Главная » Родителям » Какие существуют психологические методики для младших школьников?
14
Nov

Какие существуют психологические методики для младших школьников?

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Возрастная психология давно изучает особенности младших школьников. За десятилетия разработано множество методик изучения свойств личности ребёнка, мотивов поведения, степени его обучаемости.

Важным делом является проверка, готов ли ребёнок идти в школу, перейдя из категории дошколят, в младшие школьники. Умения читать-писать недостаточно для комфортного обучения наукам в составе класса. Учитель подтянет до уровня всех, если есть недочёты, важнее психологическая готовность к обучению в школе, к нахождению в её стенах. Разработаны психологические методики для школьников, позволяющие дать точную экспертную оценку степени готовности к школе.

Среди множества разработок можно выделить «Диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению», автора Гуткиной Н. И. . Разумеется, работать с ней должен психолог. Квалифицированный специалист после обследования даст не только оценку готовности детей идти в школу. Программа выявляет индивидуальные особенности каждого ребёнка, спрогнозирует успешность его обучения и поможет составить при нужде выверенную коррекционно-развивающую программу.

Интересно, что методики, составляющие программу, не тестовые, но дают взвешенную характеристику психологиче­ской готовности чада к обучению в школе. Во время обследования родители могут быть рядом почти во всех случаях. В комплексе лишь 2 методики, делающие присутствие мам и пап нежелательным.

Большую опасность представляет социальная дезадаптация, в отношении образования – дезадаптация школьная. Разумеется, она проявляется эпизодически очень часто, не влияя на развитие ребёнка, но явление надо отслеживать. При помощи специалиста. Лучше именно школьного психолога, находящегося в контакте с ребёнком.

Хорошие результаты даёт для выявления даже скрытой, латентной дезадаптации, карта наблюдений Д. Стотта. Это действительно карта – точнее, бланк, в котором специалист отмечает наличие у ребёнка симптомов дезадаптации. Для неспециалиста можно сказать: чем больше отмеченных пунктов, тем хуже. Но роль, «вес» каждого симптома различен и вердикт остаётся за психологом. Как и рекомендации.

Несмотря на большое количество проблем, с которыми ребёнок в школе встречается, школьный психолог очень часто привлекается при появлении неуспеваемости. Это проблемное явление, обусловленное домашними сложностями, педагогической запущенностью, низким уровнем мотивации, недостаточным уровнем умственного развития и т. д.

Психолог должен вычленить доминирующую причину, разработать программу коррекции, дать рекомендации. Но сначала оценить особенности и уровень как проблемного ученика, так и всего класса.

Практически наверняка инструментом специалиста станет ТУРМШ – тест умственного развития младших школьников. Тестирование может быть индивидуальным или групповым, в зависимости от целей. ТУРМШ позволяет объективно, с цифровым выражением, оценить уровни развития детей. Оцениваются наглядное и вербальное мышление, выявляются особенности мышления.

Да, специалист-психолог может точно оценить разные параметры, значимые в развитии ребёнка. Но не всегда он рядом и свободен. Есть психологические методики для младших школьников, позволяющие провести исследования и интерпретировать их результаты, используя руководство.

Например, если нет успехов в учёбе или есть, но скромнее, нежели могли бы быть, судя по ранней оценке, причин тому много. Но практически наверняка среди них низкая мотивация на учение.

Мотивацию личности ребёнка с 7 до 12 лет можно определить разными методиками. Одна из самых доступных и понятных – методика незаконченных предложений. Она помогает определить отношение не только к школе и к учению, но и ко всем значимым сферам жизни.

Содержание методики – незаконченные предложения, направленные на изучение отношения ребёнка к семье, к школе, к друзьям и т. д. 24 предложения, которые надо закончить, не представляют труда для восприятия. Работа проходит индивидуально. Для получения надёжных данных у взрослого с ребёнком должны быть доверительные отношения.

Методика незаконченных предложений может быть применена в изучении и других сторон личности ребёнка, например, выявление характера переживаний школьников. Так можно узнать о фобиях, пока они не стали проблемой. Для этого существует методика «Радости и огорчения».

Результаты несложного исследования дают представление о свойствах личности ребёнка в комплексе знаний и отношений, о мотивах его поведения.

Подавляющее большинство методик изучения личности ученика подразумевают работу психолога. Больше того, специалист должен быть принят ребёнком в зону доверия. Сами же методики, с виду незатейливые, многое говорят о человеке.

Автор:    

К записи "Какие существуют психологические методики для младших школьников?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)