Поступление в школу можно назвать новым этапом в жизни ребенка. Это значит, что он стал взрослее и теперь ему доступны новые знания, от него требуется больше ответственности, чем раньше.
Школа, принимая нового воспитанника, предъявляет свои справедливые требования:
Таким образом, получается достаточно длинный список предъявленных требований. Все дети, воспитываются в разных семьях, имеют разную наследственность, соответственно на этих основах складываются их умения и дальнейшая успеваемость в школе. Родители, естественно, должны принимать активное участие в подготовке своего ребенка к школе, направляя его и тренируя необходимые навыки и умения еще до школы, иначе, будущему первокласснику будет очень сложно достичь успеха в учебе.
На этом этапе жизни, также как и на предыдущих, ребенок нуждается в поддержке самых близких для него людей. Важно, чтобы учитель и родители могли сотрудничать и помогать друг другу в воспитании школьника. Как самую главную цель в этом нелегком деле можно выделить выработку самостоятельности, ответственности за свои поступки и умение преодолевать возникшие трудности. Такая установка избавит от непонимания, многих конфликтов, ведь ребенку будет привита сознательность. Конечно, этому предшествует большая работа над собой, поиск информации и вырабатывание воспитательных навыков.
Нередки случаи, когда родители неуверенны в своей компетентности касательно вопросов педагогики и, поэтому, для занятий с детьми нанимают, к примеру, няню, имеющую преподавательское образование. Это, конечно, решит часть проблем, но все же сами родители тоже должны найти подход к будущему школьнику, принять свое чадо со всеми достоинствами и недостатками.
Необходимо учитывать, что кроме основных знаний, касающихся окружающего мира, умения считать до десяти и прочего, у дошкольника происходит формирование психических функций, которые в будущем обеспечат успешность в школе.
Дошкольник уже должен слышать отличия мягких и твердых звуков, звонких и глухих. Если фонематический слух нарушен, то никакие выученные правила не помогут выработать грамотность речи и письма. Самое неприятное, что это может быть незаметным в начальных классах, но как только нагрузка и темп работы значительно повысятся, ребенок перестанет справляться с заданиями. Чтобы предупредить такую ситуацию, уже с четырехлетнего возраста следует правильно заниматься с ребенком и развивать столь важный для обучения в школе фонематический слух.
Можно использовать прекрасно подходящую для этого книгу под названием «Чтение без принуждения», авторами которой являются Цукерман и Бугрименко. Также родители вполне могут напрячь фантазию и сами придумать несложные игры и задание, где от ребенка потребуется определять, к примеру, мягкие и твердые звуки.
Готовность ребенка к школе определяется и чувством величины. Возможно, многим взрослым и в голову не придет объяснять то, что для них является само собой разумеющимся. Знакомясь с цифрами, ребенок со временем должен осознать, что это не просто слова, которые называют цифрами. Важно, чтобы он понимал и чувствовал их значение. К примеру, важно знать, что пять – это половина от десяти, а килограмм ваты и килограмм железа равны по массе. Развить чувство величины помогут несложные математические задачки на вес и количество.
Проще всего ребенку усвоить то, что он увидел наглядно — на примере, тогда не потребуется даже каких-либо объяснений. Хорошо поможет понять суть числа взвешивание, но использовать нужно не современные электронные весы, а старые, где применяются гири и можно увидеть как килограмм сахара уравновешивает килограммовая гиря. Как пособие для занятий с малышом, можно использовать аптечные весы, здесь будет видно, что стограммовое яблоко не поместится целиком в стакан, в отличие от ста граммов крупы.
Любому малышу будет интересно переливать воду из одной емкости в другую, тем самым формируется понятие о том, что масса жидкости не зависит от формы предмета или посуды, в которую она перемещена. С развитым чувством величины школьник гораздо быстрее и легче справится со школьными задачами.
Очень часто причина, по которой ученик не может решить задачу или правильно ответить на вопросы по прочитанному тексту – это неумение правильно и последовательно излагать свои мысли, а значит и неспособность выделять главное и второстепенное. Это умение связано со всеми школьными предметами и без него не стоит ждать успеха. Поэтому необходимо больше разговаривать с ребенком, обсуждать прочитанные сказки и интересные случаи из жизни, задавать вопросы и вместе с ним разбирать тему.
Еще одна, казалось бы слишком очевидная, но вместе с этим очень важная вещь. Следует научить ребенка ориентироваться в любом пространстве, например в собственной комнате. Можно попросить его придвинуть стул поближе, положить книжку левее и так далее. К сожалению, не все дошкольники могут сразу с этим справиться, не все понимают значение сравнительных прилагательных, что значит «теплее» или «медленней». А ведь это необходимое умение, особенно в математике и геометрии.
Определение готовности ребенка к школе проходит с учетом многих критериев: психологических, социальных, интеллектуальных, физических и мотивационных.
Мотивационный критерий готовности ребенка к школе.
Задача родителей сформировать у ребенка мотивацию к учебному процессу, что положит начало пути к успеху. Определить присутствие мотивации у ребенка можно по следующим признакам:
Следует учитывать, что ребенок попадет в новую для себя среду, в которой ему будут предъявлены новые требования. Это будет непривычная обстановка, не похожая ни на обстановку дома или в детском саду. Адаптация пройдет легко, при условии, что ребенок психологически готов к этому:
Зачастую родители допускают ошибку, считая, что навыков письма и счета достаточно для поступления в школу. Большую роль в освоение учеником школьной программы играет интеллектуальная подготовленность, основанная на правильном развитии памяти, внимания и мышления.
Как известно, плохую память, даже у взрослых людей способны улучшить тренировки. А для школьника, собирающегося получить множество различной информации и знаний, необходима просто отличная память. Для проверки можно ознакомить ребенка с каким-либо небольшим текстом и затем попросить пересказать его уже спустя две недели. Либо дать задание с картинками: ребенок смотрит на несколько картинок, затем их убирают, а он перечисляет те, что запомнил.
Ученику в школе придется достаточно большую часть информации воспринимать на слух, сидя в одном кабинете с другими учениками, поэтому не упустить ничего важного можно лишь слушая очень внимательно. Определить насколько ваш малыш внимателен, можно с помощью несложного задания – ребенок прослушивает несколько пар слов и затем его просят назвать самое длинное слово в каждой из пар. Если дошкольник недостаточно внимателен и отвлекался во время задания, то он будет переспрашивать.
Еще одно составляющее интеллектуальной готовности к школе – это мышление. Родители должны помочь ребенку получить основы знаний об окружающем мире, включающие в себя знания о природе, о людях и их отношениях. Необходимо проверить, вся ли обязательная информация дана дошкольнику:
Так как школа предполагает нахождение ребенка среди своих сверстников, важна его социальная готовность – следует обратить внимание, есть ли у дошкольника желание и тяга к общению с детьми, обладает ли он умением выстраивать взаимоотношение с окружающими.
Чтобы оценить социальную готовность, следует понаблюдать за поведением малыша и отметить присутствующие пункты:
В первую очередь ребенок должен быть физически развит и здоров. Такие дети быстрее адаптируются в новых обстоятельствах. Поэтому физическую подготовку также следует уделить внимание:
Для будущих первоклассников подготовлено специальное тестирование, целью которого является выявление сильных и слабых сторон детей, а также их общей готовности к школе, что поможет в дальнейшем педагогу правильно выстроить учебный процесс.
Для оценки интеллектуальной готовности дошкольников могут быть представлены ниже перечисленные задания:
Чтобы оценить социальную готовность предлагаются следующие задания:
Психологическая готовность проверяется педагогом с помощью тестирования на определение уровня развития тонкой моторики руки, на способность подражания образцу, умение на какое-то время сконцентрироваться на задаче. Могут быть предложены задания срисовать несколько точек или буквы, сделать рисунок человека.
Кроме этого возможно ребенку предложат ответить на несколько вопросов, которые помогут определить его способность ориентироваться в действительности.
Учитель также проводит беседу с дошкольником, определяя его личностную готовность к школе. Педагог интересуется, какие действия малыш предпримет в определенной ситуации, к кому из детей ребенок проявляет симпатию и не против подружиться, сесть рядом. Будущего первоклассника попросят рассказать о себе, о присущих ему качествах либо будет предложен список черт характера, из которых дошкольник сможет выделить только относящиеся к нему.
Критериев оценки готовности к школе не так уж и мало, но все они известны и доступны. Родителям дошкольников предстоит вложить много труда, любви и внимания, чтобы подготовить своего малыша и дать основу для успешного обучения в школе.
К записи "Как определить готовность ребенка к школе?" оставлено 0 коммент.