Детство, пожалуй, является одним из самых беззаботных периодов в жизни каждого человека. Впереди – лишь самые светлые перспективы, множество жизненных открытий. Однако готовиться к ним нужно уже сейчас.
Развитие ребенка в различных направлениях музыки, живописи или танцах целиком ложится на плечи родителей. Особенно, в самый ответственный период становления личности – период школьных лет. Здесь важно не упустить ни малейшего дня, не пропустить тот волшебный момент, когда у школьника начнут формироваться собственные суждения, начнется поиск собственного «я». Но, как правило, ответы на большинство волнующих вопросов ребенок получает именно в школе. Здесь он проводит большую часть времени, находит новых друзей и учится азам поведения в обществе. Школа должна стать вторым домом, местом, куда ребенку захочется возвращаться снова и снова.
Школьная скамья должна не только дать ему знания, сформировать понятия добра и зла. Одна из ее основных задач – помочь школьнику раскрыться как личности, осознать, каким должен быть его дальнейший жизненный путь. И активным помощником в этом вопросе запросто может стать творчество, к которому ребенка необходимо приучать с малых лет. Задача школы в этом случае – лишь расширить эти знания, показать, какой может быть роль школьника в этом богатом и неизведанном мире.
Творческое развитие школьников должно происходить постепенно, не навязывая маленьким слушателям никаких стереотипов и субъективных мнений. Все открытия они должны делать самостоятельно, предварительно направленные умелой рукой учителя в правильное русло. Учитель должен стать близким другом, способным поддержать своих подопечных в любых начинаниях. Он спокоен, не тороплив в своих действиях, никогда не выходит из себя и не кричит. Учитель должен стать доверенным лицом, которое проведет школьника в таинственный и интересный мир знаний.
Любовь к творчеству не появляется спонтанно, она не передается с молоком матери. Ее можно лишь привить, в нужный момент, сумев заинтересовать школьников, сумев правильным образом преподать им определенный предмет.
Государственные программы министерства образования, курсы для школьных учителей. На сегодняшний день делается практически все для того, чтобы учитель смог правильно, а главное, корректно донести до своих учеников всю важность творчества в становлении жизни. Кроме того, активно развиваются и всевозможные дополнительные курсы, которые как бы еще раз доказывают, что творчество – это не просто важная, а жизненно необходимая часть жизни любого человека. Тем более, жизни школьника.
Современный подход также предполагает и индивидуальный подход к каждому ребенку. Определить, что нужно тому или иному ученику, не ошибиться в выборе подхода к нему – все эти нелегкие испытания сегодня ложатся на плечи простого учителя. Его задача – не ошибиться, не прогадать в подборе индивидуальных программ, не направить своих подопечных в ложное русло. А это, порой, бывает достаточно сложно.
Решиться на развитие у своего ребенка пресловутой творческой жилки, как правило, может далеко не каждый родитель. Уж слишком сильно укоренился в умах многих пресловутый стереотип, что творчество – это удел лишь избранных. Выдающиеся художники, архитекторы, работники искусства… Они наверняка обладают экстраординарными способностями, на которые просто не способен обыкновенный человек. Значит, будет совершенно бесполезным подвергать своего ребенка несбыточным иллюзиям и, впоследствии, горьким разочарованиям. Такие рассуждения будут величайшей ошибкой! Ведь задатки своих творческих способностей ребенок проявляется еще в раннем детстве. Каждая игра, в которую вовлечен ребенок – это визуализация пережитых впечатлений, объединение их воедино и построение из них кардинально новой истории. Истории, которая придется по душе самому ребенку, станет новой частью его жизни. Именно это, приобретенное еще в раннем детстве умение импровизировать, комбинировать и создавать новые элементы и есть непосредственным проявлением творчества. Вполне вероятно, что со временем оно перерастет в более серьезные увлечения, станет полноправной частью жизни ребенка. А, может быть, так и останется в истории, со временем перерастая лишь в приятное воспоминание.
Следует особенно подчеркнуть, что развитие творческих способностей школьников актуально абсолютно на любом этапе обучения, начиная от младшей школы и заканчивая старшими классами. И, что особенно важно, на каждом этапе оно должно осуществляться с помощью диаметрально разных средств.
Так, творческое развитие самых маленьких учеников должно осуществляться исключительно с помощью игры. При этом, в отличие от игр дошкольников, такая игра непременно должна нести развивающее значение! Моторика, память, логическое мышление… Различные игры должны принести совершенно разный результат. Участвуя в таких действия, ребенок также развивает и мотивационные качества, стремление быть лучше своих сверстников и, ради этого, покоряет все новые и новые вершины. Он учит стихи, тем самым развивая свою память, участвует в выступлениях, которые развивают в нем уверенность. Играя в коллективные игры, ребенок осознает, что в жизни может быть конкуренция, учится ей идти с ней в ногу, не паниковать при встречах с неудачами и неустанно двигаться к намеченной цели. «Конкурентов с легкостью можно победить! » — дает себе установку он, заручившись поддержкой хотя бы одной из своих маленьких побед.
Конечно, постепенно такие игры утрачивают свою актуальность и на их место приходят методы для творческого развития школьников среднего звена – кружки, студии и секции. На данном этапе желания школьника уже относительно сформированы, он отдает себе отчет в том, чем хочет заниматься. В этом возрасте школьники особенно придирчивы к своей внешности, она занимает их больше всего. Как гармонично сочетать эти заботы с теми основами творческого развития, которые были заложены ранее? На первый взгляд это кажется сложным, однако, отнюдь не невозможным.
Студии хореографии для девочек, которые стремятся быть совершеннее, покорять всех своей красотой и грацией. Выработать красивую походку, гордую осанку, обрести уверенность в себе – именно так можно мотивировать к занятиям девочек.
Аналогично можно поступить и с мальчиками. Спортивные секции для тех, кто стремится быть сильным и смелым, тех, кто старается совершенствовать свое тело. «Мужчина обязан быть сильным» — говорит сегодняшний школьник сам себе. Как правило, такие нехитрые мотивации и позволяют ребенку не сойти с выбранного пути, продолжать заниматься саморазвитием и обогащать свой внутренний мир.
В процессе обучения в старшей школе, заставить ребенка заниматься чем – либо по принуждению будет уже невозможно. Теперь он уже практически полностью сформировавшаяся личность, которая способна сама сделать свой выбор. Остается лишь надеяться на то, что творческая жилка, привитая ранее, теперь не утратит своей актуальности.
На сегодняшний день сфера образования терпит значительные изменения, которые не обошли стороной и отрасль творческого развития школьников. На смену книгам приходят информационные технологии и гаджеты, которые существенно облегчают жизнь, как учителям, так и самим школьникам. К сожалению, сказать наверняка, как скажется такой «прогресс» на их развитии достаточно сложно.
Уже не актуально чтение книг и литературные вечера, которые пользовались популярностью даже несколько лет назад. В комфортной для себя обстановке школьник мог обрести новых друзей, поделиться внутренними переживаниями, выраженными в литературном произведении или же просто обсудить понравившуюся книгу. Альтернатива современности – курсы удаленного доступа и прослушивание аудиокниг, которые не потребуют от него никаких перемещений в пространстве. С одной стороны такая практика может показаться достаточно удобной. Ребенку не придется тратить уйму времени на сборы и переезды, родителям не придется за него волноваться. Казалось бы, все складывается как нельзя лучше. А как же дефицит общения? Современное поколение уже сейчас названо самым необщительным и малоподвижным за всю историю человечества! Поколением, которое немедленно нужно спасать.
И в этом неравном бою с прогрессивными технологиями участие должны принять не только учителя, но и сами родители. Не позволять своему чаду сидеть за компьютером более двух часов в день, стараться приобщить к посещению кружков и секций. Ребенку стоит наглядно показать, каким красочным и интересным может быть мир, особенно, если посмотреть на него с творческой точки зрения. Пример которой, конечно же, должен быть присущ и в семье.
Давай в руки ребенку новый гаджет, резоннее будет сначала установить туда несколько занимательных и, в тоже время, полезных программ. Рисование, головоломки, шарады и познавательные фильмы – при таком, во всех смыслах правильном подходе, современные девайсы станут настоящей находкой!
Стоит ли приучать ребенка к прекрасному с ранних лет – вопрос внутрисемейный, решаемый в сугубо индивидуальном порядке. Однако специалисты убеждены в том, что такой этап крайне необходим!
Ребенок получает возможность развиваться духовно, формировать чувство вкуса и стойкие внутренние убеждения. Ведь именно такие, полноценные личности крайне необходимы сегодняшнему обществу.
К записи "Основные этапы творческого развития школьников" оставлено 0 коммент.