Главная » Родителям » Прививаем любовь к чтению: что делать, если ребенка невозможно заставить читать?
15
Dec

Прививаем любовь к чтению: что делать, если ребенка невозможно заставить читать?

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Далеко не все дети любят читать книги, а уж тем более те, что относятся к современной школьной программе, а это, в свою очередь, сказывается на образовательных результатах. Почему ребенка не заставить читать книги в современном мире, и как бороться с этой проблемой?

Почему дети не любят читать

Как ребенка заставить читать, когда он не хочет — один из самых серьезных вопросов, который волнует многих родителей. Современные дети все меньше уделяют внимания литературному творчеству, предпочитая проводить время за компьютером, а не в компании с книгой.

Во многом это связано с массовым распространением современных технологий, но свое лепту вносят и взрослые. Если у ребенка перед глазами пример родителей, которые не слишком-то любят книги и довольно редко за них берутся, малыш вряд ли когда-нибудь возжелает обратиться к письменному слову. Именно поэтому психологи советуют с раннего детства читать книги вместе с детьми, проявляя как родительскую заботу, так и воспитание любви к печатному слову.

Еще одна причина, по которой современные дети все хуже и хуже успевают по литературе — это сложность программы. Уже в 6-7 классе дети начинают изучать многотомные произведения, смысл которых им зачастую просто не понятен. В результате, прочтя несколько страниц сложной книги, ребенок отказывается от дальнейшего продвижения по тексту. Разумеется, здесь многое зависит от преподавателя, от его умения заинтересовать учеников тем, что происходит в литературном произведении.

И, наконец, причиной отказа от школьной программы зачастую становится элементарная неспособность ребенка составить правильный режим дня. Освоить большое и сложное литературное произведение бывает непросто, и для этого нужно довольно много времени. Если ребенок отводит на домашнее задание слишком мало времени, не в силах правильно организовать свой режим дня, освоить даже отрывок из сложного произведения будет проблематично.

Разумеется, столь острую проблему в вопросах школьного воспитания психологи рекомендуют решать по-разному. Здесь применяются как методы родительского контроля, так и эффективные методики по вовлечению детей в изучение школьного предмета.

Как заставить ребенка читать школьный материал по литературе

Для начала взрослому следует проанализировать поведение малыша, понять, читает ли он в принципе. Если ребенок обращается к книге очень редко и старается занять себя другими делами, следует бить тревогу. В данной ситуации, самый простой выход — это изучать литературное произведение самостоятельно.

Так, например, мама может вместе с ребенком читать по несколько страниц день, вводя это в привычку. Данная методика подразумевает не только изучение литературного произведения, но и создание благоприятных условий для развития дружеских отношений между малышом и родителями.

Также психологи советуют с самого детства приучать ребенка к чтению книг, и лучше всего демонстрировать важность печатного слова на личном опыте. Чем чаще мама и папа будут браться за книги, тем больше ребенок захочет быть на них похожим. Личный положительный пример всегда влияет на поведение ребенка в будущем.

Если школьник любит читать книги, но не воспринимает школьную программу, проблема может быть еще серьезнее. Возможно, данное произведение кажется малышу слишком сложным и тяжелым, и поэтому он не спешит ознакомиться с ним. В такой ситуации родителям следует в красках расписать, о чем конкретно рассказывает книга, и как много в ней интересных моментов и сюжетных поворотов. Такой рассказ скорее всего заинтересует ребенка, и его рука автоматически потянется к книге.

Еще один вариант того, как заинтересовать ребенка тем или иным произведением, подразумевает покупку специальных изданий. Так, например, если в школе дети проходят какие-то сказки или басни, а может даже рассказы Чехова, родителям следует приобрести для малыша красочные издания с массой иллюстраций. Такие книги помогут гораздо лучше и быстрее усвоить все, о чем идет речь в тексте.

Иногда школьник отказывается читать литературное произведение по более прозаичной причине — из-за конфликта с учителем. В таком случае, уже родителям необходимо приложить максимум усилий, чтобы разрешить проблемную ситуацию. Возможно, преподаватель и сам не заметил, что чем-то обидел школьника, но конфликт между ними нужно решить как можно быстрее, пока это не сказалось на успеваемости малыша.

Зачастую все усилия родителей по привлечению школьника к литературному, учебному материалу оказываются напрасными, и в такой ситуации, на помощь взрослым приходят смежные виды искусства. Родители могут показать ребенку экранизацию того или иного литературного спектакля, или отправиться с ним в театр на постановку спектакля по данной книге. По многим литературным произведениям даже создаются специальные экспозиции, и посетив их с детьми, взрослый сможет заинтересовать школьника содержимым книги.

Так, например, можно показать ребенку не всю экранизацию, а лишь ее часть, стимулируя школьника прочесть книгу и узнать финал всей истории. Некоторые экранизации (например, классический фильм Сергея Бондарчука «Война и Мир») оказываются настолько полными, что дают ребенку полноценное представление о масштабе самого произведения. Поскольку экранизаций сейчас существует очень много, родители могут отыскать ту, которая заинтересует как школьника, так и взрослых членов семьи. Следовательно, проблема в обучении превратится в вариант совместного семейного досуга за просмотром хорошего кино.

Чего делать точно не стоит, так это заставлять ребенка из под палки читать книгу, стараясь сделать все для повышения его успеваемости. Если школьника изначально не интересует книга, он вряд ли поймет основные сюжетные повествования и повороты, и в результате все усилия родителей окажутся напрасными.

Некоторые литературные произведения в современной школьной программе отличаются большим объемом, что пугает школьников. Родители могут пойти на хитрость, приобретая сокращенные варианты произведений, в которых содержатся лишь ключевые моменты сюжета. Целостная картина литературного произведения при этом страдает, но зато школьник гораздо быстрее усваивает учебный материал.

Если родителей заботит проблема обучаемости школьника по литературе, они обязательно отыщут выход из этой сложной ситуации. Сейчас существуют самые разные методики, помогающие заинтересовать детей содержанием книг. Если родители еще и будут работать в одном направлении с преподавателем, проблем, связанных с успеваемостью по литературе, точно не возникнет.

Проблемы с изучением школьной программы по литературе возникают у многих школьников. Зачастую дети просто не хотят браться за большие и сложные произведения, и тут важно проявить родительское участие. Если взрослые вовремя обратят внимание на возникшую проблему, им удастся пробудить в крохе интерес к литературе и повысить его успеваемость.

Автор:    

К записи "Прививаем любовь к чтению: что делать, если ребенка невозможно заставить читать?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)