На сегодняшний день много моментов перетекает в нынешнюю систему образования с западной системы. К примеру, тестирование, свободный выбор предметов для посещения, даже обращение детей к преподавателям стало немного другим.
В недавнее время в школах стали работать школьные психологи. У многих их появление вызвало массу вопросов такого плана: нужен ли психолог для школьника, если ребенок постоянно занят на уроках, а если он и будет шалить, то его вызовут к директору. Также в случае проблемы учителя вызовут родителей в школу, и они будут проводить с детьми воспитательные работы.
На сегодняшний день довольно распространенными проблемами детей являются проблемы непослушания и неуспеваемости. Ведь учителя с «трудными» детьми практически не работают. Максимум, что они могут — провести беседу с таким ребенком. Но когда такой подросток попадает в руки психолога, то он проводит с ним огромную работу. Ведь школа – это заведение, где каждый человек индивидуален, к нему нужно особый подход и особое внимание.
Каждый ребенок очень быстро обижается, он довольно уязвим и непостоянен, поэтому требует постоянного внимания. Психологические особенности школьника устроены так, что если на него давить со всех сторон, то он или замкнется в себе, или будет дальше буянить на зло. Поэтому должность школьного психолога была создана для того, чтобы он помог разобраться в истоке проблемы, нашел интересные методы для ее решения.
Кроме того, специалист поможет оптимизировать ту среду, в которой находятся дети. Также он будет пытаться создать такие условия для учебного процесса, чтобы в них было комфортно находиться и учащимся, и педагогическому коллективу. Психолог в жизни школьника появляется тогда, когда происходит подготовка к школе. Психолог дает рекомендации родителям, какие трудности могут настигнуть ребенка в школе, говорит о том, что нужно сделать, чтобы их не случилось.
Очень хорошо, когда в школе работает не только психолог, а и социальный педагог и логопед. Эта служба специалистов будет работать сплоченно над каждой проблемой, рассматривая ее со всех сторон. Для того чтобы школьный психолог работал плодотворно, необходимо обеспечить его комфортным пространством, которое будет разделено на несколько зон. В одной зоне будет проходить консультация, зона для групповой работы, где будут выясняться проблемы в коллективе, а также зона для игры и релаксации.
Также кабинет должен быть оснащен компьютером, а также аудио и видеоматериалами, чтобы с детьми можно было проводить диагностику. Для психолога, работающего в школе, постоянно предлагаются курсы для повышения квалификации, на них он повышает свою компетентность, развивается, узнает новые решения проблем. С первоклассниками психолог проводит различные развивающие занятия, которые помогают развить его всесторонне, улучшить отношения в коллективе, обеспечивает малышам легкую адаптацию к школе.
В занятиях может принимать участие и педагог, который занимается с этим классом. Дети учатся принимать одноклассников такими, какими они есть, со всеми их достоинствами и недостатками, чтобы ребенок – инвалид или склонен к полноте ребенок, смогли нормально чувствовать себя в коллективе, не быть покинутыми всеми. Ведь часто бывают так, что к таким детям, одноклассники проявляют жестокость, постоянно подшучивают над ними, поэтому психолог и должен сгладить данную ситуацию.
Также психолог подсказывает родителям, как они должны подбадривать ребенка, как хвалить за малейшие достижения, не сравнивая его с другими детьми. Каждому ребенку психолог может распечатать памятку: Рекомендации школьникам от психолога. В ней нужно описать самые важные моменты для ребенка, чтобы они помогли ему чувствовать себя комфортно среди других детей.
Многие родители, если у ребенка не совсем гладко складываются отношения с одноклассниками, сразу принимают решение о переведении ребенка в другую школу. Но они не думают о том, что такие проблемы могут возникнуть и в новом коллективе. Ведь ребенок будет напуганным еще больше, а новый коллектив – это новый стресс, поэтому психолог разными способами будет оказывать ему поддержку, будет стараться разными способами налаживать отношения, при этом, открыто не показывая свое влияние, будет в первую очередь, отталкиваться от мнения ребенка.
С родителями психолог также должен общаться на родительских собраниях, давать им дельные советы, поэтому это нужная работа. Также нередко к школьному психологу обращаются учителя. Он объяснит учителю, как нужно поступить, если ребенок недостаточно понимает предмет, выясняет, связано ли это с проблемами психологического характера и определяет пути решения проблемы.
Дети младшего школьного возраста намного реже обращаются к психологу, это связано с их возрастом, они еще не способны полностью осознать свою проблему. По своей инициативе чаще обращаются подростки, так как их интересуют какие-то личные вопросы по поводу взаимоотношений с одноклассниками, родителями. Часто их интересуют вопросы по поводу личной жизни и как поступить в той или иной ситуации. Также в этом возрасте актуальна проблема выбора будущей профессии, ведь иногда вуз выбирают не школьники, а их родители.
Если же проблема подростка довольно серьезная, психолог отправляет его в психологический центр, где ребенку оказывается помощь квалифицированных специалистов – невролога, психотерапевта, которых в обычной школе нет.
Стоит отметить, что в этом случае нужно учитывать мнение родителей. Если они не хотят получать помощь, то насильно ее оказывать не стоит. Когда ребенок идет в первый класс, родители по желанию пишут заявление о том, что с их классом будет проводиться психологическая работа, как индивидуальная, так и групповая. В обязательном порядке проводятся различные тесты и тренинги, диагностика в виде анкет, опросников и так далее. Хотя они и проводятся в игровой форме, но содержат в себе глубокий смысл.
Излишество работы психолога состоит в том, что не стоит бежать к психологу каждый день. Учителя начнут пользоваться этим, будут привыкать, что ответственность за каждого ребенка взял на свои плечи психолог, поэтому он постепенно будет терять навыки общения с детьми, и, в конце концов, может случиться так, что он перестанет быть авторитетом для детей, а его терять ни в коем случае нельзя.
Также нередко бывает так, что родители обращаются к психологу для того чтобы он выполнил такие их запросы: «Хотим, чтобы ребенок всегда был отличником» или «Хотим, чтобы ребенок был лидером в классе и ничего не боялся». В первую очередь нужно понимать то, что психолог – не Бог, и для того, чтобы ребенок стал отличником, будет недостаточно одной работы психолога.
Здесь потребуется и желание, и помощь родителей. То же самое касается и вопроса лидерства. Лидера в классе выбирает коллектив, и если ребенок сам говорит всем о том, что он здесь самый главный, то это ничего не значит, так как лидерство нужно заслужить. Встречаются и такие родители, которые хотят поделиться со своими проблемами, чтобы психолог помог решить или бытовые проблемы, или проблемы в личной жизни. В таком случае психолог имеет полное право отказать.
Школьные психологи советуют больше времени проводить с ребенком и разговаривать с ним на различные темы. Таким образом можно будет понять, что волнует ребенка, имеются ли у него страхи, как складываются взаимоотношения в школе со сверстниками и учителями.
Также в домашней обстановке родители должны придумать режим дня, в котором ребенок не будет ощущать перегрузок и переутомлений. Его нужно хвалить даже тогда, когда он сделал небольшой шаг к успеху. Таким образом, школьнику будет вселена уверенность в себе и своих силах, он будет готов прилагать максимум усилий для всеобщего развития.
Не нужно сильно драматизировать тогда, когда ребенок перенес неудачу, когда у него что-то не получается. Нужно помочь ребенку и подсказать варианты и пути решения проблемы. В дальнейшем ребенок сам сможет решать те или иные проблемы, приобретая, таким образом опыт.
Не стоит бояться обращаться к школьному психологу, можно прийти к нему в любой ситуации. Правильно выбранная методика психолога поможет ребенку справиться с трудностями и в развитии личности в целом.
К записи "Необходим ли психолог для школьника?" оставлено 0 коммент.