Многие помнят знаменитую фразу Владимира Маяковского о том, что человек может не быть поэтом, но гражданином быть обязан. В настоящее время извечные ценности стали уходить на второй план, поэтому эта проблема встаёт особенно остро.
Гражданское воспитание школьников подразумевает прививание детям интернациональных, патриотических чувств, знакомство с правовой, нравственной культурой. Это — и собственное достоинство, внутренняя дисциплинированность, доверие и уважение к государству, другим гражданам.
Значение гражданственности трудно переоценить, ведь это важный духовно-нравственный фактор, который призван сохранять общественную стабильность, безопасность и независимость государства.
Усилия учителей, патриотические школьные мероприятия должны:
Чтобы работа по развитию у ребёнка гражданского самосознания была более эффективной, оно должно прививаться и дома. Задача родителей в том, чтобы малыш с ранних лет любил не только их, но и свой край, Родину. Выходя с детьми на прогулки, надо рассказывать им об истории родного города, посёлка, страны. Ребёнок должен гордиться местом, в котором живёт.
Родителям следует обращать внимание ребёнка на красоту окружающей природы, рассказывать, сколько у нашей страны ресурсов для дальнейшего развития. Можно воспитывать гражданственность детей, рассказывая им о том, какие нашему народу пришлось пережит беды и страдания. Ярким примером будут кинофильмы, где отражён подвиг советских людей во время 2-й мировой войны. Можно читать на эту тему с детьми книги, показывать фотографии прадедушек, которые ценой своего здоровья, жизни отстояли Россию.
Просматривая новости, старшим не следует отпускать критические замечания в адрес правительства, ведь дети быстро перенимают у старших их точку зрения. Лучше воздержаться от негативных комментариев в присутствии любимого чада. Ребёнку можно рассказать, что сейчас появилось изобилие вещей, продуктов, игрушек, чего не было ещё 2-3 десятка лет назад. И в этом – заслуга Правительства. В городах стало намного чище, детские площадки радуют обилием аттракционов, тренажёров. В этом заслуга муниципальной власти.
Школьное самоуправление, вовлечение детей в процесс организации жизни школы призвано сыграть большую роль в воспитании гражданского сознания. Ведь становление личности в основном происходит школьном возрасте. Эта работу важно проводить систематизировано, необходимо в достаточном количестве иметь методические пособия.
Особое внимание при этом следует уделить изучению основного закона — Конституции РФ. Многочисленные опросы показывают, что большая часть старшеклассников не читала этот документ. Подростки имеют весьма смутное представление о своих гражданских обязанностях правах, очень приблизительные понятия о структуре государственной власти.
Важно в доступной наглядной форме осуществлять гражданское воспитание младших школьников. Плакаты, видеоуроки в начальных классах помогут детям получить базовые знания, тогда к старшим классам они придут теоретически подкованными.
Школьное самоуправление делает ребят активными участниками школьной жизни, они принимают решения, приобретают такие важные в будущей «взрослой» жизни практические навыки. Самоуправление способствует выработке активной гражданской и жизненной позиции.
Эффективным являются и практические методы. Это могут быть работы, в классе, на пришкольном участке. Полезность такого труда в том, что он вовлекает школьников в реальную трудовую деятельность. Не лишним будет напомнить опыт прошлого. «Тимуровцы» помогали пожилым людям, многодетным семьям при решении различных бытовых задач. Радует, что и сейчас это движение не забыто. Неравнодушные учителя с детьми помогают одиноким пенсионерам, многодетным мамам. Производят уборку в их домах, ходят в магазин и выполняют очень важные поручения.
Общение на патриотические темы, кружки, встречи с интересными людьми, приглашёнными в класс тоже способствуют воспитанию гражданских чувств. В рассказах, беседах, дети узнают много полезного, воспринимают дух отношений, который принят в обществе.
Весьма эффективен метод поощрения, особенно среди младших детей. Стимулом в этом случае являются: положительная оценка, словесное поощрение (благодарность, похвала), грамоты, награды.
Формирование активной гражданственности у учащихся — важнейшая задача. Существуют эффективные методы, помогающие осуществлению этой цели. Совместные действия школы и семьи помогут воспитать гражданские чувства школьника.
К записи "Что такое гражданское воспитание школьников: информация для родителей" оставлено 0 коммент.