Родители каждого младшего школьника стремятся, чтобы он имел отличную память, ведь именно она выступает в данном возрасте главным психическим процессом. Поэтому его необходимо развивать при помощи различных методик.
Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок запоминает непроизвольно, так как осмысливать материал в целом ему еще тяжело. Кроме того, ему тяжело проводить ассоциации между предметами. Это связано с недостаточным количеством опыта. Но если ребенку что-либо запомнилось и произвело необычайное впечатление, то в памяти оно сохраниться довольно долгое время.
Доказано, что детям легче запомнить считалку или какую-то замысловатую фразу, которую до конца понять им невозможно. Главной причиной этого выступает повышенный эмоциональный интерес к определенному материалу.
Из всех видов памяти у младших школьников доминирующей выступает образная и эмоциональная. Они лучше запоминают то, что бросается в глаза, все яркое и увлекательное. Это могут быть лица людей, предметы, различные события, и так далее. Диагностика памяти младших школьников, методики которых должны быть направлены на развитие словесно-логического запоминания, могут провести родители в домашних условиях.
Словесная память главным образом связана с речью, и окончательно формируется к 13 годам. А логическая память включает в себя запоминание смысла текста. Ребенок должен переработать информацию и выдать ее в своем варианте. Но ему тяжело это сделать, так как он не может выделять главное в тексте, анализировать и выделять главное. Но если с ним заниматься, проводить специальные методики, то первоклассник отлично справиться с заданием.
Со временем произвольная память станет главной и надежной в жизни ребенка. Если она будет активно развита, то школьник без труда сможет заучивать информацию и воспроизводить ее.
Методики для диагностики внимания младшего школьника должны проводиться именно в этом возрасте, так как ему тяжело концентрировать внимание на одном объекте. Вот поэтому детям младшего школьного возраста тяжелее высиживать целый урок, сосредотачиваться и не отвлекаться.
Родители должны играть с ребенком в различные игры, которые способны развить внимание. К примеру, можно взять несколько мелких предметов и разложить их на газете. Затем нужно показать их ребенку и попросить озвучить. Затем ребенок должен отвернуться, а родители в это время переставить некоторые элементы местами, и попросить угадать, какие предметы были переставлены.
Также можно предложить ребенку закрыть глаза и быстро отметить, какого цвета, формы или вкуса определенный предмет, хорошо ему знакомый. Возможно, с первого раза ребенку будет тяжело сориентироваться. Но это упражнение очень полезное, так как развивает и внимание, и память.
Ребенку нужно объяснить, что для того чтобы запомнить стих, нужно повторить его несколько раз перед сном. Таким образом, он надолго останется в памяти, потому как не будет происходить смешивания с другими яркими и эмоциональными впечатлениями.
Кроме того, для того, чтобы запомнить определенный факт, нужно ассоциировать его с другим предметом. Родители при знакомстве ребенка с определенным предметом должны спрашивать его: на что этот предмет похож? что он напоминает, и так далее.
Также можно провести с детьми такие методики:
— Методика «Выучи слова». При помощи данной методики будет происходить активный процесс заучивания. Ребенку предлагается задание за небольшой отрезок времени выучить и озвучить без ошибок ряд, который включает в себя 12 слов. Это могут слова разного характера.
После первого прослушивания ребенок должен озвучить этот ряд, и если он какое-либо слово не запомнил, его нужно назвать четко и опять повторить весь ряд. Ребенку предлагается сделать шесть попыток.
— Методика «Запомни рисунки» поможет определить объем кратковременной памяти. Детям даются картинки, на которых изображены девять различных фигур. Им нужно не только запомнить те картинки, которые нарисованные, но и узнать, эти же изображения на других картинках. Сложность в том, что кроме 9 рисунков, отражены еще 6 картинок, которые он не видел.
— Методика «Повтори название». Данную методику можно проводить между несколькими школьниками, или же группой ребят. Первый ребенок, к примеру, должен назвать фрукт. Другой участник должен повторить название фрукта первого участника и придумать свое название, и так далее.
Эта методика отлично тренирует память, ее можно проводить везде, как по дороге в школу, так и на прогулке. можно выбирать разные категории предметов, не только овощи, так и фрукты, города и так далее. Таким образом, ребенок будет не только тренировать память, но и расширять свой кругозор.
В итоге можно сказать, что методика на память младших школьников должна быть проведена всеми родителями. Ведь на первый взгляд интересные игры помогут ребенку стать всесторонне развитым и активным, уверенным в себе человеком.
К записи "Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей" оставлено 0 коммент.