Девиантным поведением считается отклонение от принятых нравственных, а, иногда, и правовых норм жизни общества. Именно, подростковый возраст – благоприятная почва для возникновения девиантов поведения.
Почему? Подросток недостаточно четко умеет контролировать свое поведение, у него слишком развито желание самоутвердиться, он не может сопоставлять свои желания со своими возможности. В таком возрасте ребенок имеет сильную внушаемость.
Девиантное поведение подростков можно назвать и по-другому, как «антидисциплинарное». Оно характеризуется повышенной тревожностью ребенка и нарушением ценностной системы. Такие дети раздражительны и вспыльчивы, часто агрессивны к окружающим. Именно эти качества характера вызывают огромные сложности в их воспитании.
Девиации подростка отличаются заниженной критикой к совершаемому проступку, учитывая, что такие проступки иногда связаны с правонарушениями, в том числе, с агрессией по отношению к окружающим людям. Девиантные подростки не чувствуют вины за свое агрессивное поведение. Зачастую, их действия направлены во вред себе же. Типичными проявлениями девиаций являются уклонение от учебы, агрессия, пьянство, сексуальные антисоциальные действия.
Если у ребенка обнаруживаются отклонения от принятых в социуме правил, то он становится для всех «трудным подростком». Мотивы, которыми руководствуется подросток, совершая асоциальный проступок, могут осознаваться, но, чаще, он действует бессознательно. Цели антисоциального поведения, в том числе, агрессии могут быть различными: месть, желание причинить боль другому человеку, власть над кем-либо, самоутверждение, причинение ущерба, устранение преград на пути к удовлетворению своих потребностей, или таким способом привлечение внимания.
Наиболее явно выражены проблемы с поведением у тех детей, которые живут в семьях, ведущих неподобающий образ жизни, а родители не занимаются воспитанием детей. Именно, там, где процветает алкоголь или наркомания, где взрослые жестоко обращаются с детьми происходит деформация личности подростка. Поведение ребенка характеризуется антидисциплинарными поступками, а также, антисоциальными или противоправными.
Особую группу составляют несовершеннолетние, имеющие склонности к суициду. Для подростка лишение себя жизни – это акт отчаяния, момент, когда он не способен дальше руководить своей жизнью. Настоящего желания смерти, обычно, у таких детей нет. Смерть представляется как отдых от проблем, способ наказать обидчиков.
В чем же причина отклоняющегося поведения? Специалисты считают, что это ответная реакция самого ребенка на сложные обстоятельства жизни. Кроме того, проявление девиантного поведения у подростков граничит с психическими расстройствами личности. Поэтому, оно должно оцениваться в равной мере как педагогом, так и врачом.
Девиантное поведение формируется в условиях многих факторов – полное отсутствие семейного воспитания, низкий культурный уровень окружающих людей, сложные жизненные ситуации. Но, не все подростки, оказавшись в таких условиях становятся девиантными личностями. Благодаря своим психологическим особенностям некоторые дети, все-таки, не предрасположены к принятию своего антисоциального поведения.
Исследование девиантного поведения подростков позволило выделить несколько факторов, вызывающих его.
·Биологические факторы, к которым можно отнести заторможенность умственного развития, телесные пороки или болезни нервной системы. Обычно, дети получают эти нарушения еще до своего рождения вследствие употребления матерью алкоголя или наркотиков, курения или наличия у ней инфекционных заболеваний.
·Психофизиологические факторы. Например, непривлекательная внешность, дефекты речи могут вызывать неприятие сверстников.
·Психологические факторы. Они характеризуются наличием у ребенка неврастении или психопатии. Иногда могут возникать пограничные состояния, в результате которых возбудимость повышается, что и сопровождается не адекватными поступками.
·Социально-педагогические. Это большие «пробелы» в семейном и школьном воспитании. Так у детей с «педагогической запущенностью» не формируются в полной мере учебные умения и познавательная активность. В результате развивается школьная дезадаптация, которая проходит несколько стадий.
Сначала появляется затруднение с изучением какого-либо предмета, хотя интерес к обучению еще сохраняется. Затем возникают ученые трудности по многим предметам, пропуски занятий, полное безразличие к получаемым оценкам, постоянные конфликтные ситуации с педагогами. Дальше следует социальная дезадаптация, то есть отсутствие всякого интереса к учению, употребление алкоголя или наркотики, вхождение в асоциальные компании.
·Социально-экономические предпосылки предполагают возрастающее расслоение в обществе, низкий заработок родителей и обнищание большого числа семей.
·Морально-этические причины связаны с понижающимися моральными принципами нынешнего общества, значительным «падением нравов», и, с другой стороны, безразличием всех структур общества к ненормальному поведению подростков.
Получается, что девиантное поведение среди подростков складывается под влиянием ошибок и грубых просчетов в воспитании. Отклоняющее от нормы поведение – это, в большей степени, защитная реакция нормального ребенка на сложные условия в его жизни.
Ни для кого не секрет, что сейчас в нашей стране проблема отклоняющегося поведения подростков очень актуальна. С каждым годом среди несовершеннолетних увеличиваются беспризорность, курение, наркомания, алкоголизм и проституция. Семья и школа – вот основные социальные структуры, которые формируют личность ребенка. Но, к сожалению, часто они не справляются со своими воспитательными функциями.
Все большее количество детей растет в неполных семьях, где на одном родителе лежит забота о материальном благополучии, а на воспитание ребенка не остается времени. Многие семьи «со спокойной душой» перекладывают воспитание детей на школу или на пожилых бабушек и дедушек. Увеличивается количество неблагополучных семей, где не только не занимаются воспитанием ребенка, но даже не создают ему элементарных условий для жизни и обучения.
Учителя в школах, также, часто забывают о своих воспитательных функциях, а делают упор лишь на образование детей. Государство не в состоянии обеспечить полноценный организованный детский досуг. И, главное, дети просто-напросто оказываются никому не нужными. Нет организаций, которые следили бы за неблагополучными семьями и защищали права детей.
И, все же, проблема существует и ее надо решать.
На основании вышеизложенного можно предложить следующие пути борьбы с растущим числом подростков антидисциплинарного поведения.
— Если основной причиной отклоняющегося поведения является безнадзорность, то одним из способов решения проблемы будет школа «полного дня». Это современный тип учебного заведения, в котором в полной мере реализуются и учебные, и, что немаловажно, воспитательные функции. В первую половину дня дети посещают уроки, а во второй половине дня они занимаются в кружках и секциях. В данном случае нужно учесть, что в штате работников таких школ должны быть предусмотрены воспитатели, осуществляющие с детьми внеурочную деятельность.
— Другой путь решения проблемы – не только создание бесплатных или не дорогостоящих секций, кружков, домов детского творчества, но и сделать их посещение более популярным. То есть активно вовлекать подростков на занятия в кружках и секциях по интересам. Тем самым, отвлекать от опасных уличных компаний.
— Не стоит забывать, что школа играет важную роль в воспитании детей. Большая ответственность в правильном развитии личности ребенка ложится на учителей. Педагог, сочетающий в себе строгость и доброту, уважение к личности ученика и гуманность, в полной мере сможет помочь подростку справиться со своим асоциальным поведением и вернуться к нормальной жизни.
— Нельзя обойти вниманием и семью. Именно, она изначально формирует личность ребенка. Различают несколько стилей семейных отношений, которые приводят к отклонениям в формировании личности ребенка. Так, дисгармоничный стиль в семье, например, гиперопека, двойная мораль родителей нарушает мировоззрение подростка. Нестабильный стиль формируется в результате развода родителей. Семья, характеризующаяся употреблением алкоголя, наркотиков, внутри семейной жестокостью, насилием над детьми является семьей с антисоциальным стилем отношений. В любом из этих случаев создается негативные микроклимат, который и формирует основы девиантного поведения у ребенка.
Многие годы в нашей стране существовал приоритет воспитания общества над семейным воспитанием. И сейчас многие родители уверены, что их долг – материальная сторона жизни ребенка, а воспитывать должна школа. Такие родители совершают грубую ошибку, забывая, что для развития полноценной и успешной личности ребенку требуются, в первую очередь, забота близких, доверительное общение в семье, теплота и ласка родителей.
Другая сторона данной проблемы – исправление ошибок в воспитании. Какие способы профилактики девиантного поведения подростков возможны?
Специалисты, проводя исследование отклоняющегося поведения подростков, предложили, что успешно скорректировать его возможно, вовлекая ребенка в активный вид деятельности. Но занятие для подростка должно быть интересным и значимым. То есть, он станет активным участником процесса только тогда, когда удовлетворяются его интересы, если деятельность позволяет оценить ему свои способности, и быть оцененным сверстниками.
Можно выделить следующие виды деятельности, решающие вопросы коррекции девиаций.
Это трудовая деятельность. При этом в ней должны учитываться индивидуальные и возрастные особенности подростков. Художественно-эстетическая развивает способности ребенка к восприятию искусства, учит вносить элементы прекрасного в окружающую его жизнь и бороться с низменным и уродливым.
Нравственно-правовая деятельность формирует у подростка знания о нравственных нормах в социуме, учит осознавать и анализировать свои поступки и действия других людей, формирует его культуру поведения.
И для родителей, и для учителей нужно взять за основу разъяснительный способ коррекции девиантного поведения у ребенка.
Разъяснительный метод – это путем бесед и диалогов с подростком добиваться негативного отношения к таким явлениям в обществе, как курение, пьянство, проституция.
Профилактикой асоциального поведения подростков занимаются и школьные специалисты: классные руководители, социальный педагог, психолог.
В рамках школы могут осуществляться следующие меры наказания за антидисциплинарные проступки: выговор, уведомление родителей о поведении ребенка, обсуждение поведения школьника на Совете профилактики.
Школа составляет план работы по педагогической профилактике. Такой план предусматривает мероприятия по предупреждению курения, вреде алкоголизма и наркомании. Планируются беседы на тему правового воспитания, диалоги с врачом-наркологом, с представителями правоохранительных органов.
«Трудные дети» воспитываются, в основном, в малообеспеченных и неблагополучных семьях. Поэтому, одна из форм работы школы предусматривает активное взаимодействие с родителями, в частности, посещение ребенка на дому, беседы с родителями на собраниях и классных часах.
Необходимо усилить обследование семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети. В более тяжелых случаях, когда возникает угроза жизни и здоровью ребенка, следует изолировать его от семьи.
Результат может быть достигнут, если заранее поставлена цель – разрушить негативные установки в сознании ребенка и сформировать у него социально полезные качества, способность противостоять неблагоприятным воздействиям.
К записи "Проявление девиантного поведения у подростков" оставлено 0 коммент.