Развитие речи младших школьников, по сути своей, может происходить и стихийно. Ведь шестилетний или семилетний ребёнок, придя в школу, уже владеет навыками устной речи, необходимыми для общения.
Он довольно легко строит фразы, не задумываясь над расстановкой слов внутри них, активно пользуется мимикой и жестами для выражения эмоций и подчёркивания важности сказанного. Но если развитие речи «может» быть стихийным, это далеко не означает, что позволительно пустить всё на самотёк и не уделять внимания систематическим и целенаправленным упражнениям. Если ещё в самом раннем детстве родители часто занимались с ребёнком, читая ему вслух книги, рассказывая истории, то его словарный запас будет сравнительно богатым. Вообще, ребята, чьи родители охотно уделяют время чтению вместе с ними, игре «в слова», положительно выделяются среди своих сверстников. Обычно дети, которым с раннего детства привили любовь к чтению, обладают так называемым «чувством языка»; встречая при чтении новое слово, они (часто сами не отдавая себе в этом отчёт) запоминают, как оно пишется, привыкают к сложным языковым конструкциям, знакам препинания. Впоследствии, во время написания диктантов, они, практически не задумываясь, верно расставляют знаки пунктуации, правильно пишут слова.
Начав заниматься в школе, на первых порах практически все дети стараются показывать положительные результаты: они стремятся порадовать родителей хорошими отметками, возможно, подсознательно пытаются завоевать авторитет у учителя и одноклассников. Но встречаются также ребята, которые (в целом, обладая очень приличными способностями) не видят ничего плохого в получении дурных отметок («Всё пятёрки и пятёрки, вот двоечка для разнообразия») , считают некоторые учебные дисциплины ненужными и неинтересными. Кому-то сложно бывает удерживать внимание на чём-то одном в течение целого урока. Поэтому для того, чтобы вовлечь таких детей в учебный процесс, требуется прилагать целенаправленные усилия, подбирать творческие задания. Им может быть трудно осознать тот факт, что письменная речь, в отличие от устной, требует более чёткого определения структуры высказывания. Жестикуляция, служившая большим подспорьем в выражении разнообразных эмоций и оттенков чувств, на письме заменяется выразительными средствами языка, которые необходимо научиться правильно употреблять. Мысль представляет собой нечто целое, законченное по смыслу, порой даже оттенок, и для того, чтобы выразить его на письме, требуется расчленить мысль на составляющие, перевести «оттенок» в «осязаемую» и понятную форму.
В третьем-четвёртом классе у некоторых, в основном начитанных и талантливых ребят, возникает желание осознанно нарушать правила построения предложений, писать слова неверно. Это возможно под влиянием произведений с «изобретёнными» автором словами и выражениями, неверными с точки зрения классической грамматики русского языка. Необходимо помочь детям понять, что нарушать правила может позволить себе только тот, кто освоил их в совершенстве, но постараться не загубить их творческий потенциал критикой. В сочинениях такие ученики уже в младших классах не боятся высказывать собственную точку зрения, пусть даже она противоположна мнению большинства. Подобную «самостоятельность», если мысли выражены логично, нужно поощрять.
Любая, даже малейшая похвала со стороны преподавателя, высоко ценится ребятами, поэтому важно постараться внушить им уверенность в собственных силах, помочь раскрыть способности. От похвалы дети расцветают; у них должен быть стимул двигаться вперёд.
Особенности развития речи младших школьников предполагают упражнения, направленные на всестороннее развитие как устной, так и письменной речи (о таких упражнениях более подробно рассказывается далее) . Подобрать их – задача не из лёгких, ведь речь является одним из важнейших показателей умственного развития человека, и именно в младших классах знания, полученные стихийно, приводятся в некую систему; ученикам прививается умение обобщать, сравнивать, мыслить логически и абстрактно, благодаря чему впоследствии сформируются навыки грамотной устной и письменной речи. Учитель должен обладать определённым талантом, чтобы не превратить упражнения в рутину и по возможности максимально разнообразить их.
Приемы развития речи младших школьников, которыми должны владеть учителя начальной школы:
· помощь в усвоении литературной языковой нормы;
· развитие культуры речи;
· помощь в приобретении навыков чтения и письма;
Каждый из вышеперечисленных принципов стоит того, чтобы рассмотреть его более подробно. Во-первых, до школы ребёнок часто не понимает различия между литературным языком (включающим художественную, разговорную и научную лексику) и жаргонизмами и диалектными словами. Необходимо научить детей определять уместность того или иного слова в данной конкретной ситуации. Ученикам придётся запомнить множество новых для них языковых конструкций, словосочетаний; они познакомятся с понятиями синонимичности, узнают о многозначности многих слов в русском языке. Здесь разговор подходит непосредственно ко второму пункту списка. Каждый школьник должен дойти до минимального уровня развития речи. Когда учитель сделал со своей стороны всё возможное, дальнейшее развитие зависит уже от способностей каждого ребёнка в отдельности. Но и здесь преподаватель должен помогать учащимся совершенствоваться; например, поощрять стремление к самостоятельному «литературному творчеству», каким бы неумелым в таком возрасте оно ни казалось (снова о теме повалы и поощрения) . Третий пункт включает в себя навыки чтения и письма, без которых никто в современном обществе обойтись не может.
В общем и целом, развитие речи младших школьников должно быть комплексным и включать в себя согласованную работу в трёх направлениях: лексика, синтаксис и связность речи (в рамках школы связной речью можно считать развёрнутый ответ на задание учителя, законченный, организованный с точки зрения грамматики и логики, разбитый на связанные между собой смысловые части) .
Ниже представлены примеры упражнений для развития речи, характерных для начальной школы:
· для развития техники устной речи и дикции рекомендуется чтение вслух («по ролям») различных текстов. Учащемуся предлагается выражать голосом определённые эмоции, среди которых радость, печаль, удивление, гнев и тому подобные. Отличная идея – инсценировать прочитанный текст
· скороговорки также улучшают дикцию;
· для обогащения словарного запаса учеников просят подобрать к заданному слову синонимы и антонимы, отыскать их в тексте;
· также полезно выявление прямых и переносных значений заданных слов, работа с идиоматическими выражениями. Особую роль для развития интереса детей к предмету играет творческое задание: учитель просит изобразить на листе бумаги всем известные фразеологические обороты, понимая употреблённые в них слова в прямом смысле (например, фразу «Дождь льёт как из ведра» можно проиллюстрировать перевёрнутым ведром, из которого, как из грозовой тучи, хлещет дождь; «Фонарь под глазом» — логично ожидать изображение человеческого лица с подрисованным под глазом настоящим фонариком) ;
· разгадывание загадок позволяет задействовать логическое и образное мышление;
· сочинение детьми собственных сказок, историй. Учитель может предложить опорные слова, которые обязательно должны быть включены в текст или рассказать начало истории, продолжение которой ребята должны придумать сами. Дети также учатся редактировать собственный текст; для их фантазии даётся простор, но также остаются и некоторые рамки, осознание которых поможет впоследствии в написании сочинений на заданную тему;
· игра «Буриме» — составление стихов на заданные рифмы.
Для овладения навыками работы с текстом и его анализ также можно порекомендовать: выделение в тексте опорных слов, работа с деформированным текстом. Например, абзацы или предложения в тексте могут быть перемешаны, и ученикам предлагается восстановить смысловую последовательность фраз. Творческое изложение.
Учитель читает текст один или два раза, ученики делают письменный пересказ, пытаясь заменить собственными выразительными средствами те, что не отложились в памяти, дописывая самостоятельно продолжение предложенного текста.
К записи "Особенности развития речи младших школьников" оставлено 0 коммент.