Наверное, у многих в детстве была боязнь школьной доски. Ощущения, когда все пришли на урок, учительница открыла журнал и собралась выбирать отвечающего. Многие уже сами поднимают руки, просясь отвечать.
И лишь некоторые дети максимально пригнули голову, чтобы их не вызвали к доске. Этих детей небольшое количество, но они есть практически в каждом классе. Но, согласно теории вероятности, тех, кто прячется, чуть ли не под парту, чаще и вызывают к доске.
В этот момент ребенок и краснеет и бледнеет, он ощущает, что земля уходит из под ног, во рту пересыхает. ему кажется, что все презрительно смотрят на него, тихонько насмехаясь. Что уж говорить о домашнем задании. Оно и так не совсем подготовлено, а в данный момент и совсем улетучилось из головы.
Если причина боязни доски в том, что ребенок не выучил домашнее задание, то это не такая уж большая проблема. Нужно просто хорошо подготовить домашнее задание, тогда рассказывать будет не так страшно. Но если проблема сугубо психологическая, когда ребенок думает, что все одноклассники будут из-за него смеяться, что учитель также будет его ругать, то с ней нужно бороться, искать подходы, как данную ситуацию исправить.
Довольно странно также звучит то, что отвечать у доски боятся иногда даже отличницы, у которых часто списывают задания, которые знают материал на отлично, никто над ними не смеется и не осуждает. Но отвечать все равно довольно страшно.
По мнению специалистов, страх отвечать у доски встречается у многих школьников, причем это случается как у младших учеников, так и у подростков. И этот страх очень мешает полноценно учиться. Родители должны обязательно знать о данной проблеме. Ведь если ее не решить, в будущем, во время дальнейшей учебы и жизни, ребенок будет бояться публичных выступлений, будет замыкаться в себе и так далее.
Когда в голове постоянно звучит рефрен «боюсь выходить к доске», нужно прислушаться к рекомендациям экспертов. Во-первых, перед тем, как отправиться к доске, нужно в мыслях посчитать до 5, глубоко вдохнуть и идти вперед. На самом деле стоять перед всем классом не так уж страшно. Просто нужно время для того, чтобы привыкнуть.
Для большей уверенности можно отыскать глаза любимой подруги или друга, и смотреть на него, выкладывая подготовленный материал. Очень хорошо проговаривать перед зеркалом или мамой домашнее задание. Тогда страха удастся избежать. Стоит отметить, что проговаривать вслух нужно и письменные задания, говорить о том, что именно требовалось в данной задаче или примере, какие правила нужно знать, чтобы выполнить определенное упражнение, и так далее.
Полезно пересказывать сказки, рассказы и сочинения. В этом случае родитель может попросить ребенка, чтобы он высказал собственное мнение от прочитанного. Если это младший школьник, то пусть придумает собственное окончание сказки, и так далее. Главное – чтобы из каждого материала был сделан вывод, который поможет ребенку в дальнейшей жизни.
При подготовке материала в больших объемах, для того, чтобы легче он запоминался, можно составить план и мысленно следовать ему. Таким способом, и на уроке ребенок будет придерживаться плана. Привычку составлять план можно попытаться выработать еще у младших классах, тогда будет легче выходить перед большой аудиторией.
Когда же ребенок чувствует неуверенность, тревожность, которая еще не переросла в устойчивый страх, то ребенку можно дать несколько советов:
— нужно постараться представить, что с каждым шагом уверенность все растет;
— перед тем, как начать рассказ, нужно сделать глубокий вдох и медленный выдох;
— после этого нужно спокойно отвечать. Не стоит переживать, какие-то моменты забыты. Вокруг близкие одноклассники, которые также могут ошибаться.
Когда же боятся выходить к доске старшие школьники, то им можно посоветовать вести себя следующим образом:
— Для начала нужно попытаться вспомнить те моменты, при которых ребенок чувствовал себя спокойно.
— Во время рассказа нужно стараться следить за своим голосом, не стоит говорить слишком быстро, тогда в голосе будет чувствоваться определенное волнение и напряжение. Уверенно сказанные фразы, несомненно, будут оцененные учителем.
— Важно после ответа научится оценивать себя: что получилось, а что нет, на какие моменты нужно обратить внимание, что требует усиленного внимания. Возможно, на определенные ошибки может обратить внимание учитель. Он же посоветует, что нужно сделать для того, чтобы в следующий раз страха перед аудиторией не было.
Кода же у ребенка недостаточно знаний, нужно или самостоятельно заниматься с ребенком, либо нанять ему репетитора, которые поможет ему, поднимет его уровень. Младшему школьнику можно организовать школу дома. Для этого потребуется импровизированная доска, к которой нужно будет ребенка вызывать, за хорошо раскрытую тему ставить ему оценки. Можно предложить поменяться ролями, когда ребенок превратиться в строгого учителя, а мама – в испуганного школьника, которому страшно выйти к доске. Пусть ребенок даст свои рекомендации, как справиться с боязнью.
Специалисты стеснительным деткам рекомендуют снять напряжения с тела. Ведь случаются и такие ситуации, когда ученик выходит к доске, а его сверстники строят ему рожицы, показывают язык и так далее, в итоге ребенок закрывается в себе, не говоря ни слова.
Поэтому для достижения спокойного состояния нужно выполнить следующие упражнения:
Перед началом занятия нужно выполнять перед уроком, экзаменом или выступлением перед огромной аудиторией. Оно помогает сохранить душевное равновесие, помогает сосредоточиться в любой ситуации. Для его выполнения нужно поставить руки так, чтобы они находились параллельно к полу.
Затем следует скрестить их таким способом, чтобы ладони сошлись вместе, а пальцы скрестились.
Руки нужно согнуть в локтях, опустить кисти внутрь и прижать к груди, чтобы они были направлены вниз.
Язык в это время должен находиться прижатым к твердому небу, за верхними зубами. Глаза в это время нужно поднять вверх. В этом положении нужно замереть на несколько минут. Обязательно нужно следить за своим дыханием. Оно должно быть спокойным и уравновешенным.
Вторая часть данного упражнения состоит в том, чтобы соединить пальцы рук таким образом, чтобы большие пальцы были параллельно поставлены полу, а остальные направить вниз. Руки направить в район живота. В таком положении нужно находится около 2 минут. В это время следует максимально расслабить каждую клетку тела.
Значительно повысить внимание, расслабиться и набраться сил поможет упражнение, которое называют «Энергитезатор». Оно также поможет снять стресс во время долгого сидения за партой.
Для его выполнения нужно сесть за стол, положить руки таким способом, чтобы пальцы были направлены немного вперед и друг другу. Голову положить на стол, затем во время вдоха нужно поднять лоб, шею и спину так, будто этими частями тела нужно толкать мяч.
Опускать голову нужно так же само спокойно, но при выдохе. Упражнение нужно выполнять 3-4 раза. Стоит во время выполнения обращать внимание на дыхание, которое должно быть синхронным по отношению к работе.
Боязнь доски у некоторых детей проходит с возрастом, когда человек набирается опыта. В этом случае для него ответ у доски будет обычным делом. Главное- вовремя выделить проблему и начать работать над ней. Ведь встречаются дети, которые боятся рассказать о своих страхах родителям. Они боятся что их не поймут и засмеют. В этом случае должен быть внимательный классный руководитель или же учитель, который видит, что ребенок владеет материалом, но боится выйти перед всеми.
Большинство детей в подростковом возрасте имеют проблемы с кожей. Поэтому они боятся выйти перед всеми одноклассниками, и показать какие – либо дефекты. Особенно это касается девушек, они стесняются поднять глаза, посмотреть уверенно на аудиторию, они так и продолжают стоять с опущенной головой. Учителя, чувствуя это, иногда разрешают пересказывать сочинение или другое задание со своего рабочего места.
Если же ни один из вышеуказанных способов не помогает, нужно записаться на прием к профессиональному психологу, который подскажет, что нужно делать, подберет методику и приемы, которые помогут побороть эту ненавистную проблему.
К записи "«Боюсь выходить к доске»: как помочь ребенку?" оставлено 0 коммент.