна.
Использование произвольной памяти детьми дошкольного возраста, как правило, не дает высоких и долгих результатов, если не применяются определенные инструменты для умения запоминать, к примеру, повторение, осмысливание или воспроизведение ассоциации. Развитие памяти у детей дошкольного возраста происходит в игровой форме, чтобы им интересно было ее усваивать, а потом впоследствии воспроизводить. Достаточно много информации при этом виде памяти дети запоминают механически, зазубривают, но информация полученная таким путем надолго не сохраняется. Но если ребенок попытается осмыслить получаемые сведения, а потом попытается воспроизвести заново, то такая информация будет храниться долго.
И, тем не менее, основным видом памяти для дошкольников остается непроизвольная память, так как они с помощь новых впечатлений и образов стараются глубже познать мир, а информация, которая дается в произвольном режиме, часто ими не используется и соответственно без повторения быстро забывается.
Для многих детей этого возраста характерна эйдетическая память, когда определенное событие может быть воспроизведено до мельчайших деталей. В таких случаях дети могут не помнить вчерашний день, но с точностью расскажут, какое мороженное продавалось в магазине месяц назад, главное, что это событие у них связано со стойкой эмоцией. Также воспоминания, приобретенные именно в этом возрасте, могут сохраниться на всю жизнь, так как ребенок уже имеет логическое мышление и способен ассоциировать событие, особенно на фоне пережитых эмоций. Учитывайте это, когда проводите занятия по развитию памяти у детей дошкольного возраста.
Также память подразделяется на зрительную, слуховую и двигательную. Многие обращали внимание, что для того чтобы ребенок запомнил информацию ему нужно просто услышать объяснение или самостоятельно прочитать текст, а возможно произвести какие-либо действия. Каждый человек имеет такие свойства независимо от возраста, и если ребенку удобно усваивать информацию именно на слух, то эту способность он будет использовать до конца жизни. Но остальные способы тоже активно развиваются с помощью различных тематических заданий. Очень хорошо на развитие памяти у детей дошкольного возраста влияют паззлы и определенные настольные игры, где имеется не только интересное обрамление в виде игры, но и возможность создать ассоциации или проявить логическое мышление. Важно помнить, что для развития памяти ребенка дошкольного возраста нужны постоянные занятия.
действительно, на развитие памяти у детей дошкольного возраста влияют игры, пазлы, надо чаще со своими собирать мозаики всякие. эффект есть.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста зависит от многого, не только от игр и пазлов, раньше и их кстати не было вообще, а дети развивались, дураками не росли.
А я считаю, что развитие памяти у детей дошкольного возраста может быть не только так откровенно игровым. Я вот смотрю на Лешку и вижу, что он различает и запоминает цвета предметов, сами предметы, понимает что последует, если я взяла тот или иной предмет. Мы не играем с этими предметами, но он все отлично запоминает.