Главная » Родителям » Психологическая подготовка ребенка к школе
21
Oct

Психологическая подготовка ребенка к школе

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Для того чтобы провести оценку психологического развития ребенка, необходимо понять, что в дошкольном возрасте у детей происходит формирование многих качеств, которые пригодятся им для комфортного сосуществования в обществе.

В этом возрасте происходит формирование очень важных качеств, таких как эмоционально- мотивационная регуляция, формируется внутренняя позиция, мировоззрения, отношения к происходящему вокруг, так же происходит формирование восприятия, мышления, памяти, мотивации, речи, общения и индивидуальности. Параллельно с этим происходит формирование мотивации к чему-либо: к учению, приобретению навыков, достижению целей и успехов, самооценки, самоутверждения, мотивов общения и деятельности.

К дошкольному возрасту дети становятся способны к самосознанию. Действия дошкольников руководствуются определенными морально-нравственными нормами. Более активным становятся процессы общения, наблюдения и подражания за кем-либо. Процесс наблюдения и подражания протекает через систему поощрений, поэтому нельзя забывать поощрять и хвалить ребенка, когда он совершает хорошие поступки. А так же важно доступно объяснять, что и почему он делает не так.

При такой модели воспитания формируется стремление к одобрению и признанию, целеустремленность, потребность в достижении успеха, самостоятельность, чувство долга и ответственность. У детей старшего дошкольного возраста формируется отношение к окружающим. Ребенок способен объяснять причины своих поступков, формируется нравственное сознание и нравственная саморегуляция. Так же у ребенка определяется так называемая «внутренняя позиция». На ней базируются такие качества, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность и независимость.

Старшие дошкольники склонны к самоанализу и демонстрируют качества личности. Они готовы принимать на себя ответственность за происходящее вокруг, видят в окружающих преимущественно положительные качества и с готовностью им подражают. В старшем дошкольном возрасте дети учатся общаться, начинают взаимодействовать с окружающими в различной совместной деятельности, принимает нормы и правила группового поведения, что в будущем поможет ему строить нормальные отношения с людьми, находить с ними общий язык.

Немало важно, что в этом возрасте формируются позновательно-деятельностная, эмоционально-психологическая и интеллектуально-творческая сферы личности. Так же дети старшего дошкольного возраста склонны к таким формам мыслительного процесса как суждение и умозаключение, они основаны на памяти, представлении о происходящем и примере подражания. Немало важно то, что дети этого возраста склонны графически отображать свое отношение к окружающему миру, как позитивное, так и негативное, подробный анализ рисунков ребенка поможет родителям лучше понять своего малыша, что он думает и чувствует касаемо различных аспектов жизни.

Большую роль в восприятии окружающего мира играет психологическая подготовка к школе. Ребенок попадает в незнакомую среду, где, в отличие от его родителей, к нему никто не будет относиться по-особенному, он будет на равных с другими детьми. Так же ребенок сталкивается с конструктивной критикой его действий, навыков и умений, и не всегда она положительная. Психика ребенка очень живо реагирует на такие перемены, и чтобы малыш был готов к выходу в общество, необходима педагогическая и психологическая подготовка ребенка к школе.

Первый и один из важнейших аспектов в подготовке ребенка – привить ему желание учиться. Необходимо рассказывать дошкольнику о школе, об учителях и уроках. О том, что в школе можно узнать много нового и интересного, и все, что он там узнает, позволит ему в будущем выбрать ту профессию, о которой он мечтает. Необходимо объяснить ребенку, что каждый предмет по своему важен и это и знания обязательно пригодятся ему в жизни. Все это можно провести в форме ролевых игр.

Поскольку желание пойти в школу и желание учиться – два совершенно разных направления, стоит предупредить малыша, что будет не совсем легко, что теперь на него возлагаются свои обязанности, как, например, на папу – зарабатывать деньги, так и на него – учить уроки и получать положительные оценки. Нельзя забывать напоминать ребенку, что родители всегда рядом и в любой трудной ситуации придут ему на помощь, если это ему будет нужно, тогда ребенок не будет бояться браться за сложные задачи.

Преодоление трудностей – второй не менее важный аспект дошкольной подготовки. Необходимо объяснять и показывать ребенку на собственном примере, что, как бы ни была сложна поставленная задача, начатое необходимо довести до конца. Однако, малыша следует подготовить и к неудачам. Не всегда ведь он будет получать отличные отметки и положительные отзывы. Следует объяснить, что не может у одного человека все всегда получаться идеально, не исключено, что он столкнется с трудностями, но в этом нет ничего страшного, ведь если не получилось в первый раз, обязательно получится в следующий, главное – старание.

Так же родителям следует научить ребенка аналитическим навыком. Они включают в себя умение сравнивать и сопоставлять, обобщать и делать определенные выводы. В этом хорошо помогает совместное чтение, необходимо проследить, что ребенок внимательно слушает читаемую ему книгу, а после прочтения поговорить с малышом о ней, попросить его рассказать что и как он понял из услышанного и какие выводы можно из этого сделать.

Полезно в таких случаях читать поучительные сказки или басни. Кроме аналитических навыков, такие упражнения пополняют словарный запас ребенка, обучают строить более грамотные и сложные предложения, развивают речь. Большую роль играет личностная подготовка ребенка к школе. Она включает в себя умение общаться со сверстниками, потребность в общении и адекватность самооценки ребенка. Для того, чтобы получить представление о самооценке малыша необходимо провести простой тест. Нарисовать лесенку из одиннадцати ступеней и объяснить ребенку, что на этой лесенке стоят все люди в мире, от самых хороших до самых плохих.

Верхнюю ступеньку занимает самый хороший человек, а нижнюю ступеньку – самый плохой. Далее следует предложить малышу определить, на какой из ступенек он бы нарисовал себя. У детей младшего школьного возраста нормой можно считать расположение на шестой-седьмой ступеньке. У старших дошкольников она может подниматься и до одиннадцатой. Но если ребенок определяет себя на четвертой ступеньке или ниже – это сигнал неблагополучия, стоит обратиться к психологу или просто побеседовать с ребенком «по душам» и попросить объяснить, по какой причине он определил себя именно на этот уровень.

Важно объяснить ребенку, особенно, если он не ходил в детский сад, что с ним будут учиться много других детей. Что с ними нужно пытаться найти общий язык, рассказать ребенку, что в школе он встретит много новых друзей. Так же обязательно нужно дать понять ребенку, что нельзя обижать других деток, научить делиться и даже постоять за себя. Для дошкольников важно вовремя сформированная усидчивость, даже при необходимости заниматься не самым привлекательным делом, в таких случаях хорошо помогают настольные игры, занятие аппликацией, лепкой, игры в конструктор, поскольку данные виды деятельности требуют продолжительного времени и усидчивости.

Для очень непоседливых и подвижных детей полезно чередование спокойных игр с подвижными. Если малыш будет знать что для того чтобы побегать и поиграть есть специально установленное «шумное время» (в школе это будет перемена) , это позволит ему сдержать себя в порыве встать во время урока и походить или побегать по классу. Делу время – потехе час. Кроме всего прочего немаловажны устойчивые навыки ребенка к общественной жизни.

Обязательно нужно научить ребенка самостоятельно завязывать шнурки, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать молнии и пуговицы на одежде, пользоваться общественным туалетом. Школьные принадлежности, такие как школьная форма, рюкзак, тетради учебники и ручки необходимо купить ребенку заранее.

Это позволит ему понять, что к урокам следует готовиться заблаговременно. И самое главное – ребенок должен чувствовать и знать, что родители любят его любым и всегда готовы поддержать и придти на помощь.

Автор:    

К записи "Психологическая подготовка ребенка к школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)