Жизнь детей ценна, и для их безопасности лучше «переборщить» с правилами, чем не доглядеть. Родителям и учителям нельзя пренебрегать своими обязанностями в дорожно-транспортном образовании детей школьного возраста.
Все участники дороги — пешеходы, и водители, обязаны знать и соблюдать правила дорожного движения. Это касается и взрослых, и детей. В обязанность родителей и учителей входит ознакомление детей – школьников с основными дорожными правилами, особенно, с обязанностями пешеходов.
Еще накануне поступления ребенка в школу родителям следует рассказать ему
· о правилах поведения на улице и дороге,
· о том, что может произойти на проездной части дорог,
· для чего нужны светофоры и дорожные знаки,
· об опасности перебегать улицу в неположенном месте.
При поступлении в школу основная роль в обучении детей ПДД ложится на плечи учителей. Для этого вводятся специальные уроки, целью которых является:
o научить, чтобы школьники могли хорошо ориентироваться на дороге;
o чтобы они понимали принципы движения транспорта;
o знали основные правила поведения пешеходов относительно транспорта на дороге;
o ориентировались в нестандартных ситуациях, которые могут произойти во время движения.
Практические занятия включают в себя следующие действия:
Изучение теории в простой и доступной стихотворной форме, либо с помощью показа обучающих мультфильмов.
Обучение знакам дорожного движения, дорожным разметкам, ключевым действиям регулировщика.
Викторины, конкурсы, ролевые игры, турниры знатоков по безопасности детей на дорогах.
Работа кружков, типа «Юные инспекторы дорожного движения».
Объяснение опасности неправильного поведения на дорогах (приведение статистики детских несчастных случаев на дороге) .
Обучение правилам велосипедного движения.
Основополагающие правила дорожного движения для школьников, которые они должны хорошо знать:
По тротуарной дорожке пешеходы ходят по правой стороне. В нашей стране правостороннее движение для транспорта и пешеходов.
Улицу можно переходить только на зеленый сигнал светофора или, пользуясь пешеходным и подземным переходом.
Быть внимательным при пересечении дороги, убеждаясь, что поблизости нет опасности приближающейся машины.
Не торопиться обходить автобус, из которого вышел. Подождать его отъезда от остановки.
Пресекая проезжую часть, посмотреть налево, а дойдя до разделительной полосы – направо. От нашего внимания зависит наша жизнь.
Методы преподнесения правил дорожного движения:
Эффективным методом подачи материала и его закрепления для школьников семи – десяти лет является игра. Опираясь на образное мышление ребят, можно использовать различные подручные материалы, такие, как машинки, солдатики, графические изображения знаков и атрибутов дорожного движения. Используя все эти атрибуты, каждый ученик должен практически показать, как правильно перейти дорогу на перекрестке, что необходимо делать в ситуации, когда светофор не работает и многое другое.
Хороший вариант обучения – изображение на бумаге простого плана местности, по которому школьник ежедневно добирается из дома в школу и обратно. На этом плане «Путь в школу и обратно» он рисует главные фрагменты пересечения проезжих дорог на своем пути.
Для детей постарше можно найти на сайтах ГАИ тесты по определению знаний ПДД. Эта теория необходима для дальнейшей сдачи экзамена по управлению автомобилем.
Детям нравится простая, но увлекательная игра «Разрешается — Запрещается». Она заключается в следующем: учитель называет действие на дороге, а ученики отвечают, разрешено так делать или запрещено. Дети реагируют активнее, если каждому дается карточка двух цветов: зеленая и красная, которой они выражают свое согласие или протест.
Примеры некоторых действий в этой игре:
— Перейти дорогу по пешеходному переходу
— Перейти дорогу на желтый сигнал светофора
— Обойти стоящий на остановке автобус сзади или спереди
— Кататься на роликах на проезжей части дороги
— Переходить дорогу, если рядом есть подземный переход
— Играть с мячом рядом с автомобильной дорогой и выбегать за мячом на ее проезжую часть.
Игра «Водители»для двух – четырех игроков семилетнего возраста;в ней детям как водителям необходимо будет учитывать дорожные знаки, сигналы светофоров, разметку. Каждый игрок – водитель «ездит» на своей машинке – фишке по городу. В начале игры разложенные на поле дорожные знаки закрыты, но по ходу движения «водителей» на перекрестках им встречаются светофоры, «поворотные» ограничения и различные знаки. Им даже приходится рассчитывать количество бензина на весь путь, чтобы не пришлось застрять на дороге с пустым бензобаком.
«Водители и пешеходы» — игра с похожими правилами. В игре участвуют от двух до восьми игроков, где водителям и пешеходам необходимо соревноваться друг с другом. Соблюдая правила дорожного движения, они наперегонки стремятся к финишу.
Игра «Фантастический дорожный знак» побуждает детей развивать творчество и фантазию. Учитель предлагает придумать необычный дорожный знак. Для этого у них должно быть сформировано представление об уже существующих знаках на дороге.
Игра заключается в следующем: ребенок берет за основу один из окружающих его предметов и переносит его свойства на «свой» дорожный знак. При этом он может придумывать самые невероятные идеи на счет внешнего вида и предназначения этого знака.
Например, учитель предлагает детям задумать предмет. Кто-то говорит: «Кошка». «Подумай, может ли твой дорожный знак напоминать чем-то кошку? » Ученик с помощью одноклассников накладывает свойства кошки на функции своего знака. Например: «Мой знак будет пушистым и мягким, будет уметь царапаться и мяукать. Если кто-то из пешеходов будет переходить дорогу на красный свет, знак – кошка начнет мяукать и вцепится коготками в нарушителя. Он не будет сильно царапаться, только припугнет. Но зато, если машина случайно наедет на такой дорожный знак, не повредится, потому что он мягкий. И сам знак не сломается».
Еще один пример детской фантазии. Дорожный знак, имеющий свойства слона и электрокастрюли одновременно. Летом он ушами приносит прохладу ожидающим зеленого света прохожим, а зимой, как нагревшаяся кастрюля, греет прохожих. К тому же, знак — слон поливает водой из хобота нарушителей дорожного движения. Нет предела детской фантазии!
Эффективно использование программы внеурочной деятельности «Школа безопасности на дороге» с целью подготовки детей начальных классов к безопасному перемещению на дорогах.
Задачи программы таковы:
· Обучить детей безопасному поведению на улице и на дороге.
· Сформировать сознательное отношение к выполнению ПДД.
· Воспитание ценностного отношения к здоровью и чувства ответственности за личную безопасность.
· Развитие активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Для осуществления этой программы используются такие формы занятий, как диалог – беседа, экскурсии, игры, конкурсы, практические занятия, просмотр видеофильмов и их обсуждение, встречи с сотрудниками ГИБДД.
Известным считается выражение: «Не так важно то, чему вы учите ребенка; важнее то, какой пример вы ему показываете». Родителям необходимо учить ребенка правилам поведения на дороге, показывая собственный пример. Даже, если ребенок еще грудничок и лежит в коляске, родители должны запечатлевать у него свое поведение на дороге, последовательно применяя эти навыки в каждодневной жизни.
Возрастая, дети приобретают определенные способности для ориентира на дорогах. В шесть лет ребенок имеет еще ограниченный угол зрения, и это позволяет ему видеть только две третьих той картины, что видят взрослые. Им трудно определить скорость движения различного транспорта. К тому же, ребенок в этом возрасте не умеет распределять внимание и не отличает существенное от незначительного. Поэтому, катящийся по проезжей части дороги мяч, может привлечь все его внимание.
Семилетний первоклассник уже уверенно может отличить левую сторону дороги от правой.
Восьмилетнего пешехода можно уже назвать наполовину опытным. Он четко различает, откуда доносится шум, понимает связь между величиной предмета и его удаленностью. Но в этом возрасте ребенок еще не всегда может распознать опасные ситуации на дороге.
Родители учат своих детей следующим правилам:
Внимание необходимо уже при выходе из дома.
Возле подъезда можно встретить движение транспорта. Поэтому, нужно обратить внимание ребенка на то, нет ли рядом опасности.
Двигаясь по тротуару, нужно держаться правой стороны и
внимательно наблюдать за движением транспорта во дворе. Не надо приучать детей ходить, возить коляски или санки по проезжей части; для этого есть тротуар.
При переходе через дорогу сначала всегда нужно остановиться и
осмотреть проезжую часть. Полезно комментировать вслух для ребенка все свои действия при переходе: «Сначала смотрим налево, нет ли машин. Давай лучше пропустим вот эту машину. Теперь, на середине, остановимся и посмотрим направо. Дорога свободна, можем переходить».
Переходить проезжую часть нужно:
a) только на перекрестке или по пешеходному переходу;
b) на зеленый свет светофора (даже если машин нет) ;
c) переходить дорогу нужно не спеша, без отвлекающих посторонних разговоров. Нельзя выскакивать на дорогу из-за машины, кустов, и т. д. , не видя всей картины на дороге.
Необходимо учить ребенка, что всегда нужно переходить дорогу (даже, где мало машин) осторожно, так как транспорт может выехать из переулка или из двора.
Маленькие советы: а) важно обращать внимание ребенка на
готовящееся к повороту транспортное средство; б) на его сигнальные указатели поворота; в) на то, как оно останавливается возле перехода, двигаясь по инерции.
Ожидая транспорт, следует стоять только на остановочной площадке
или тротуаре; подходить к двери для посадки — после полной остановки автобуса; не запрыгивать в транспорт в последнюю секунду, или, если движение уже началось.
Самые частые ловушки на дороге – повторяющиеся ситуации на проезжей части, в результате которых страдают дети.
1 ловушка: «Надо скорее бежать, — мой автобус! » Эта ситуация толкает опаздывающего в школу (на тренировку, в музыкальную школу и т. д. ) ребенка к главной опасности. Торопясь к автобусу, он ничего, кроме него, не видит и перебегает дорогу, не оглядываясь по сторонам. Так он может попасть под колеса другого транспорта.
2 ловушка: «Успею пробежать, ведь машина далеко». Именно так часто думают подростки и попадают под машину. За одной машиной может на большой скорости идти другая.
3 ловушка: «Если я на остановке, значит, в безопасности». Дети на остановках попадают под машину в три раза чаще, чем на перекрестках. Нельзя обходить автобус ни сзади, ни спереди. Он должен отъехать.
4 ловушка: «Опасности нет! » Транспорт, стоящий у обочины перекрывает дорогу; ребенок может не заметить машину, водитель – ребенка, и не сможет вовремя затормозить. Нужно убедиться, что опасности нет и тогда уже переходить дорогу.
5 ловушка: «Ни шага назад! » Если на дороге сложилась неожиданная ситуация, не надо в испуге метаться из стороны в сторону. Лучше остановиться и сориентироваться в обстановке.
Дорогу нельзя перебегать, ее нужно переходить. Нужно всегда помнить, что машина не может останавливаться мгновенно. При резком тормозе она еще какое-то время будет ехать по инерции и может совершить наезд на «перебежчика».
Подготовка детей к вопросам безопасности на дороге – важный путь сохранения жизни, здоровья ребенка. Лучше предупредить, чем исправлять! Пренебрежение обучением детей дорожным правилам может очень дорого стоить обществу!
К записи "Правила дорожного движения для школьников" оставлено 0 коммент.