Возрастная психология давно изучает особенности младших школьников. За десятилетия разработано множество методик изучения свойств личности ребёнка, мотивов поведения, степени его обучаемости.
Важным делом является проверка, готов ли ребёнок идти в школу, перейдя из категории дошколят, в младшие школьники. Умения читать-писать недостаточно для комфортного обучения наукам в составе класса. Учитель подтянет до уровня всех, если есть недочёты, важнее психологическая готовность к обучению в школе, к нахождению в её стенах. Разработаны психологические методики для школьников, позволяющие дать точную экспертную оценку степени готовности к школе.
Среди множества разработок можно выделить «Диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению», автора Гуткиной Н. И. . Разумеется, работать с ней должен психолог. Квалифицированный специалист после обследования даст не только оценку готовности детей идти в школу. Программа выявляет индивидуальные особенности каждого ребёнка, спрогнозирует успешность его обучения и поможет составить при нужде выверенную коррекционно-развивающую программу.
Интересно, что методики, составляющие программу, не тестовые, но дают взвешенную характеристику психологической готовности чада к обучению в школе. Во время обследования родители могут быть рядом почти во всех случаях. В комплексе лишь 2 методики, делающие присутствие мам и пап нежелательным.
Большую опасность представляет социальная дезадаптация, в отношении образования – дезадаптация школьная. Разумеется, она проявляется эпизодически очень часто, не влияя на развитие ребёнка, но явление надо отслеживать. При помощи специалиста. Лучше именно школьного психолога, находящегося в контакте с ребёнком.
Хорошие результаты даёт для выявления даже скрытой, латентной дезадаптации, карта наблюдений Д. Стотта. Это действительно карта – точнее, бланк, в котором специалист отмечает наличие у ребёнка симптомов дезадаптации. Для неспециалиста можно сказать: чем больше отмеченных пунктов, тем хуже. Но роль, «вес» каждого симптома различен и вердикт остаётся за психологом. Как и рекомендации.
Несмотря на большое количество проблем, с которыми ребёнок в школе встречается, школьный психолог очень часто привлекается при появлении неуспеваемости. Это проблемное явление, обусловленное домашними сложностями, педагогической запущенностью, низким уровнем мотивации, недостаточным уровнем умственного развития и т. д.
Психолог должен вычленить доминирующую причину, разработать программу коррекции, дать рекомендации. Но сначала оценить особенности и уровень как проблемного ученика, так и всего класса.
Практически наверняка инструментом специалиста станет ТУРМШ – тест умственного развития младших школьников. Тестирование может быть индивидуальным или групповым, в зависимости от целей. ТУРМШ позволяет объективно, с цифровым выражением, оценить уровни развития детей. Оцениваются наглядное и вербальное мышление, выявляются особенности мышления.
Да, специалист-психолог может точно оценить разные параметры, значимые в развитии ребёнка. Но не всегда он рядом и свободен. Есть психологические методики для младших школьников, позволяющие провести исследования и интерпретировать их результаты, используя руководство.
Например, если нет успехов в учёбе или есть, но скромнее, нежели могли бы быть, судя по ранней оценке, причин тому много. Но практически наверняка среди них низкая мотивация на учение.
Мотивацию личности ребёнка с 7 до 12 лет можно определить разными методиками. Одна из самых доступных и понятных – методика незаконченных предложений. Она помогает определить отношение не только к школе и к учению, но и ко всем значимым сферам жизни.
Содержание методики – незаконченные предложения, направленные на изучение отношения ребёнка к семье, к школе, к друзьям и т. д. 24 предложения, которые надо закончить, не представляют труда для восприятия. Работа проходит индивидуально. Для получения надёжных данных у взрослого с ребёнком должны быть доверительные отношения.
Методика незаконченных предложений может быть применена в изучении и других сторон личности ребёнка, например, выявление характера переживаний школьников. Так можно узнать о фобиях, пока они не стали проблемой. Для этого существует методика «Радости и огорчения».
Результаты несложного исследования дают представление о свойствах личности ребёнка в комплексе знаний и отношений, о мотивах его поведения.
Подавляющее большинство методик изучения личности ученика подразумевают работу психолога. Больше того, специалист должен быть принят ребёнком в зону доверия. Сами же методики, с виду незатейливые, многое говорят о человеке.
К записи "Какие существуют психологические методики для младших школьников?" оставлено 0 коммент.