Уже несколько лет многие представители интеллигенции, преподаватели и непосредственно родители учащихся жалуются на ухудшение качества российского образования. Так ли это на самом деле и что стало причиной подобных изменений?
Если речь зашла о качестве образования, то в плане уровня информированности учащихся все осталось на прежнем уровне, а в некоторых сферах даже видны улучшения. В первую очередь, это касается информационных технологий и естественных наук. Зато проблемы духовно-нравственного воспитания школьников выходят на первый план.
Некоторые исследователи, психологи и социологи связывают это с понижением уровня нравственности в обществе в целом и с постоянной демонстраций скандалов, насилия, кровопролитий и нецензурной брани в средствах массовой информации. Кровавые разборки со стрельбой стали уже чем-то само собой разумеющемся и уже невозможно представить ни один выпуск новостей без сообщений об убийствах, терроре, войне и проч.
С другой стороны, в обществе нет единого согласия в ценностях, которые нужно вложить в головы подрастающего поколения юношей и девушек, а ведь нравственное воспитание школьников должно базироваться именно на этих ценностях.
Также немаловажно определить задачи нравственного воспитания школьников. Это поможет структурировать систему воспитания и намного быстрее добиться поставленных целей.
В рамках современного общества наиболее грамотным будет развивать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну, воспитывать их в духе гражданственности, выявлять таланты и природные задатки на начальном этапе, заниматься развитием творческого потенциала каждого ученика в отдельности (здесь не обойтись без индивидуального подхода) , знакомить учеников с культурными ценностями и привлекать их к работе, связанной с возрождением, сохранением и приумножением этих культурных ценностей, формировать в ребятах чувство собственного достоинства, рассказывать им о различных способах социальной адаптации и проч.
Решить все эти задачи станет возможно, если все институты гражданского общества объединят свои усилия. Это касается как этнических и культурных, так и конфессиональных сообществ Российской Федерации. Быть учителем – это настоящий талант и неимоверный труд. Настоящий учитель поможет ребенку выявить и развивать свои природные таланты и способности, в понятной форме объяснит ему о том, что такое хорошо и что такое плохо и поможет ему найти себя в этом мире.
В педагогике под духовно-нравственным воспитанием понимаются воспитание, соответствующее с духовным традициям народа, а школа как общеобразовательное заведение оказывает непосредственное влияние на духовно-нравственное воспитание учащихся. Как правило, о духовно-нравственном воспитании говорят на уроках, классных часах, мероприятиях. С некоторыми учениками проводятся беседы отдельно. В данном случае большее внимание уделяется обучению с учетов всевозможных нравственных норм. Создание атмосферы духовности происходит не в отдельно отведенные часы, а во время занятий в целом. На этих ценностях должен базироваться уклад школы. Благодаря образовавшемуся духовному вакууму, учителя начинают искать все более новые способы донесения духовности до учеников.
Сейчас появилось множество методов развития духовности у современных школьников.
Это могут быть различные занятия, направленные на развития чувства патриотизма. Очень большую роль в данном случае играют уроки истории, мировой художественной культуры, литературы и русского языка. Именно на этих занятиях детям рассказывают об истории России, красоте русского языка, популярности русской литературы как в России, так и за рубежом.
Также можно организовывать внеклассные походы учеников в театр и музеи.
Ряд исследователей сходится во мнение, что развитие нравственно-духовных ценностей школьников должно базироваться на православной культуре.
Методы нравственно-духовного воспитания
Сейчас появилось множество методов развития духовности у современных школьников.
Это могут быть различные занятия, направленные на развития чувства патриотизма. Очень большую роль в данном случае играют уроки истории, мировой художественной культуры, литературы и русского языка. Именно на этих занятиях детям рассказывают об истории России, красоте русского языка, популярности русской литературы как в России, так и за рубежом.
Также можно организовывать внеклассные походы учеников в театр и музеи.
Ряд исследователей сходится во мнение, что развитие нравственно-духовных ценностей школьников должно базироваться на православной культуре. Это не значит, что дети должны становиться глубоко религиозными. Их знания должны касаться социально-гуманитарных познаний в сфере религии. Так к основным ценностям в данном случае относятся:
— исторические ценности, имеющие особое значение в гражданском самоопределении российских граждан. Это касается и исторических событий, имен, символов, святынь религиозного характера;
— использование таких понятий, как: «Отечество», «Святая Русь», «Родная земля» и др. ;
— знакомство с обычаями и традициями, отражающими обыденное право и обыденное правосознание и их религиозное духовно-нравственное наполнение и обоснование;
— рассказ о традициях гражданско-патриотического служения своей стране и своему народу, всему обществу и государству в части;
— воспитание в учениках чувства веротерпимости, уважения к правам и свободам граждан, исповедующих другие религиозные учения;
— выработка уважения к старшим, к предкам, к членам семьи, к родителям;
— осмысление понятия религиозного долга, прав и обязанностей личности с точки зрения религии;
— рассказ о национальной картине мира народонаселения России в различные эпохи;
— приобщение к ценностям национальной культуры страны;
— оказание помощи при развитии нравственного начала личности, моральных принципов поведения;
— выработка ответственного поведения в сфере взаимоотношений с противоположным полом;
— развитие поведения в соответствии с высокими духовными ценностями в противовес пропаганде насилия, цинизма, безнравственности и т. д.
Немаловажно объяснить ученикам, что на протяжении все истории человечества люди использовали религию в разных целях. Среди них были как положительные, так и отрицательные мотивы. Порой религия применялась высшими слоями общества для захвата власти или разжигания национальных и межнациональных конфликтов. В ряде ситуаций религия была средством манипуляции.
В наши дни нельзя подразделять людей на религиозные группы в зависимости от этнических признаков. В данном случае стереотипы неуместны. И подобное видение этого вопроса не дает рассмотреть целостную картину мира. Категорически запрещается дискриминировать человека из-за его вероисповедания.
Разумеется, в классе могут находиться представители разных религиозных конфессий. Не следует выделять православие в качестве доминирующей религии. Это может накалить обстановку в классе. Педагог должен заострить внимание на религиозной толерантности и пресечь всевозможные конфликты, возникающие на этой почве.
Также учитель должен любить свое дело и стараться нести духовные ценности в массы. Научить родителей, педагогов, а уж тем более детей общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, имеющий самыми современными методиками и закончивший множество курсов дополнительной подготовки, не сможет заложить духовно-нравственные ценности в своих воспитанников. Лишь пример самого воспитателя без нравоучения сможет дать определенные результаты.
Проблемы семьи, духовно-нравственного становления личности, адаптации молодых людей в социуме, формирование норм и ценностей, принятых в обществе уже давно обсуждается на уроках обществознания и православной культуры, которые введены в некоторых школах в качестве обязательных предметов.
Образование — это та сфера общественной жизни, в которой происходит формирование нации, в которой из поколения в поколение передается социально-культурный опыт, накопленный народом за время его исторического развития.
Лишь вместе, объединив усилия государства, общества, семьи, удастся решить проблему появления нового здорового поколения в России 21 века. Тогда о будущем страны уже не придется беспокоиться.
Советы для родителей
Немаловажной будет роль родителей в процесс духовно-нравственного воспитания учеников. Все-таки в школе ребенок проводит определенную часть своего времени, остальные часы он находится с друзьями и с семьей. Порой ценности, вложенные в ребенка на уроках, в корне противоречат привычному укладу жизни его родителей. Следовательно, подобные противоречия нужно постараться сгладить.
В таком случае можно дать несколько советов для родителей:
— в семье должны присутствовать нормы толерантности к различным народам и национальностям вне зависимости от их религиозной и этнической принадлежности;
— родители должны относиться к ребенку как к полноправной личности и члену семьи, уважать его мнение и прислушиваться к нему;
— нельзя прибегать к физическому наказанию. Это делает детей жестокими, а порой заставляет замыкаться в себе;
— не стоит забывать, что детям нужно уделять время и проявлять о них заботу. Ребенок должен чувствовать, что его любят и что у него есть человек, к которому он сможет обратиться в случае возникновения проблем;
— можно отдать ребенка на различные кружки и секции. Это поможет развить его таланты и способности и значительно расширит его кругозор;
— родители должны являться на родительские собрания, чтобы ознакомиться, какие именно ценности преподаватель пытается вложить в их ребенка;
— в выходные дни можно устраивать вместе с ребенком совместные походы в театры и музеи. Данные мероприятия не только благотворно скажутся на уровне его развития, но и позволят поговорить по душам.
Наиболее приоритетной формой общения является диалог. Диалог представляет собой доброжелательное общение двух людей, цель которого — получение определенного результата. Чтобы диалог протекал в конструктивном русле, собеседники должны чувствовать себя на равных и стараться понять и услышать друг друга. Очень важно уважать мнение оппонента, не прибегать к критике. Чтобы правильно простроить диалог между родителем и ребенком, взрослому, как наиболее мудрому человеку, необходимо соблюсти следующие условия:
— быть внимательным к ребенку;
— не критиковать его и не перебивать.
— позволить ребенку раскрыться;
— дельно и доходчиво отвечать на все вопросы ребенка, подкрепляя ответы историями из своего опыта и примерами из жизни окружающих;
— быть вежливым, не употреблять нецензурную лексику и «сильные выражения»;
— постараться помочь ребенку решить его проблему.
Если ваше мнение не совпадает с мнением ребенка, его нужно аргументировать. На ребенка нельзя оказывать давления. Лучше действовать методом пряника, а не кнута.
Также с ребенком можно обсуждать различные книги, литературные сюжет и жизненные ситуация. Благодаря этому, ему доходчиво удастся объяснить, что такое хорошо и что такое плохо и посмотреть, какие ценности приобрел ребенок в школе и узнать чуть больше о его окружении.
Иными словами родители играют ключевую роль в становлении своих детей на духовный путь развития. Они являются своеобразными проводниками знаний и культурных ценностей. Без их участия сложно будет найти подход к тому или иному ребенку, так как большинство проблем идут из семьи, воспитания, взаимоотношений с родителями, традиций и прочее.
Таким образом, заниматься духовно нравственным развитием ребенка должны не только преподаватели на уроках, но и его родители. В противном случае достичь результатов удастся не скоро.
К записи "Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников" оставлено 0 коммент.