Обучение детей чтению — процесс очень сложный. Только с помощью чтения школьники познают мир и получают новые знания. А чтобы облегчить этот процесс, необходимо знать несколько основных принципов системы обучения чтению школьников.
Младшие школьники — это дети в возрасте от 6 до 11 лет. В этот период происходит активное биологическое развитие детского организма. У детей усиливается подвижность и возбудимость. Именно поэтому младшие школьники так непоседливы и эмоционально неуравновешенны. Но все же характерными особенностями у детей в этом возрасте остаются повышенная утомляемость и ранимость. Активно работать младшие школьники способны в течение 25-30 минут, после этого их работоспособность заметно снижается. Особенно утомляются дети после внеурочных мероприятий и после посещения группы продленного дня.
Стоит сказать о том, что сам процесс поступления ребенка в школу сопровождается изменениями в психике маленького человека. Начинается новый, ответственный период в жизни ребенка. Если раньше можно было не пойти в детский сад и весь день провести дома с родителями, то теперь в школу ходить обязательно каждый день. Необходимо много трудиться: отрабатывать навыки письма, чтения, учить стихи и запоминать много нового. У многих детей это вызывает чувство страха и незащищенности. Поэтому очень важно, чтобы педагог и родители овладели необходимыми знаниями об этом периоде развития ребенка.
Если у ребенка тяжело происходит процесс привыкания к школе, он становится замкнутым, плохо запоминает школьный материал, начинает конфликтовать как в школе, так и дома. А отрицательный опыт, полученный в младших классах может негативно повлиять на дальнейший процесс обучения ребенка в школе. Считается, что семилетний возраст ребенка является переломным. Это объясняется тем, что он уже не считает себя дошкольником, но и к школе еще не привык. Его детская непосредственность уже не является преобладающей чертой поведения, ребенок становится серьезнее. Но вместе с тем с ним в этот период труднее общаться и тяжелее воспитывать. У ребенка начинаются внутренние осмысленные переживания. Он начинает понимать, почему он радуется, злится или сердится.
Если говорить о психическом развитии ребенка, то стоит отметить, что все преобразования в этой области связаны прежде всего с учебой. Школа, первоначально, изменяет эмоциональную сферу ребенка. Хотя первоклассники продолжают активно реагировать на связанные с ними события. В этом возрасте дети лучше всего воспринимают все яркое и наглядное. Им очень трудно воспринимать тот факт, что приходится ограничивать свободу и подчиняться новым, пока непонятным для них, правилам. Ребенку постоянно напоминают о том, что он должен быть ответственным, соблюдать дисциплину и хорошо учиться. Это способствует тому, что у школьника повышается психическая напряженность.
Именно в этом возрасте у ребенка начинается сознательное формирование личности. Вместе с тем ребенок начинает разбираться в отношениях с окружающим миром, осознавать мотивы поведения, давать оценку нравственным поступкам и учится разбираться в конфликтных ситуациях. Всем известно, что без учителя невозможно получить новые знания. И если ребенок полюбит своего учителя, то процесс обучения станет для него легким и интересным, а общение с учителем принесет много пользы и радости. Если же учитель не смог расположить к себе ребенка, то обучение потеряет для школьника всякий смысл, он начнет искать различные предлоги, чтобы пропускать школу и родителям придется заставлять ребенка делать уроки. Чтобы этого не произошло, необходимо постоянно разговаривать со своим ребенком, выяснять, как у него дела в школе, что произошло за день, что понравилось или не понравилось ему на уроках и поддерживать связь с учителем.
Ближе к восьми годам в формировании личности детей большую роль начинает играть коллектив, в котором он находится. Ребенок начинает интересоваться жизнью класса, принимать активное участие во внеурочных мероприятиях, прислушиваться к мнению своих одноклассников. Сейчас целью школьников является завоевание авторитета и уважения среди друзей. В этом возрасте дети хотят поскорее стать взрослыми. Это выражается в подражании учителю, родителям и старшим друзьям. Как положительный момент можно отметить, что у детей просыпается тяга к получению новых знаний, желание овладеть навыками чтения, счета и научиться писать. У ребенка проявляется интерес к иностранным языкам. У первоклашек можно достаточно успешно совершенствовать речь и, воспользовавшись его любознательностью, побудить интерес к получению новых знаний.
Одной из главных учебных целей можно назвать процесс обучения школьников чтению. Чтение школьников — это достаточно сложный процесс, однако эти умения и навыки используются детьми во время изучения всех школьных предметов, а также во внеурочной и повседневной деятельности. Воспитание и развитие школьников тесно взаимосвязаны с чтением. Это лишний раз напоминает учителю о том, что ему необходимо систематически работать над тем, чтобы чтение детей стало осознанным. Чтение открывает для детей возможности новых увлекательных познаний и позволяет общаться друг с другом. Если у школьника появились трудности с овладением навыков чтения, это говорит о том, что у него, возможно, существуют сложности в развитии некоторых психических процессов, таких, как память, речь или внимание.
Все это лишний раз доказывает, что обучению чтению следует уделить особое внимание. Навыки чтения необходимо разделить на четыре вида: правильность чтения, беглость, выразительность и осознание прочитанного. Для того, чтобы научить школьников бегло и осознанно читать, необходимо будет научить их видам смысловой обработки прочитанного. Но для начала ребенок учится просто отображать звуками то, что видит на бумаге. Ребенку достаточно сложно пройти этот период, когда он учится распознавать буквы и сливать их в слоги. Навыки чтения у малышей формируются достаточно медленно, что имеет прямое отношение к особенностям развития и восприятия, присущих младшим школьникам.
За последние пятьдесят лет вдвое уменьшилось количество времени, необходимого для обучения детей таким необходимым навыкам, как чтение и письмо, что негативно отражается на процессе обучения. Ведь не стоит забывать, что не смотря на быстрые темпы обучения, возможности детей не меняются. Кроме того, если раньше в первый класс шли дети в возрасте семи-восьми лет, то сейчас это практически все шестилетки. Итак, весь процесс чтения делится на три основных этапа. Необходимо усвоить основное правило — чтение начинается именно тогда, когда ребенок, глядя на буквы, может произнести их или же вспомнить то слово, которому соответствует этот набор букв.
Здесь важную роль играет не столько зрительные особенности ребенка, сколько его память и воображение. ребенку нужно научиться увидев первые две-три буквы догадаться, что это за слово, чтобы быстро его произнести. Поэтому очень важным моментом является работа, направленная на развитие памяти ребенка младшего школьного возраста. Далее ребенок учится понимать содержание того, что он причитал. Прочитанные слова обычно вызывают у детей определенные образы, чувства или другие логические процессы. Иногда это лишь простое запоминание прочитанного без каких-либо ассоциаций.
Чтение младших школьников должно также содержать в себе оценку прочитанного. Не у всех детей можно наблюдать умение критически оценить содержание прочитанного текста. Когда младший школьник учится читать, у него возникает такая потребность, как научиться чтению, то есть освоить процесс возникновения слов из букв. Ему это попросту интересно. Но когда первоначальный этап чтения освоен, у ребенка меняется мотив чтения. Ребенок уже хочет знать, какая мысль скрывается в прочитанном. Чем больше у ребенка развиты навыки чтения, тем сложнее его мотивы. Например, ребенок хочет прочитать рассказ, чтобы понять поступки героя и оценить их. В дальнейшем важными становятся такие процессы, как беглость чтения и его выразительность чтения.
Под беглостью необходимо понимать скорость чтения которая взаимосвязана с пониманием того, что ребенок прочитал. Обычно беглость определяется количеством прочитанных слов за одну минуту. При помощи выразительности читающий, используя средства устной речи, доносит до аудитории основную мысль произведения и показывает свое отношение к прочитанному. Чтобы научить ребенка беглому и осознанному чтению, необходимо придерживаться следующей методики. Во первых читать нужно ежедневно и по нескольку раз. Во вторых тексты необходимо отбирать учитывая психологические особенности, присущие младшим школьникам. В третьих следует систематизировать работу по исправлению неправильного чтения. В четвертых учитель должен использовать наиболее эффективную систему, направленную на регулярное исправление ошибок, которые ребенок допускает при чтении. И в пятых следует организовать обучение чтению про себя.
Это чтение делится на три вида: чтение шепотом, беззвучное чтение при помощи артикуляции и, конечно, чтение про себя, которое принято называть тихим чтением. Для того, чтобы начать работу над правильным произношением и научить ребенка бегло читать, учителю необходимо убедиться, что ребенок понимает и осознает смысл прочитанного. Однако существует несколько приемов, при помощи которых отрабатываются правильность и беглость чтения. Важную роль играют такие направления, как использование современных тренировочных упражнений и применение принципа многочтения. Специальные упражнения помогают совершенствовать зрительное понимание текста, развивают артикуляцию и регулируют дыхательную систему.
В свою очередь принцип многочтения состоит в том, чтобы анализируя произведение, заставлять детей перечитывать важные по смыслу отрывки. Это помогает не только более глубоко осмыслить прочитанный текст, но и добиться правильности при прочтении. Под правильностью чтения подразумевается чтение без ошибок и искажений. Иногда, при чтении детям свойственно допускать ошибки. Эти ошибки довольно типичны. К ним относятся пропуски некоторых букв, отдельных слов и даже целых предложений, перестановка букв и вставка лишних слов или букв в текст. Чтобы избежать этих типичных ошибок, следует регулярно отрабатывать навыки чтения.
Как итог необходимо отметить, что весь процесс чтения можно разделить на смысловую сторону чтения и техническую. Поэтому ребенок научится хорошо читать только в том случае, если с ним будет проводится систематическая и разнообразная работа. Немаловажную роль в этом сложном процессе играют родители, так как дома ребенок закрепляет полученные в школе знания. Родителям очень важно выработать свою систему занятий с ребенком и сделать ее систематической. Не следует просто заставлять ребенка беспрерывно читать, от этого у него может возникнуть отвращение к чтению. Здесь будет уместен девиз: лучше меньше, но чаще.
Следует давать ребенку достаточно времени на отдых и, по возможности, чередовать виды работы. То есть немного почитать, потом заняться письмом или математикой, а после можно еще немного почитать. В таком случае ребенок будет переключаться на другой вид деятельности и меньше уставать. При занятиях следует проявлять терпение, ведь ребенок не может быстро всему научиться. Не стоит кричать на него, это ни к чему хорошему не приведет, ребенок просто откажется с вами заниматься. Терпение, усидчивость и любовь к своему ребенку помогут родителям добиться больших успехов в таком сложном процессе, как обучение ребенка чтению.
Для любого первоклассника процесс обучения является очень сложным и трудоемким. Не стоит забывать, что маленький человек только начинает свой путь в мир знаний. Поэтому необходимо оказать ему помощь в овладении новыми знаниями.
К записи "Формирование навыков чтения у младших школьников" оставлено 0 коммент.