Главная » Родителям » Дисграфия у ребенка: что делать?
24
Oct

Дисграфия у ребенка: что делать?

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Подверженных дисграфии ругают учителя вместе с родителями. Ведь относительно дисграфии ходит немало мифов. Некоторые говорят, что дети с такими нарушениями — умственно отсталые. Но так ли это?

Другой популярный миф гласит, что этих детей готовили к школе по нетрадиционным и вкорне неверным методам. Но правду выяснить можно, только у логопедов и детских психологов, по проводимым ими исследованиям. Дислексией называют нарушение возможности письма. Детям с этим недугом тяжело дается записывание на бумагу.

И диктанты, и изложения, и упражнения в их тетрадях содержат множество нелепых ошибок. Чаще всего к этому прилагается ужасный, «курица лапой», почерк, игнорирование знаков препинания и пропуски гласных в словах. Эти ученики стараются выбирать для изложения своих мыслей короткие слова и короткие фразы с минимумом знаков препинания, но и в этих словах не могут избежать ошибок.

Нередки случаи, когда отчаявшиеся школьники отказываются приходить на уроки русского вообще или выполнять на нем письменные задания. Без должного внимания специалистов к этой проблеме у детей развивается чувство неполноценности, ущербности, ребенок действительно чувствует себя умственно отсталым. В коллективе они чаще всего подвергаются травле и отчуждению — ведь даже сочинить поздравление на открытке без ошибок для них непосильная задача.

Часто у учеников с дисграфией некоторые буквы неверно повернуты в пространстве, внешне похожие по написанию буквы они постоянно путают. Скорость письма крайне низкая, а от частых в таких ситуациях нападок учителя строчки расстраиваются окончательно и ползут в разные стороны. Отличить у ребенка дисграфию от обычной лени проще простого. Выявлены типичные для дисграфии ошибки, которые ребенок будет допускать постоянно, неконтролируемо, неосознанно.

Часто при дисграфии наблюдается так называемое застревание или персеверация: «за зомом росла мамина»(за домом росла малина), “дод небом лолубым” (Под небом голубым). Так же велик процент неумения передать мягкость согласных, ребенок пишет сольить (солить), въезет (везет). Написание предлогов слитно и приставок — раздельно тоже может говорить о дисграфии, а не только о незнании правил.

Все относимые к дисграфии ошибки носят одно общее условие — они типичны для этого ребенка, носят стойкий характер и достаточно специфичны сами по себе. Ребенок, в некоторых случаях допускающий такие ошибки, а иногда пишущий правильно, скорее всего, просто страдает отсутствием внимательности. Ошибки, вызванные незнанием правил, так же нельзя назвать дисграфическими. Почему же у некоторые дети страдают от таких нарушений? На самом деле процесс становления письма и чтения очень сложен.

В организме за него отвечают целых четыре анализатора: речедвигательный, отвечающий за произношение, т.е. артикуляцию, речеслуховой, помогающий произвести отбор необходимой фонемы, зрительный, отбирающий соответствующую графему, и двигательный, который производит перевод графемы в кинему (совершающий совокупность движений, необходимых для записей на бумаге).

Все эти сложные процессы происходят в затылочно-височных областях нашего головного мозга, и их окончательное формирование заканчивается не раньше 10-11 лет. Сам процесс письма по бумаге начинается с побуждения, мотива, который зарождается в лобной доле коры головного мозга. И поэтому огромное влияние на обучение и чтению и письму будет иметь степень сформированности речи. Нарушения и заторможенности в областях звукопроизношения, фонематического восприятия или лексико-грамматических сторон на любых этапах развития как раз и являются основной причиной и поводом дислексии и дисграфии.

Ведь если у ребенка речевой слух как-то нарушен, ему конечно же трудно начать читать и писать. Что ребенок может прочесть, если не может четко расслышать как звучит речь? И овладеть письмом практически невозможно, если не знаешь, какой звук та или другая буква означает. Человек без подобных отклонений может верно уловить любой определенный звук в речи и визуально представить его как букву в стремительном потоке человеческой речи, дисграфики и дислексики на это физически неспособны.

Таким образом, психологи и логопеды склоняются к выводу, что обучение письму ребенка с дисграфией — очень сложная задача, которая под силу не каждому педагогу, и ее не решить психологическим давлением на ученика и дополнительными часами за прописями. Кроме речевого или фонематического слуха, человек обладает особым зрением для распознавания букв.

Просто смотреть на окружающий мир, с цветами, домами и облаками, недоостаточно для овладения письмом — это логичный вывод, ведь среди дисграфиков не меньше, чем в других группах, людей со стопроцентным зрением. Зрение на буквы помогает запоминать и воспроизводить их очертания на бумаге. Таким образом, для полноценного получения навыков чтения и письма ребенок должен иметь соответствующее его возрасту интеллектуальное развитие, речевой слух и буквенное зрение.

При отсутствии одного из этих пунктов успешно научиться чтению и письму будет проблемой. На личные особенности формирования речи, и, как правило, на формирование привычек в чтении и письме, влияют так же факторы, лежащие в дальних глубинах психики. К примеру, влияет на это и неравномерное развитие полушарий мозга. У большинства людей центр, который ответственен за речь, располагается в левом полушарии. А правое отвечает за предметные символы и речевые образы.

Так что неплохие способности дисграфиков к рисованию объяснить можно редкими анатомическими особенностями нервной системы. Чаще всего родители наблюдают такую картину — ребенок с большим трудом может осваивать письмо, но на уроках рисования он на высоте. Для него это нормально, так как в его нервной системе не изменена автоматизированная область правого полушария. Неспособность письма компенсируется у них возможностью хорошо выражать свои мысли в рисунках.

Логопеды обращают особое внимание на зеркальное написание некоторых букв. Этот феномен присутствует при множестве отклонений, но логопеды всегда ищут в этом явлении леворукость — явную, скрытую или переученную. И чаще всего находит. Что же делать, если врачи у ребенка признали дисграфию? Не ставить крест на своем ребенке и не начинать на него давить.

Эту проблему можно решить с помощью специалиста. Устранение дисграфии у школьников занимает иногда годы, иногда месяцы, но упорная работа не останется без вознаграждения. Занятия состоят из тренировки речевого слуха и буквенного зрения. Занятия происходят по специально разработанной схеме, и лучше помимо логопеда заниматься дома самостоятельно. Используются речевые игры, красочная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов в словах.

Ребенок усваивает, как произносятся пределенные звуки и какие буквы этим звукам соответствуют. Тренировки так же включают в себя диктанты, повторения слов, подбор слов по заданным звукам, и анализ буквенно-звукового состава слов. Стремится к как можно более высокой скорости не следует — для ребенка с подобным отклонением важно полностью почувствовать, увидеть звуки и буквы. Неплохой результат так же дают назначаемые психоневрологами препараты, стимулирующие память и работу мозга препараты.

На всем протяжении занятий у логопеда ребенку нужно обеспечивать благоприятную психологическую атмосферу. Дисграфия у ребенка чаще всего предполагает полный отказ от тестирования ребенка на скорость. Для обычного ученика это не вызывает затруднений, но у дисграфика может возникнуть невроз. Поэтому если проверка необходима, режим должен быть самым щадящим, это действительно имеет огромное значение.

Не принесет успехов и подход «больше читать и писать». Не стоит читать зараз большие тексты и длинные диктанты. На первых этапах занятий лучше делать упор на речь, звуковой анализ слова и тренировку фонематического восприятия. Не нужно преувеличенных похвал за небольшие успехи, так же как и огорчений в связи с неизбежными ошибками. Лучше не показывать во время урока эмоций или показывать их как можно более сдержанно.

Дисграфия у школьников поддается коррекции, и уверенность в успехе у педагога и родителей гораздо больше будет способствовать устойчивым хорошим результатам, чем бурная радость или огорчение.

Автор:    

К записи "Дисграфия у ребенка: что делать?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)