Качество воспитательного процесса в большой степени зависит от профессионального уровня классного руководителя. Важно знать методику оценки его эффективности, это является задачей управления школы.
Классный руководитель – это лицо, вникающее во весь педагогический процесс школы. Мастерство классного руководителя заключается в умении настойчиво достигать результатов в развитии личности школьников, учитывая индивидуальную характеристику класса.
Конечно же, классный руководитель, в первую очередь должен обладать профессионализмом, которое усматривает самосовершенствование, приносящее эффективность его педагогическому труду. Преподавательское мастерство также проявляется в личностных качествах учителя, которые должны совершенствоваться из года в год.
Современному классному руководителю необходимо уметь принимать быстрые решения, ориентируясь в сложных ситуациях.
Каковы критерии оценки деятельности классного руководителя в сегодняшней школе? Педагог – мастер, если только он способен учить всех детей, без исключения. Высокая успеваемость учеников, их интерес к школьной жизни и учебе – это результат работы не только педагогов школы, но и классных руководителей.
Талантливый классный руководитель может предвидеть изменения в педагогическом процессе; он обладает педагогическим чутьем и улавливает приближающиеся проблемы в своем классе. Так же он может отождествлять себя со своими учениками, вставая на их позицию, разделяя интересы детей, их заботы, огорчения и радости. Профессионализм и талант классного руководителя ярче всего проявляется в положительных показателях таких учеников, которые считаются неспособными, не желающими или не умеющими учиться.
В методических рекомендациях для классных руководителей отмечается, что оценка эффективности деятельности классного руководителя составляется из двух главных критериев: их деятельность и результативность. Первый критерий показывает, насколько умело классный руководитель может управлять детьми, и как он может контактировать с другими органами, отвечающими за образовательный и воспитательный процесс учащихся, для достижения главной цели школы.
Второй критерий измеряется уровнем социального и воспитательного развития учащихся в целом.
Деятельность классного руководителя:
— Создание условий для выявления и развития способностей и задатков у детей.
— Организация общественно значимой, творческой деятельности школьников, привитие им навыков и умений саморазвития и самореализации для настоящей и будущей жизни.
— Развитие у воспитанников в классе социально адаптированных отношений и ценностей.
Для эффективности своего дела классный руководитель отражает данные каждого ученика в психолого – педагогическом дневнике, предварительно изучив особенность развития, состояние физического и эмоционального здоровья, жизненные сложности ребенка. Он помогает ученику понять себя, корректирует его межличностные взаимоотношения в классе, привлекает к самоуправлению, помогает найти профессию и цель в жизни.
Классным руководителем ведется работа по сплочению коллектива: трудовые акции, тематические мероприятия, совместный отдых. Эта работа направлена на установление межличностных отношений среди одноклассников.
Труд классного руководителя считается эффективным, если оказываются высокими и результативные, и деятельные показатели. Приоритет в их работе – это повышение уровня воспитанности детей и их взаимоотношений. Доминирующей остается оценка работы классного руководителя по успеваемости, документациям, оформлению кабинета и т. д. К сожалению, среди родителей и учеников все еще наблюдается недооценка учительского авторитета и педагогического мастерства.
Очень важен стиль руководства классом, от которого зависит, как складываются отношения ребят с учителем. Для создания дружелюбной, непринужденной и творческой атмосферы в классе лучше всего подходит демократический стиль, когда ученик – равноправный партнер в общении; его мнение уважается и учитывается в принятии решений класса.
Успешный классный руководитель имеет следующие качества:
• Умеет стимулировать интерес класса к получению знаний и активной коллективной жизни.
• Его класс мотивирован на положительную успеваемость.
• Он сам совершенствуется, повышает квалификацию.
• Способен на педагогическое творчество; инициативен, активен, наблюдателен, креативен.
• Развивает интеллектуальные, нравственные качества личности. Гармоничная личность может сформировать другую гармоничную личность.
Общая оценка результатов деятельности классного руководителя включает в себя помощь учащимся в преодолении проблем в учебе (в работе на уроках и в выполнении домашнего задания) , в разрешении конфликтных ситуаций учеников с педагогами, в консультациях для родителей. Так же классный руководитель при необходимости посещает уроки предметников, если там возникли учебные или психологические проблемы.
Непросто оценить мастерство учителя, так как нет общепринятых стандартов в этой оценке. Директор, коллеги и ученики имеют свой взгляд на профессионализм учителя, который можно обнаружить лишь через годы — в качествах учеников.
К записи "Как правильно оценить мастерство классного руководителя: критерии" оставлено 0 коммент.