Всё новое и неизведанное, пусть и положительное, даже взрослым людям кажется самым страшным. Планируя что-то либо принимая нехарактерную для себя роль, они волнуются, так как не знают, чем эта история обернётся для них в дальнейшем.
Люди боятся будущего, оттого и прибегают частенько к помощи магов и экстрасенсов. Внутренне они желают, чтобы на их предполагаемые поступки и чаяния те, кому дано знать больше, ответили одобрительно. У некоторых на этой почве возникает психологическая зависимость, ликвидировать которую подчас невозможно.
Причины кроются в детском возрасте.
Родители недолюбливали или требовали больше, чем было нужно, не уделяли должного внимания тонкостям воспитания или переносили свои страхи на детей – отправной точкой для детской тревожности может стать не только перечисленное. Воспитание – ответственный процесс, особенно когда затрагивает переходные периоды, в частности, этап поступательного движения от дошкольного возраста к младшим школьным годам.
Начальная школа предъявляет к ребёнку немало требований, которые взрослыми воспринимаются естественно, а детьми – по-разному. Маме и папе хочется, чтобы их чадо хорошо училось, не получало замечаний негативного характера и быстро усваивало правила школьной дисциплины. От детей ждут многого, но при этом, не доверяя, часто спрашивают, пытаясь узнать подробную информацию и ежедневно проверяя содержимое дневника.
Гиперопека и чрезмерный контроль приводят к внутреннему психологическому напряжению ребёнка. Вот тут-то и зарождается тревожность младших школьников.
Они боятся опоздать, но это не всегда получается: любопытно ведь шагать по улице и глазеть по сторонам. Прилежно выводят закорючки во время занятия по каллиграфическому письму, а они предательски пляшут. К тому же младшие школьники находятся в новых социальных отношениях с учителем и со своими ровесниками. Они дали обязательство родителям учиться только на пять, а на пути такие преграды! Особенно страдают в этот период девочки. У них сильнее развито чувство собственной вины. И если что-то получается не так, нежели у других, критично оценивают свои поступки. А дома в случае провала – крик, ругательство или папин ремень. В результате тревожность у школьников может перейти в страхи, бороться с которыми гораздо сложнее.
Наиболее трудным периодом для адаптации ребёнка является пребывание в первом классе. Новая среда — огромное поле для развития страхов. Вступая на начальную ступень общеобразовательного процесса, школьник должен выполнять то, что велит ему учитель. Рамки проявления свободного поведения уменьшаются, и даже индивидуальность ломается под жёстким натиском системы. Кому-то хочется побегать наперегонки, кому-то – поспать или поиграть в нешумные игры, а правила в учебном учреждении едины. На естественность давит искусственное. И это не только в школе или в лицее, но и дома. Если перегнуть палку, ребёнок может не выдержать угнетённых состояний и заболеть.
Во избежание этого родителям нужно наладить доверительные отношения с педагогом, ненавязчиво разъяснить ребёнку ситуацию, в которой он оказался не прав, и ни в коем случае не давить, если школьник по своим природным данным не успевает за одноклассниками. Чем дальше процесс обучения, тем сильнее ребёнок осознаёт свою неповторимость. Осознавая свою исключительность, он стремится не только овладеть общими для курса начальной школы знаниями, но и выработать свой стиль поведения среди сверстников. Не все справляются с этим достаточно легко. И если данная цель не реализуется, ребята всё чаще начинают вспоминать истории, когда они посещали детский сад, спали после вкусного обеда, а дома не нужно было выполнять упражнения и решать задачи, зубрить таблицу умножения и знакомиться с сочинением. Здесь они снова нуждаются в неоднократном внимании со стороны взрослых.
Обидно, если окажется, что родители не будут серьёзно относиться к этому и не станут объяснять положительные моменты настоящих и предстоящих событий в жизни их ребёнка. Страхи школьников перед будущим только укрепятся.
И в ходе учебного процесса, и в рамках домашнего воспитания справиться с тревожностью младших школьников поможет игра. Она выручит и в познании необходимых сведений, и в развитии таких важных компонентов, как восприятие, мышление, память, внимание. Эмоционально игра оживит процесс обучения и не оттолкнёт от приобретения знаний, закрепления полученных навыков. Она как обязательный компонент органично и с учётом короткого детского внимания должна вводиться преподавателем в учебное время и на внеклассных занятиях.
Дома взрослым необходимо устраивать свои игры. Например, в течение месяца обсуждать и записывать вместе с ребёнком на листочках все хорошие дела. Тайные записки можно хранить в каком – нибудь «волшебном» ящичке и периодически, например, раз в месяц, подсчитывать, сколько всего успешных и полезных поступков удалось совершить. Параллельно с этим в подробностях рассказывать об этом бабушке с дедушкой, другим родственникам и знакомым. Так младший школьник будет осознавать свою значимость, и это не отобразится неблагоприятно на его самооценке.
Также нужно адекватно воспринимать промахи детей в усвоении той или иной темы, получение тройки или двойки. На этом этапе не нужно ставить точку. Просто следует разложить по составляющим то, что произошло, вследствие каких обстоятельств, и как это можно исправить. Ребёнок не должен бояться приходить домой, если в дневнике нарисовалась неудовлетворительная отметка.
Неожиданное повышение голоса учителем, незапланированное столкновение с одноклассниками в школьном коридоре, разбитая ваза на столе у учителя тоже могут привести к состоянию тревожности. В данный контекст плавно и результативно впишется игра, где главная задача — оставаться уравновешенным, не отвлекаясь ни на что. Кто бы ни шумел, толкал, пугал, девочка или мальчик должны будут сохранять невозмутимое спокойствие. При этом им нужно произносить известное стихотворение или петь весёлую песенку, не изменяя плавной интонации. Пока мама готовит вкусный ужин, папа вполне может устроить праздник баловства и попытаться напугать сына или дочку, хлопнуть по спине, рассмешить жестами и мимикой. Если всё происходящее будет завуалировано в шутливую и безобидную форму, ребёнок выполнит правила игры.
Преодолевая трудности, дети младших классов находятся в напряжении. Чтобы научить их умению расслабляться, взрослым необходимо познакомить детей со специальными упражнениями. Если, к примеру, мальчику хочется кого-то ударить, то он должен справиться с этим состоянием. Как? Сжав крепко челюсти, затем кулаки, ненадолго (всего лишь на несколько секунд) задержать дыхание и сделать продолжительный выдох.
Не менее важны для младших школьников тактильные ощущения. Вместо того, чтобы показать свою слабость и наорать на ребёнка, учитель может просто погладить его по голове. Тогда даже «ершистый» станет мягче и покладистее. В домашних условиях родители могут делать своим детям специальный массаж. Для этого нужно будет, рассказывая добрую сказку или курьёзную историю, выполнять нежные движения, которые как бы иллюстрируют содержание повествования.
Страхи перед учителями, старшеклассниками, родителями, а также перед обстоятельствами оказаться худшим среди лучших, слабым в окружении напористых и сильных не дают младшему школьнику чувствовать себя комфортно. Тревога и страх появляются, прогрессируют преимущественно в тех семьях, в которых сами взрослые имеют симптомы тревожности. Накрывая одеялом беспокойства своих детей, они автоматически передают им состояние напряжённости, неуверенности в себе, желание предугадать то, что должно состояться и не навредить им. Беседы о стихийных бедствиях, угрозах на дороге, болезнях могут оказаться нежелательным дополнением к и без того ослабленной детской психике. Потому потом на приёме у невролога или психотерапевта не стоит удивляться, что у ребёнка младшего школьного возраста невроз.
Если у школьника что-то плохо получается, то он может не только переживать по данному поводу, но и совсем отказаться, например, петь песни или рисовать. Не станет сенсацией и то обстоятельство, при котором ребёнок постепенно перейдёт в стан слабоуспевающих. На занятиях они могут говорить или слишком быстро, чтобы ничего нельзя было разобрать, или очень медленно, тем самым нервируя учителя. Получая неодобрительную оценку, дети не стараются исправиться, а переживают, дёргают на себе волосы, портят одежду, грызут ногти или сосут пальцы. Со временем данные действия переходят в разряд вредных привычек, которые могут сохраниться и в дальнейшем.
Если родители не в состоянии справиться с тревогами и страхами своих чад, можно посоветовать им обратиться к детскому психологу. Коррекция младших школьников проводится согласно плану, который составляется на каждого ученика индивидуально. Он основывается на предварительной диагностике и предполагает работу с ребятами, родителями и непосредственно с учителями. В большинстве случаев в качестве определения страхов и ведущих к ним предпосылок школьные психологи прибегают к методу рисования. Здесь не важны способности ребёнка к изобразительному искусству, приоритет отдаётся цветам, которые использует школьник. Понятно, что если главенствуют тёмные и мрачные тона, у школьника потеряны жизнерадостность и чувство юмора. Имеет значение и расшифровка тематических рисунков. Отражая в них понятие о семье, сновидения, мечты и реальность, дети показывают, что их на самом деле волнует. От верного истолкования изображений зависит дальнейшая работа с учеником начальной школы. При этом очень важно распознать тревожные симптомы, которые могут привести к печальным последствиям, на ранних стадиях появления беспокойства и страха.
Бороться со страхами младшим школьникам поможет сказкотерапия. Плодотворную и богатую почву для психотерапии предоставляют произведения устного народного творчества. И «Колобок», и «Гуси-лебеди», и «Крошечка — Хаврошечка» послужат отличным материалом для постановки кукольных мини-спектаклей и инсценировок. В этом случае самое важное – не ошибиться при выборе ролей для ребят. Их распределение преимущественно будет зависеть от психологического состояния детей, а также от целей по коррекции имеющихся страхов.
Умение младших школьников фантазировать тоже может пригодиться в коррекционной работе психолога. Он может предложить им изобразить, слепить, сыграть свой страх. Не нужно предлагать ребятам показывать и рассказывать идеальные и безоблачные ситуации. Пусть созданные ими «живые картины» будут невесёлыми. Систематически проигрывая и одновременно переживая неприятные моменты, младшим школьникам удастся смягчить свои первоначальные реакции на определённые события из школьной жизни.
Изменения, происходящие в каждый период жизни ребёнка, накладывают оттиск на его физическое и психологическое развитие. Каким будет его завтрашний день, зависит в первую очередь от его родных. Искренняя любовь, адекватное восприятие способностей ребёнка и среды, в которой он в силу свалившихся на него обстоятельств вынужден проводить основное время, и бесконечный труд близких родственников – вот ключи к переводу стрелок из состояния тревожности в реальное познание ребёнком самого себя и происходящего вокруг. Только любовь и внимание к ближним, проявляющиеся у взрослых искренне, покажут их детям, что надо стараться стать лучше и не испугаться при этом новых ошибок. Если проблемный вопрос покажется родителям либо педагогам практически не разрешённым, то не надо искать ответ на него за ребёнка.
В заключении стоит отметить, что соучастие мудрых взрослых облегчит восприятие младшими школьниками данной ситуации и принесёт им уверенность в том, что поддержка у них есть!
К записи "Как помочь победить тревожность и страхи младших школьников?" оставлено 0 коммент.