К примеру, должна быть в достаточной мере развита любознательность и все психические процессы, такие как мышление, память, речь и воображение. Необходим высокий уровень сенсорного развития.
Считается, что в 6-7 лет ребенок должен знать наизусть свой адрес и название города, а так же имена родителей и близких родственников, знать места их работы. Так же ребенок должен ориентироваться в днях недели и временах года, знать их последовательность, а еще отличать основные виды деревьев, цветов, животных и птиц своего города.
Хорошо, если ребенок ориентируется еще и в названиях месяцев, пространстве и социальном окружении. Когда дети наблюдают природу и события окружающего мира, они находят в этом временные и причинно-следственные отношения, делают выводы и обобщают. В этом возрасте это чаще всего происходит стихийно, из предыдущего опыта, и в связи с этим взрослые начинают думать, что здесь не требуется специального обучения, хотя это и не так.
Знания ребенка, почерпнутые из личного опыта, даже при большом их количестве поверхностны и разрозненны. Какое-то знание или событие может закрепиться в мозгу ребенка и без соответствующих пояснений от взрослого остаться единственно верным для ребенка. Из этого факта можно понять, что знания о окружающем мире должны накапливаться постепенно и лучше, если они будут своевременно корректироваться от максимализма и иллюзий находящимися рядом с ним взрослыми.
Логический тип мышления уже дается детям 6-7 лет, но в этом возрасте выходит вперед мышление образное, основанное на реальных действиях, с чертежами, схемами, моделями. Так что интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает появление у него новых навыков. К примеру, способность выделить учебную задачу и решить ее. Это напрямую связано с умением удивляться и искать причинно-следственные связи, что означает умение воспринять информацию и задать по ней уточняющие вопросы.
Так же к этому относится и умение выделить учебную цель наблюдения и осуществить его в реальности. Систематизация и классификация по признакам предметов, действий и явлений тоже необходимое умение. Для того чтобы интеллектуально подготовить ребенка к школе, нужно чтобы родители или репетиторы развивали познавательные подробности, обеспечивая ежедневно достаточный уровень мыслительной активной деятельности, одновременно систематизируя и классифицируя новые знания.
Часто родители увлекаются фантастическими рассказами, детям это тоже очень нравится, а в результате у ребенка подробные знания о устройстве космоса и о теории параллельных миров, но он не может назвать по порядку месяцы и дни недели или не знает, на какой улице живет. Первостепенное значение все же должны иметь знания о реальном мире вокруг и социальных связях в нем.
Сенсорное развитие означает овладение разнообразными способами обследования предметов. Отсутствие внимания к подготовке этого навыка приводит к тому, что ребенок читает справа налево или по диагонали, не ориентируется в тетради, путает при письме как пишутся буквы Р, Я и Ь, не могут дать определение геометрической форме, изменившей свое положение в пространстве. Так же еще в дошкольный период, как только ребенок начал разговаривать, нужно заниматься культурой речи.
Следует обращать внимание на фонематический слух, то есть пресекать произношение «лыба» вместо «рыба», игнорирование и пускание на самотек этого процесса недопустимо. Невыразительная, глотающая звуки и слоги речь так же не ведет ни к чему хорошему — закрепившись, эта привычка не позволит ребенку с выражением читать стихи, будет страдать его грамотность. Вообще разговорная речь у здорового ребенка 6-7 лет должна быть полностью развита.
Необходимо приучить его выражать свои мысли и эмоции словами, и делать это четко и ясно, связно передавая весь смысл увиденного. Ребенок должен уметь передавать рассказ по определенному плану, выделяя только основную мысль. Но всему этому нужно учить ребенка ненавязчиво, чтоб у ребенка не возникло страха и неуверенности в себе из-за ошибок, чтобы остался интерес ко всем новым явлениям и фактам жизни.
Психические процессы тоже должны быть достаточно развиты. Речь о таких вещах, как, например, сосредоточенность. Ребенок должен уметь сосредоточить свое внимание на каком-то занятии до того момента, как будет достигнут положительный результат. Личностная готовность ребенка к школе — это готовность увидеть себя в новой социальной роли школьника, со всеми ее обязанностями и правами.
Из этой готовности вырастает отношение будущего школьника к самой школе в целом, к одноклассникам, учителям, и к самому себе в новой социальной позиции. Здесь же находится необходимость в поддержании у ребенка нужного уровня мотивации. Стопроцентно готовым к школе можно считать ребенка, который идет в школу за новыми знаниями, а не за внешней атрибутикой — формой, ранцем и красивыми тетрадями.
Поэтому родителям необходимо объяснить ребенку, что в школе его ждут новые знания и новые социальные связи, а не напирать на внешнюю сторону этого процесса, которая тоже, безусловно, очень важна. В процессе воспитания ребенка как правило используются несколько основных техник — это игра, обучение и общение. Таким образом, не нов вывод о том, что до школы основной вид деятельности ребенка — это игровые процессы.
И вопрос о том, умеет ли ребенок играть, серьезнее, чем думает большинство родителей — ведь в умение играть входит знание названия игры, умение рассказать о чем она, знание правил и штрафных санкций, и умение окончить игру достойно вне зависимости от достигнутого результата, выигрыша или проигрыша. Тем детям, которые успешно справляются со всеми этапами игры, несомненно легче будет даваться следующий этап жизненного развития, обучение.
Ведь сложно не согласиться с тем, что школьная программа — это длинная, длиной в 9-11 лет игра со своими правилами. Игроками являются не только дети-ученики, но и учителя, и родители. В ней есть штрафные и поощрительные санкции — оценки, экзамены, грамоты, замечания в дневник, беседы с родителями, получение аттестата. А самым важным умением в любой игре является умение достойно проигрывать. Как правило, именно на этом моменте дети проявляют неспособность справится со своими эмоциями — плачут, кричат, на неудачу реагируют как на конец всего.
Это очень серьезный повод задуматься о готовности ребенка к школе — ведь читать, писать и знать окружающую действительность недостаточно для полноценного функционирования среди тесного коллектива. Нужно еще и знать себя, и уметь с пользой применять свои эмоции. А проще всего сделать это в процессе игры — если ребенок научится не терять голову из-за каждого проигрыша, и во взрослой жизни ему будет проще встать на ноги после неудачи и пойти дальше с новыми силами и новым опытом.
Не обязательно еще до начала первого учебного года формировать в ребенке любовь к школе — не стоит создавать в его воображении образов, которые, возможно, в реальности окажутся совершенно другими.
К записи "Интеллектуальная готовность ребенка к школе" оставлено 0 коммент.