Главная » Родителям » Как определяется речевая готовность ребенка к школе?
24
Oct

Как определяется речевая готовность ребенка к школе?

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Большинство родителей отдают своих детей в школу в 6 лет, считая, что чем раньше они пойдут в первый класс, тем лучше. Однако мало кто из взрослых задумывается над вопросом, готов ли их малыш к успешной учебной деятельности.

Современная система образования предъявляет к первоклассникам определённые требования к развитию их речевых способностей, памяти и вниманию. Успех в обучении возможен лишь в условиях достаточной готовности ребёнка к школе, поэтому, если у малыша наблюдаются проблемы с произношением, выражением собственных мыслей или запоминанием, стоит повременить со школой ещё год. Недостаточная речевая готовность ребёнка к школе отрицательно отобразится как на успеваемости первоклассника, так и на его общении с другими детьми.

В дошкольных подготовительных группах педагоги и психологи проводят диагностику речевых способностей ребёнка. Согласно этой диагностике, дети в возрасте 6-7 лет должны:

— правильно выговаривать все буквы алфавита;

— различать отдельные звуки и называть слова с ними, а также определять местоположение нужного звука в начале, середине или конце слова;

— делить на слоги простые слова (мама, рама, собака, ракета) и составлять из отдельно взятых слогов целые слова;

— производить звуко-буквенный анализ простых слов;

— самостоятельно составлять предложения, согласовывая в них слова по роду, падежу и числу;

— уметь подбирать к словам синонимы (слова с одинаковым значением: собака-пёс, рисунок-картинка) , антонимы (слова с противоположным значением: острый-тупой, тяжёлый-лёгкий) , а также описывать основные свойства предметов (машинка маленькая, пластмассовая, зелёная) ;

— уметь пересказать любимую сказку, запомнить наизусть маленькое стихотворение, составлять рассказ из предложенной серии картинок;

— владеть достаточным словарным запасом речи, связно составлять повествование;

— уметь образовывать уменьшительно ласкательные формы слов (кот-котик, мама-мамочка) , находить звуковые различия в словах (конец-гонец, ножка-ложка) , формировать прилагательные из существительных (зима-зимний, яблоко-яблочный) .

Если у ребёнка наблюдаются даже незначительные отклонения от лексико-грамматического и фонематического развития, родителям необходимо показать его логопеду. Специалист откорректирует все недостатки в звукопроизношении и поможет развить речь малыша до уровня, отвечающего его возрасту. Логопедические занятия проводятся в соответствии с требованиями программы начальных классов и не перегружают будущих первоклассников лишней информацией. Цель таких занятий — устранить все факторы, которые могут помешать усвоению школьником новых знаний.

Немало детей дошкольного возраста имеют дефекты речи, связанные с неправильным произношением одной или нескольких букв. Как правило, им труднее всего даётся выговаривание шипящих звуков и «р». Отводить малыша к логопеду в этом случае необходимо за год до того момента, как он пойдёт в первый класс. Этого времени будет вполне достаточно, чтобы специалист смог устранить проблемы со звукопроизношением. Неспособность выговаривать тот или иной звук не считается существенным отклонением в речевом развитии, так как это обстоятельство никак не влияет на успеваемость ребёнка в школе. Ученики, которые не выговаривают те или иные звуки, обычно без труда усваивают школьную программу, так как дефекты дикции не влияют на правильное восприятие букв и звуков. Такие детки пишут без ошибок и успешно овладевают навыками чтения.

Совсем другое дело, если у ребёнка диагностировали лексико-грамматические или фонематические отклонения в устной речи. Такие проблемы способны вызвать серьёзные препятствия в обучении письму и чтению. Школьники младших классов воспроизводят слова в письменном виде точно так же, как их произносят. Из-за нарушений речи у них развивается дисграфия (проблемы с овладением навыками письма) и дислексия (затруднения в освоении навыков чтения) .

В отличие от проблем со звукопроизношением, которые родители способны заметить без помощи специалиста, отклонения, связанные с воспроизведением устной речи, на первый взгляд могут оказаться незаметны. Такие нарушения не всегда сопровождаются проблемами с дикцией. Однако именно они и влияют на неуспеваемость многих первоклассников. Стоит заметить, что фонематические и лексико-грамматические отклонения не связаны с интеллектуальным развитием ребёнка и при грамотном подходе от них можно избавиться. Помогут в этом специальные коррекционные занятия, которые необходимо проводить с детьми и педагогу-логопеду, и родителям. Чем раньше взрослые обнаружат речевые недостатки у своего малыша, тем больше эффекта принесут занятия, направленные на их устранение.

Чтобы предотвратить речевые отклонения в развитии дошкольника, родители должны обеспечить ему благоприятный психологический климат в семье, уделять как можно больше внимания общению с ним. Речь взрослых во время разговора с ребёнком должна быть правильной, чёткой и внятной. Чем больше родители будут разговаривать со своими детьми, тем богаче станет словарный запас последних. Если малыш неправильно произносит звуки или слова, не может чётко сформулировать свои мысли, испытывает трудности во время пересказа текста, его нельзя ругать или наказывать. Подобные действия старших ещё больше усугубят и без того непростую ситуацию. Неправильную речь ребёнка исправлять необходимо, но делать это нужно мягко и ненавязчиво, не травмируя его нежную психику. Не следует создавать трагедию из-за того, что малыш запинается или не может подобрать правильное слово. Всякий раз перед встречей с логопедом родителям необходимо настроить ребёнка на положительный результат, от этого эффективность занятий станет выше.

Чаще всего речевые проблемы у детей удаётся выявить и устранить в дошкольном возрасте. Если это не произошло вовремя, значит, родители не заметили недостатков в устной речи своего ребёнка или не придали им большого значения, решив, что со временем всё само собой пройдёт. Подобное попустительское поведение взрослых приводит к тому, что у первоклассника начинаются проблемы не только в восприятии учебного материала, но и в общении со сверстниками. Одноклассники над ним смеются, а учителя постоянно заостряют внимание на его неправильной речи и снижают из-за неё оценки. Ребёнок начинает бояться отвечать на уроках, избегает быть в центре внимания и сторонится людей, боясь в очередной раз быть высмеянным. Чтобы этого не произошло, взрослым необходимо внимательно следить за состоянием речи своего малыша и при малейших сомнениях показать его специалистам.

Чтобы сделать диагностику речевых способностей дошкольника в домашних условиях, родители могут использовать специальный тест готовности ребёнка к школе, который основан на наблюдении. Малышу вовсе не обязательно говорить о том, что его собираются тестировать. Все задания должны предлагаться будущему школьнику в игровой форме и вызывать у него интерес.

Первое задание поможет определить, насколько уровень речевого развития ребёнка отвечает требованиям начальной школы. Пусть дошкольник внимательно рассмотрит предложенную ему картинку с незнакомым сюжетом, а потом попытается подробно описать то, что он на ней увидел. Родителям необходимо обратить внимание на то, насколько богат словарный запас малыша. Хорошо, если ребёнок дошкольного возраста использует в своём разговоре прилагательные, глаголы, деепричастия, умеет выражать мысли с помощью сложных предложений, не путает слова и во время описания сюжета проявляет фантазию. Когда ребёнок немного затрудняется в описании картинки, взрослые могут задавать ему наводящие вопросы: «Кто изображён на картинке? », «Как он выглядит? », «Чем он занимается? », «Почему он делает это? » Чем грамотней, насыщенней и эмоциональней будет речь малыша во время ответов, тем лучше.

Второе задание определит умение сына или дочери правильно читать. Практически все дети, идущие в 1 класс, владеют элементарными навыками чтения. Дошкольник должен различать все буквы родного алфавита, уметь читать слоги, короткие слова и простые предложения и осознавать значение прочитанного. Скорость чтения на данном возрастном этапе для него не важна. Чтобы проверить, насколько ребёнок преуспел в чтении, нужно предложить ему прочитать текст, состоящий из нескольких небольших предложений, а потом задать вопросы по сюжету. Пусть малыш расскажет, понравился ли ему прочитанный рассказ. Если ему удалось без труда выполнить это задание, значит, родителям можно смело отдавать его в школу.

В случае, когда ребёнку не удалось успешно пройти тест речевой готовности к школе, не стоит расстраиваться. Пусть он ещё год побудет дома, а на протяжении этого времени нужно больше времени уделять развитию речи малыша и обязательно проконсультировать его у логопеда и детского психолога.

Важно помнить, что только совместная работа родителей и специалистов способна быстро и эффективно устранить все недостатки речевого развития у ребёнка и сделать его учёбу в школе и общение со сверстниками полноценными.

Автор:    

К записи "Как определяется речевая готовность ребенка к школе?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)