Младший дошкольный возраст (3-4 года) – один из самых благоприятных периодов в развитии ребенка. Это время, когда закладываются основы речи, логического мышления и творчества. Поэтому родителям необходимо уделять много времени и внимания развивающим играм со своим малышом.
Уже в 2-3 года речь ребенка начинает развиваться очень быстрыми темпами. Практически ежедневно его словарный запас пополняется новыми словами и выражениями. Поэтому родителям очень важно всячески способствовать развитию речи своих малышей.
Ни для кого не секрет, что речь очень тесно связана с мелкой моторикой рук. Поэтому нужно предлагать ребенку игры, где будут активно задействованы его пальчики: игры с мелкими детальками (строго под присмотром родителей!), с песком, а также пальчиковая гимнастика.
Помимо этого нужно много говорить с ребенком и поощрять его высказывания. Например, когда ребенок что-то хочет, не давайте ему этого, пока он не скажет словами. Не реагируйте, если он показывает на вещь пальчиком или издает нечленораздельные звуки. Делайте вид, что не понимаете его.
Также учите малыша называть вещи своими именами. Не «ляля», а «кукла», не «рррр», а «собака» и т.д. Конечно, смешные словечки ребенка кажутся вам милыми и забавными, но нужно сразу учить его говорить правильно, чтобы впоследствии не переучивать.
Еще одним важным направлением в развитии детей младшего дошкольного возраста является обучение сенсорным эталонам. Именно на их основе малыш будет учиться мыслить логически.
1. Цвет. Ребенок должен научиться ориентироваться в основных цветах (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый), различать и называть их. Для достижения этой цели предлагайте ему игры с мозаиками, разноцветными пирамидками и кубиками. В процессе игры постоянно называйте малышу цвета, чтобы он их запоминал. Закрепляйте изученный материал на окружающих предметах. Спрашивайте, какого цвета травка, машина, корзинка в магазине и т.д.
2. Форма. Ребенок младшего дошкольного возраста должен уметь классифицировать предметы в зависимости от их формы: круг, треугольник, квадрат, овал и т.д. Усвоить это ему помогут развивающие игры, которые продаются в любых детских магазинах. Они представляют собой большую коробку или банку с крышкой, наполненную фигурками различной формы. Перед началом игры фигурки высыпаются на стол и малыш должен поместить их обратно, просовывая через подходящие прорези в крышке. Первоначально ребенок действует методом проб и ошибок, но потом находит закономерность и с первого раза соотносит форму фигурки с прорезью. Задача взрослого – помочь малышу запомнить названия форм и указать на их отличия (у квадрата есть углы, а у круга и овала нет и т.п.).
3. Величина. Очень важно для развития детей младшего дошкольного возраста научиться различать предметы по параметру «больше» – «меньше». Для этой цели хорошо подходят конические пирамидки, матрешки и ведерки разного размера. В процессе манипулирования этими игрушками малыш учится определять на глаз большие и маленькие предметы. Родителям нужно закреплять эти знания. Для этого постоянно интересуйтесь у ребенка, какой предмет больше. Сравнивать можно все, что угодно, начиная от машин на улице и заканчивая фруктами в холодильнике.
Помимо вышеописанных сенсорных эталонов, родители должны научить малыша различать предметы и по другим параметрам: холодный – теплый, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, тяжелый – легкий и т.д. Знакомство с этими понятиями обогатит его чувственный опыт и сформирует первоначальные знания об окружающем мире.
Младший дошкольный возраст является также отличным периодом для развития творческого начала в малыше. Уже в 3-4 года можно выявить его склонность к музыке или рисованию и способствовать развитию ребенка младшего дошкольного возраста.
Для этого родителям нужно как можно чаще погружать ребенка в атмосферу творчества. Включайте ему классическую музыку, учите наслаждаться пением птиц, шелестом ветра или шумом волн. Показывайте ему красоту в обычных вещах: морозный узор на окне, листок причудливой формы, красивый закат. Рассматривайте вместе с малышом облака, дайте волю фантазии и рассказывайте ему о том, что видите в небе. Поощряйте малыша делать то же самое.
Не забывайте о том, что ведущий вид деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста– это игра. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы ваши развивающие занятия с малышом были для него увлекательными и интересными. Только тогда они смогут принести ему максимальную пользу. Успехов вам!
Очень познавательно. Затронули действительно важный вопрос. Основные принципы сформулированы, есть от чего отталкиваться.
Развитие дошкольников это самое важное. В это время ребенок все вбирает в себя, как губка. Нужно уделять большое внимание этому периоду.
Нужно корректировать развитие дошкольников как можно внимательнее. И еще, нужно говорить о том, что мешает этому развитию: телевизор, компьютер.
Очень важно правильное развитие дошкольников. Это потом определит их дальнейшую успеваемость.
Развитие детей младшего дошкольного возраста ложится, как правло, на плечи родителей. Но и тут сейчас больших сложностей нет. В магазинах продаётся столько развивающих игр.
да, про игры! у нас есть такой домик, где сразу ребёнок учится различат цвет предмета, его форму и величину.
главное, чтобы все развивающие игры были не на компьютере! никогда бы не подумала, что мой сын будет на меня бросаться с кулаками из-за компа