Знакомство с правилами дорожного движения дети начинают ещё в дошкольном возрасте, ведь информацию о том, на какой свет светофора нужно переходить дорогу они получают от родителей, задача учителей в школе — закрепить базовые понятия и ввести новый материал.
Предмет – дорожные знаки для детей, к сожалению, пока не введен как обязательный на ранней ступени обучения, сейчас это одна из тем цикла естественных наук. Правила для детей, дорожные знаки и их расшифровка предлагаются к изучению в качестве одной из тем предмета, который называется естествознание. Отдельный цикл уроков, посвященных исключительно изучению правил дорожного движения, в настоящее время может осуществляться только за счет дополнительных образовательных услуг, оплата которых нередко ложится на плечи родителей. Если во время родительского собрания посредством голосования устанавливается желание изучать предмет, посвященный безопасности на дороге, то стоит известить об этом администрацию школы, практически всегда они идут навстречу родителям и предлагают педагогические услуги подобного содержания.
В ситуации, когда на изучение темы дорожные знаки для школьников выделяются часы, прописанные общеобразовательной программой, учителю необходимо выполнить немалый комплекс работы по подготовке и проведению занятий, ведь это знания, помогающие сохранить жизнь и здоровье. Обычно на изучение этой темы отводится от трех до семи уроков за год, правила дорожной безопасности могут изучаться как одна тема или периодически вводиться по одному уроку в течении года. Второй вариант более щадящий, ведь он не только позволяется закрепить и проверить на практике уже полученные навыки, но также не перегружает ребенка однотипными знаниями. Стоит также помнить, что согласно общеобразовательной программе по естествоведению для младшей школы, на изучение темы безопасности на дороге отводится, как правило, количество часов, рассчитанное на весь период обучения в младшей школе, то есть примерно 30-40 занятий.
Этот факт нередко вызывает затруднения у молодых учителей, которые тщетно пытаются поставить все количество уроков в один годовой календарный план. Правильный алгоритм действий – одинаковое деление часов изучения темы дорожного движения на срок четыре года, причем полученное количество важно распределить равномерно в течении двух учебных семестров. Более опытные преподаватели выделяют по одному-два урока в конце каждой из изучаемых тем, это довольно мудрое решение, однако оно требует большого мастерства, ведь изучение правил поведения на дороге необходимо логически связать с текущими занятиями. К примеру, при изучении органов и систем человека тему дорожной безопасности можно связать с последствиями беспечного поведения на дороге. А тему растений или животного мира логически связать с неизбежным засильем автомобилей и необходимостью изучения правил безопасного взаимодействия с ними, а также всеми участниками дорожного движения.
В любом случае каждый из уроков, посвященный дорожным знакам, требует определенной и не малой подготовки учителя, который должен заинтересовать учеников и подать им материал для изучения в легкой и понятной форме. Как известно, наиболее естественный вид деятельности учащихся младших классов, это игра, поэтому педагоги часто используют прием образовательной игры для закрепления изучаемого материала. Этот способ позволяет не только в непринужденной форме проверить уровень владения информацией по предмету или одной из его тем, но также дает право активно взаимодействовать с одноклассниками и имитировать реальные ситуации на дорогах.Существует масса игр подобными игровыми целями, дети с удовольствием играют в «Светофор»,«Автобус, трамвай или автомобиль», «Регулировщики». Стоит заметить, что все эти игры подвижны и предполагают активное передвижение учащихся по классу, поэтому они могут быть использованы в качестве обязательных физкультминуток и после изучения темы.
Если в игры с удовольствием играют ученики первого и второго класса, то уже привыкшие к такому виду деятельности дети старшего возраста часто ожидают чего-то нового от уроков безопасности. И мучитель может предложить увлекательную викторину на знание правил дорожного движения с дополнительными веселыми заданиями и, естественно, определением победителя и награждением. Такой вид деятельности можно превратить во внеклассный вид деятельности, тогда учитель получит дополнительную выгоду оттого, что активно взаимодействует с классом не только во время проведения учебных занятий. Учащиеся также с удовольствием сменят привычный распорядок дня и примут участие в викторине по окончанию основных уроков вместо того, чтобы бесцельно сидеть перед телевизором или у компьютера. Существует немало готовых шаблонов такого вида деятельности, в которых уже есть готовые вопросы, правильные ответы на них и музыкальные заставки. Вполне возможно, что в городе над этой проблемой работал отдельный учитель или творческая группа педагогов, поэтому перед началом планирования конкурса можно навестить методиста и спросить у него о наличии подобного материала.
В теме изучения правил дорожного движения обязательно необходим наглядный материал, помогающий задействовать зрительный канал памяти и более прочно закрепить столь важную информацию. Совершенно очевидно, что невозможно получить полезные и применимые на практике знания о дорожных знаках в том случае, если не видеть их изображение. Поэтому при подготовке уроков безопасности учитель должен руководствоваться следующим правилом – минимум теории и слов без визуального или аудио подкрепления, больше игр, каверзных вопросов и движения, именно эти компоненты быстро принесут ожидаемый результат, а полученные знания навсегда отложатся в памяти.
Современные технологи позволяют учителю не терять время при подготовке к уроку и заниматься моделированием основных знаков при помощи клея, ножниц и картона. В настоящее время можно использовать электронные презентации и специально разработанные программы, игры, интернет порталы, аудиокниги и видеоряд. Ученики и сами могут принять участие в разработке учебных материалов, как при помощи родителей, так и самостоятельно, на уроках труда или изобразительного искусства. Совместно со старшими братьями или сёстрами, родителями или другими членами семьи школьник младшего звена может поучаствовать в создании электронной презентации, помочь в выбор евизуального материала или текста.
Изучение правил поведения на дороге входит в обязательную часть школьной программы, однако отдельно такой предмет может изучаться только за счет дополнительных платных образовательных услуг. В рамках программы дети изучают дорожные знаки и безопасность на дороге на уроках естествознания, это может быть последовательный цикл занятий или отдельно взятый материал, которые изучается в связи с другими учебными темами.
К записи "Дорожные знаки для школьников: объясняем несколько самых важных" оставлено 0 коммент.