Главная » Родителям » Гиперактивность детей: чем она вызвана и как лечится?
10
Jul

Гиперактивность детей: чем она вызвана и как лечится?

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Какие отличия между гиперактивным ребенком и простым крохой? Основное отличие – то, что поведение первого малыша во всех всевозможных обстановках остается постоянным, потому что таким деткам не знакомо понятие самоконтроля.

Обычно они буйствуют в любое время и в любом месте, поэтому просто-напросто нуждаются в чьей-то помощи. Впервые разговоры о гиперактивности начали вестись в середине 19 столетия. Немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, который самый первый описал случай повышенной физической оживленности у маленьких детей. А относить такое состояние и поведение к разделам патологии медицина начала лишь с 60-х годов 20 века. И только с 80-х годов 20 века гиперактивность стали отделять как самостоятельную болезнь, дав ей официальное название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) . Современная медицина выделяет несколько видов выражения СДВГ во взаимозависимости от доминирующих признаков.

Первый вид – сочетание дефицита внимания с проявлением гиперактивности. Второй вид — дефицит внимания без повышенной активности – это «мечтательность и витание в облаках». Не только окружающие, но и сами родители думают о таких детях, как о ленивых.

Следующий вид – повышенная активность ребенка без дефицита внимания. В этом случае, чем вызвана гиперактивность у детей, можно разобраться самостоятельно. Подобная форма встречается достаточно редко. В ряде случаев, если у детей есть лишь гиперактивность, то это, вероятней всего, прямым образом связано с его собственным темпераментом, нежели с какой-то патологией.

Основой подобного состояния является неполная функциональная зрелость головного мозга либо нарушения работы какой-то определенной стороны центральной нервной системы. Только она может обеспечить правильную и точную координацию обучения, память, обработку новой информации, удерживание внимания. Это ведет к тому, что даже самые обыкновенные и зрительные, и звуковые, и эмоциональные стимулы делаются для малыша избыточными, тем самым вызывая лишнее беспокойство и сильное раздражение.

Учеными давно доказано, что размер головного мозга гиперактивного малыша на 3-5% меньше положенных размеров. Если сказать больше, то чем меньше по размерам мозг, тем сильнее выражается гиперактивность. Однако умственные способности у этих детей не имеют нарушений, и при должном подходе из них вырастают отличные специалисты, выдающиеся спортсмены. Важно вовремя оказать им помощь в социальной адаптации, поддержать в раскрытии своих талантов, а самое главное обучить самодисциплине.

К сожалению некоторых родителей, СДВГ не может пройти с возрастом. Внешнее проявление результата может быть выражено лишь понижением гиперактивности и импульсивного состояния, тогда же как проблема в дефиците внимания остается неразрешенной.

Дефицит внимания может выступать как врожденным, то есть первичным синдромом, так и приобретенным – то есть вторичным. Причины его появления могут быть разные. Наибольшее распространение получила генетическая предрасположенность.

Большинство ученых предполагают, что заболевание СДВГ влечет мутация трех генов, которые регулируют обмен дофамина. Это такое специфическое вещество нервной системы, которое участвует в посылке нервных импульсов. Этот синдром в таких случаях передается наследственно. Следующей причиной вполне могут стать различные нарушения внутриутробного заложения органов либо родовые ушибы, травмы, внутриутробная гипоксия родившегося плода, недоношенность и гипотрофия.

Также причинами могут стать угрозы выкидыша, стрессовые ситуации, курение и другие вредные привычки, неправильное питание и частое употребление лекарственных препаратов матери в период беременности, скоротечные или наоборот затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, поражения центральной нервной системы у новорожденных детей. Помимо этого, значительную роль играет и пол ребенка: по статистическим данным 10% детей, которые страдают СДВГ – девочки, остальной же процент приходится на мальчиков. У большинства девочек такой синдром протекает без фаз гиперактивности.

А проходит ли гиперактивность у детей, которые имеют приобретенное отклонение? Приобретенный или вторичный дефицит внимания можно получить после рождения по причине каких-то инфекционных поражений центральной нервной системы, к примеру, после недавно перенесенного гриппа, а также в результате травм и ушибов коры головного мозга.

Опытными учеными было доказан один интересный факт, что гиперактивное состояние могут вызывать аллергические высыпания — реакция на различные химические пищевые добавки. Это могут быть красители и консерванты, заменители и ароматизаторы, которыми так полны современные технологически обработанные продукты питания. При всем при этом важно учесть то, что аллергию вызывают достаточно скромные, совершенно далекие от токсичности нормы. Поэтому можно предположить, что действие пищевых аллергенов существенно замедляет рост головного мозга.

Первоначальные проявления СДВГ временами можно видеть уже на первых месяцах жизни ребенка. Новорожденный с таким расстройством будет поражать своих ближних избыточным числом движений, а также их беспорядочностью. Такой малыш обладает повышенным мышечным тонусом, страдает от частых неоднократных, немотивированных обычных рвот, подергиваний и тиков. Порой даже можно отметить энурез дневного или ночного происхождения. Ребенок с таким заболеванием плохо спит — с большим трудом засыпает, но очень быстро пробуждается, чересчур чувствителен ко всяким раздражителям, к примеру, к искусственно созданному световому освещению, громким звукам, купанию, замене подгузника, достаточно часто, а иногда и без лишнего повода начинает плакать.

В движениях малыш с СДВГ может даже отставать от детей без каких-либо отклонений примерно на 1—2 месяца. Это выражается тем, что он начинает позже переворачиваться со спины на живот и наоборот, пытаться ползать и ходить. По моторике он неловкий, а иногда и неуклюжий, может упасть даже на ровном месте, постоянно задевает рядом стоящие предметы и вещи, натыкается на пороги и сбивает дверные косяки. Действия, которые требуют координации, даются ему с великим трудом: позднее он начинает ходить и прыгать, кататься на велосипеде, достаточно плохо играет с мячами, как бы компенсируя такие недостатки своим «броуновским движением».

Такой ребенок отстает немного и в речевом развитии: у него позже получается изъясняться цельными фразами, очень медленно пополняется лексикон, то есть словарный запас. Несмотря на внешнюю активность, он инертный, пассивный, мало эмоциональный. Компенсация этого происходит за счет живой мимики и скоропалительной речи.

В 3-4 года можно отчетливо наблюдать, что ребенок неспособен сосредоточенно заниматься чем-то: он не в силах спокойно выслушать сказку до конца, играть в такие игры, которые требуют самых малых раздумий. Ребенок с таким заболеванием достаточно любопытен, но совсем не любознателен. Потому как он не сможет долго выслушивать ответы на собственные «почему? », он удовлетворяется буквально от первых произнесенных слов. Характер его игры всегда опирается на шум. В любом месте, и в любое время он находится в движении, все время что-то сминает, рвет и рушит. Его одежда достаточно быстро становится негодной.

Ребенок постоянно все теряет, потому как сам рассеян до невозможности. Он действует импульсивно, совсем не думая о предстоящих последствиях. Не терпит неудачи. Очень часто появляются признаки агрессии, обиды не запоминает. От переполнения чувств и эмоций у него не получается спокойно говорить – он кричит.

Если при СДВГ в большей степени преобладает невнимательность, то лечащий врач назначает ребенку ноотропные лекарственные средства — это препараты, которые нормализуют обменный процесс в головном мозге. Когда же преобладает гиперактивность, то препараты, которые содержат гаммааминомасляную кислоту, отвечающую за тормозящие и контролирующие реакции, происходящие в головном мозге.

Другой способ лечения — это влияние незначительным электрическим током на какие-то определенные стороны мозга, ее называют транскраниальной микрополяризацией. Это дает возможность понизить уровень гиперактивности. Такой метод помогает активизировать функциональные резервы и запасы мозга, совсем не имеет нежелательного эффекта и осложнений.

Еще один распространенный способ лечения СДВГ — это метод обратимой связи, которая позволит ребенку при помощи компьютера волей и характером должным образом сконцентрировать свое внимание. Помимо этого, малышу делают назначение в виде биологически активного вещества, которое оказывает существенное питательное поддержание мозга и уменьшение гиперактивного поведения. Это некоторый комплекс витаминов из группы В, цинк и хром, глицин и таурин, 5-гидрокситриптофан и лецитин, пробиотики, а также другие.

Одной медицинской врачебной помощью здесь не обойтись — такой ребенок сейчас сильно нуждается и в психологической коррекции. Помимо этого, помощь квалифицированного психолога нужна и матери крохи, как руководство по правильному воспитанию. В виде лечения гиперактивным детям рекомендуется и физкультура. Она успокаивает нервную систему ребенка, оказывает помощь в выработке правильной координации движений, восстанавливает поведенческие реакции. Таким детям придется отказаться от футбола и баскетбола, от показательных выступлений, от таких игр, которые требуют какого-то эмоционального напряжения. Необходимо произвести замену таких игр на бальные танцы, плавание, бег и коньки.

Дети с СДВГ никогда не принимают запретов. Для них не существует слов «нет» и «нельзя». Потому стоит заменять жесткие запреты каким-то альтернативным решением: «На обоях писать нельзя, а на бумаге можно». Дети с гиперактивностью совсем не восприимчивы к критикам и наказаниям, но зато отлично относятся к похвале, одобрению, потому не стоит бояться перехвалить малыша. В этой ситуации можно хвалить его, пускай это будут даже самые незначительные успехи и достижения, но это несколько повысит общую самооценку. Не стоит никогда наказывать ребенка физическим путем. Важно знать, что после наказания необходимо дать возможность малышу почувствовать любовь и заботу. Лучше, если это будет какое-то физическое проявление – трепет по плечам, поцелуй или прижимание к себе. Не нужно настойчиво заставлять ребенка принести извинения за свои проступки.

Очень значимое требование в правильном воспитании гиперактивного ребенка — единство, которое должно проявляться со стороны всех без исключения членов его семьи. Один из его родителей никак не должен позволять того, что категорически запрещает другой: не нужно делать ребенку поблажек, плавно списывая это все на особенности центральной нервной системы. Не стоит допускать ссор в присутствии ребенка. Родители должны следить за своей речью, стараться говорить медленно и со спокойным голосом. Не стоит проявлять недовольство.

Следует особое внимание уделить детскому режиму и распорядку дня. Его нужно построить так, чтобы у ребенка не оставалось ни минуты свободного времени. Для этого нужно составить подробный и точный распорядок дня, в котором необходимо определить время для пробуждения, часы для принятия пищи, игры и так далее. Заранее необходимо запастись терпением и приготовиться к тому, что малыш все равно станет его «злостным» нарушителем. В комнате такого ребенка не должно быть много вещей. Стены лучше оформить неяркими цветами, такими как зеленый или бледно-синий. Важно, чтобы родители воспитывали у малыша интерес к какому-то занятию, но в то же время не нужно действовать принудительно.

Родителям важно знать, как проводится лечение гиперактивности у детей и то, что она может исчезнуть спустя несколько лет. За этот период ребенок сможет контролировать поведение, однако строение мозга при этом вряд ли изменится.

Автор:    

К записи "Гиперактивность детей: чем она вызвана и как лечится?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)