Многие родители после поступления ребенка в школу сталкиваются с проблемой плохой успеваемости в школе. От чего она зависит и что лежит в причинах ее ухудшения? Об этом и других вопросах и пойдет речь в статье.
Каждый ребенок, несомненно, является самым лучшим, талантливым и красивым для своих родителей. В дошкольном возрасте с детьми, как правило, не возникает особенных проблем, поскольку в детском саду или в группе, в которой готовят детей к школе, обычно многие находят общий язык, а конфликты если и случаются, то, как правило, несерьезные. Однако все меняется в тот момент, когда малышу исполняется семь лет, ведь именно в этом возрасте дети идут в школу.
Сначала, конечно же, ребенок ожидает похода в школу, словно бы там его ждут чудеса. Его привлекает то новое и неизведанное, которое скрывает в себе это место, но потом, узнав, что уроки скучны, а на них нужно сидеть прямо и совсем нельзя ни с кем разговаривать, первоклассник разочаровывается. У многих детей уже в первые недели пропадает охота идти в школу, они начинают капризничать, пытаясь уговорить родителей не отводить их туда.
В связи с этим успеваемость в школе ребенка падает. В чем же кроется причина? Ведь, казалось бы, многие родители выполняют практически все домашние задания вместе со своими детьми, очень серьезно контролируя как качество, так и скорость их выполнения.
Психологи выделяют несколько причин, которые могут послужить факторами, вызвавшими плохую успеваемость в школе.
К первой и самой распространенной причине относится биологическая. Как правило, некоторые родители не уделяют достаточно внимания подготовке своего ребенка к школе. Ведь нагрузка на современного первоклассника куда большая, чем была несколько лет назад. К семи годам, перед поступлением в первый класс, каждый новоиспеченный ученик должен знать счет до десяти и обратно, производить некоторые простейшие вычисления (сложение и вычитание) , знать несколько стишков, песенок, скороговорок, выучить все буквы алфавита, научиться писать их и читать, разделять слова на слоги. Если ранее всему этому учили в первом классе, то сейчас, придя в первый класс, ребенок уже должен все это знать. Из-за того, что обучению младшеклассника не было уделено достаточно внимания, он может многого не знать, а это значит, что интерес к учебе у него быстро угаснет уже из-за того, что он многого не понимает, в отличие от своих сверстников. Это, в свою очередь, может послужить причиной насмешек со стороны новых одноклассников, что может повлечь за собой в дальнейшем не только трудности в общении с ребенком, но и то, что он постепенно закроется в себе.
К биологическим причинам плохой успеваемости школьника относится так же неумение вести себя на уроке и отсутствие дисциплины в целом. Происходит это тоже из-за того, что в свое время родители не уделили должного внимания разъяснению некоторых правил и не подготовили ребенка к школе ни морально, ни физически.
Встречаются и такие дети, которые достаточно хорошо подготовлены, но все равно в дневнике их можно увидеть только плохие оценки. Из-за своего неумения усидеть на одном месте или гиперактивности, они постоянно вертятся, отвлекают других учеников, не дают вести преподавателю урок, что, само собой, сказывается на качестве оценок. Впрочем, справиться с этим будет достаточно легко. Во-первых, родителям необходимо как можно более подробно разъяснить своему ребенку правила поведения на уроке, а во-вторых, со школьником следует позаниматься некоторыми упражнениями, которые будут направлены на развитие у него внимания и усидчивости.
Многие родители и психологи, что плохая успеваемость в школе – это результат социальной стороны развития ребенка. Известно, что некоторые мамы и папы едва ли не с ранних лет записывают ребенка в несколько секций, нагружают его дополнительными заданиями или просто работой по дому. На общение со своими сверстниками у него практически не остается времени. Поэтому неудивительно, что попав из уже привычной домашней обстановки, где бывали только родные и уже знакомые ему люди, в незнакомую среду, полную незнакомых людей, дети теряются.
В такие моменты организм школьника может получить колоссальный стресс. Как правило, дети, воспитанные в домашней среде, очень трудно идут на контакт, с ними достаточно сложно завязать знакомство. Из-за своей робости и застенчивости они достаточно скоро могут стать изгоями в дружном коллективе, к тому же, в школе нередки бывают некоторые разлады со сверстниками, что вкупе создает очень сильную психологическую нагрузку для школьника. В связи с этим у него достаточно быстро могут ухудшаться оценки, а идти в школу он будет с очень большой неохотой. Чтобы избежать таких последствий, психологи рекомендуют почаще давать ребенку проводить время со сверстниками, чтобы он мог социально адаптироваться и не чувствовать себя угнетенным и забытым. В этом случае он будет доволен складывающимися обстоятельствами, а, обзаведясь в школе новыми друзьями, он не только будет спешить туда, но и будет стараться прилежнее и старательнее учиться.
Некоторые люди высказывают мнение о том, что наибольшую вероятность в причинах плохих оценок имеет эмоциональный фактор. Иногда случается так, что ученик и учитель по какой-то причине невзлюбили друг друга. И если ребенок будет проявлять скрытую агрессию, не в силах высказаться вслух, то учитель может даже при всем классе оскорбить школьника.
Конечно же, такое поведение со стороны педагога будет просто возмутительным, но, к сожалению, подобные случаи достаточно часто встречаются в наше время. Преподаватель может незаслуженно занижать оценки ученику, либо он сам будет стараться сорвать уроки учителя, за что и будет получать неудовлетворительные отметки. В этом случае консультация психолога необходима как учителю, так и школьнику, поскольку только так можно выявить причину такого поведения.
Кроме этого, к эмоциональным причинам понижения качества обучения может влиять и отсутствие внимания со стороны родителя. Уже давно известно, что ребенок, которому не уделяется хотя бы немного времени, не будет стараться учиться лучше. Чтобы предотвратить подобное, необходимо постоянно проверять его домашние задания, хвалить его, говорить о том, какой он молодец. Благодаря столь нехитрому поощрению со стороны родителей, ученик сам будет стараться в дальнейшем заслужить новую похвалу, а значит и постарается учиться лучше.
Перечисленные выше три причины являются наиболее распространенными, но, тем не менее, некоторые считают, что в основе плохой успеваемости ребенка могут лежать и несколько другие факторы. Один из них – плохое влияние друзей. Как правило, под подобное влияние попадают чаще всего дети, лишенные одного из родителей. Таким образом они себе находят кого-то, кому можно подражать в поведении.
Кроме этого, плохая успеваемость может стать таковой из-за неблагоприятной обстановки в доме. Зачастую во многих семьях, родители в которых являются алкоголиками, например, дети не совсем заинтересованы в учебе в силу специфичного образа жизни.
Плохая успеваемость может быть и следствием банальной лени, когда ребенок, не подчиненный никакому распорядку дня, привык делать какое-либо дело когда ему захочется, а не когда это максимально удобно. В этом случае, необходимо постараться вернуть школьнику интерес к учебе. Можно почитать с ним книги с интересными фактами, посмотреть какой-либо познавательный фильм, провести урок в форме игры.
Зачастую, конечно же, интерес у ребенка к определенному предмету может пропадать из-за того, что учитель не заинтересован в том, чтобы сделать подаваемый ученикам материал более интересным для них. В этом случае можно постараться собственными усилиями изучать этот предмет, но критиковать учителя, тем более так, что это может услышать сам ребенок, нельзя. В первую очередь, это необходимо для поддержания у ребенка уважения к школе и учителям.
Можно попробовать перевести ребенка в другую школу или класс, который, например, могут порекомендовать друзья или знакомые. Самое главное, чтобы учителя в этой школе или лицее были молодыми педагогами, поскольку, несмотря на расхожее мнение, педагоги в летах не всегда бывают столь компетентными, какими считаются. Как правило, это преподаватели с закостеневшим взглядом на систему своего преподавания, а это значит, что из-за отсутствия разнообразия в формах обучения ребенок очень скоро потеряет интерес к предмету снова.
Ни в коем случае, даже если у ребенка очень плохая успеваемость, нельзя повышать на него голос, грозить наказать его и заставлять учиться через силу. В этом случае между родителем и ребенком может возникнуть отчуждение, школьник еще больше закроется от внешнего мира. Может случиться так, что из-за очень большой нагрузки он устал, либо просто чем-то заболел.
Прежде всего, стоит разобраться в причинах такой перемены, поговорить с ребенком, мягко расспросить его обо всем. Возможно, что в корне плохой успеваемости лежит вовсе не нежелание учиться, а какие-либо психологические травмы. Для того чтобы узнать, так ли это, стоит обратиться к специалисту, который поможет понять причины подобной проблемы.
Успеваемость в школе может зависеть от множества факторов. Некоторые считают, что в основе этого лежат проблемы дома, кто-то говорит о том, что это из-за лени ребенка. Так или иначе, но консультация психолога никогда не будет лишней.
К записи "От чего зависит успеваемость в школе?" оставлено 0 коммент.