Главная » Новости » Схема характеристики на ученика: составить легко!
20
Oct

Схема характеристики на ученика: составить легко!

Рубрика: Новости     Комментарии: Комментариев нет

Характеристика на ученика — это особый документ, составленный педагогом, которые содержит важные сведения о ребенке. Помимо личных данных и информации о родителях это еще индивидуально-психологические особенности школьника.

Грамотно и правильно составленная характеристика на ученика — это самый распространенный, эффективный и доступный способ, позволяющий определить индивидуальные особенности ребенка. Она позволит новому учителю быстро наладить контакт со школьником и составить план для дальнейшей максимально эффективной работы с ним. А вот некорректная характеристика наоборот способна серьезно навредить отношениям между ребенком и педагогом. Поэтому очень важно подойти к ее написанию со всей ответственностью.

За долгие годы работы учителями была составлена правильная и максимально удобная схема характеристики на ученика. С ее помощью даже начинающий педагог сможет легко справиться со своей задачей. Характеристика будет составлена быстро и грамотно.

Уже не одно десятилетие в обязанности учителя входит составление обсуждаемого документа. В различные периоды у требований к схеме и особенностям ее заполнения были разные причины. В первую очередь они зависели от того, насколько развитой была психологическая наука в целом. Сегодня можно ознакомиться с огромным количеством самых разных характеристик на учащихся. Некоторые из них были составлены в свободной альтернативной форме, а другие — строго по существующей схеме. Каждый из способов имеет собственные плюсы и минусы. Проанализировав результаты работы с характеристиками двух типов, специалистам удалось сделать вывод, что документы, составленные по рекомендациям педагогической науки получаются более эффективными и профессиональными.

В любом случае выбранная схема характеристики должна отвечать следующим требованиям:

— быть понятной не только для опытных, но и для начинающих учителей, а также легко читаемой;

— показать истинное не предвзятое отношение педагога к школьнику;

— демонстрировать индивидуальные психологические особенности ребенка, которые регулярно проявляются в его отношении к учебе, способностях, взаимодействии с учителями и одноклассниками;

— новый учитель, ознакомившись с документом должен сразу же получить верное представление о личности и способностях ребенка.

В целом схема одинакова для школьников любого возраста. Но при ее использовании и написании характеристики стоит учитывать, в каком классе учится ребенок. Так в 4 классе учащийся готовится к переходу в среднюю школу и к встрече с новыми учителями, с которыми он пока не знаком. Вместо одного педагога теперь его общение будет складываться сразу с несколькими специалистами.

В 8 классе важно учитывать приближение дифференцированного обучения. Ученик либо будет выбирать профилирующее направление школьных занятий, либо — принимать решение о выборе техникума или колледжа.

В 10 классе особенно важно выявить профессиональные наклонности ребенка и моменты, на которые следует уделить внимание при его подготовке для поступления в вуз.

Желательно, чтобы все эти особенности возраста были учтены также в характеристике. В остальном план схемы характеристики на ученика любого класса стандартный и насчитывает 10 основных пунктов.

Общие сведения о школьнике

Начать характеристику следует с основных сведений о школьнике. В данном пункте важно отметить полные имя, фамилию и отчество ребенка, его возраст, национальность, основную информацию о его семье и родителях. Полезно будет также составить словесный портрет школьника. Если ученик успел сменить один или несколько классов, школ, то это также важно указать, дополнив описанием причин, по которым происходила смена. Ведь они могут оказаться совершенно разными — от смены места жительства до серьезных конфликтов с одноклассниками. Некоторые из них способны стать важным штрихом в психологическом портрете ребенка.

Состояние здоровья и физическое развитие

На первый взгляд может показаться, что это лишний пункт в характеристике ученика. На самом деле это не так. Некоторые особенности физического состояния и развития ребенка могут повлиять на процесс его обучения. Зная их, учитель сможет подкорректировать свое отношение к определенных важным моментам учебного процесса в отношении конкретного школьника и помочь ему справиться с возникающими проблемами. В данном пункте потребуется описать общее состояние здоровья ребенка, наличие или отсутствие хронических или других заболеваний. А также полезно будет добавить, соответствует ли его вес, рост и прочие параметры установленным специалистами возрастным нормам.

Прежде чем приступить к составлению характеристики, учителю рекомендуется внимательно ознакомиться с обсуждаемыми нормами для школьников разных возрастов.

Условия семейного воспитания

Здесь необходимо указать подробный состав семьи ученика, а также возраст каждого ее члена и место работы. Если в процессе общения с кем-либо из родственников педагог заметил ярко-выраженные особенности его характера, которые могут оказать влияние на ребенка, это также следует отметить. Например, к таким особенностям можно отнести чрезмерную вспыльчивость.

Далее описываются жилищные условия школьника. Есть ли у него своя отдельная комната или хотя бы уголок с письменным столом для удобных спокойных занятий. Не стоит забывать и об уровне жизни семьи. Важно для грамотной и подробной характеристики указать обеспечена ли семья материально.

Если имеются такие сведения, то следует добавить информацию о том, какая атмосфера царит дома у школьника. Дружная ли семья или наоборот конфликтная и проблемная.

Не менее важно описать и то, как относятся к ученику разные члены семьи. Сюда входит не только взаимоотношение между родителями и ребенком, но и насколько интересуются домашние его успехами и делами, помогают ли в решении проблем, контролируют ли действия и успеваемость школьника. Отдельно потребуется отметить, если замечено, что ученику предоставлена полная самостоятельность.

В данный пункт входит также описание отношения самого ребенка к членам своей семьи. Внимателен он или эгоистичен, уважает или пренебрегает своими домашними.

Интересы ученика

Данный пункт также включает в себя схема характеристики ученика. В процессе учебы педагогу, как правило, становится известно о большинстве хобби и увлечений школьника. В данном пункте можно отметить не только, чем любит заниматься ребенок в свободное от уроков время, но также, к каким школьным предметам он испытывает особый интерес. Возможно, ему нравятся гуманитарные дисциплины, упражнения на логику и сообразительность или спортивные занятия.

Полезно будет добавить, на какие кружки и секции ходит школьник. Может быть его отправляют на соревнования или олимпиады. Иногда учитель может заметить, какие интересы есть у ребенка, по его занятиям даже на переменах. Актуально будет во время классного часа провести опрос на тему хобби и увлечений класса. Это поможет в написании подробной характеристики.

Возможно, независимо от возраста, школьник уже имеет собственные устойчивые профессиональные планы. Именно от этого порой зависит интерес или безразличие ученика к определенным школьным предметам и дополнительным занятиям.

Интеллектуальное развитие

В данном пункте потребуется описать уровень интеллектуального развития ребенка, а также его учебных навыков и умений. Отметить, например, насколько темп его чтения письма соответствует нормам для определенного возраста, умеет ли он выделять из общего текста главную мысль, способен ли качественно выполнять задания и работать с учебниками самостоятельно и многое другое.

Важно указать здесь же тип преобладающий тип памяти и мышления. Полезно будет отметить, какие способности и качества у школьника развиты наилучшим образом, а над какими рекомендуется существенно поработать.

Особенности эмоционально-волевой сферы

Начать следует с указания преобладающего у ребенка типа темпераменты. Возможно, постепенно какие-либо определенные черты и свойства характера начинают занимать лидирующие позиции. Специалисты рекомендуют также выявить и указать, насколько развиты у ученика различные волевые качества. Например, это смелость и целеустремленность.

Важно подробно описать, в каком настроение чаще всего находится школьник. Может он весел и оптимистичен или же наоборот подавлен и встревожен. Полезно будет понаблюдать за тем, как он выражает эмоции и также отметить это в характеристике. Владеет собой или бурно негодует/радуется.

Обязательно следует описать, как ведет себя ребенок в стрессовой ситуации. Например, в ссоре с одноклассниками, во время доклада при большом количестве слушателей или на важном экзамене. Одни ученики теряются в таких условиях, а другие наоборот способны показать лучшие результаты.

Самооценка

В данном пункте педагогу потребуется уточнить, насколько адекватной является самооценка ребенка. Важно помнить, что она может быть также завышенной или заниженной. К этому же пункту относится уровень притязаний. Он бывает трех типов — низкий, средний и высокий. Определяется последний тем, какие цели ставит перед собой школьник и какие усилия прикладывает, чтобы их достичь.

Самооценку ученика можно оценить, понаблюдав за его общением с одноклассниками, а также за реакцией на собственные успехи и неудачи.

Также она очень явно проявляется в том, как школьник относится к критике в адрес своей персоны или своих достижений. Реакция может быть самой разной — от равнодушной до агрессивной.

Отношение с коллективом и учителем

Для начала полезно будет дать характеристику класса в целом. Здесь можно указать, сколько учится в нем мальчиков и девочек, а также общее количество учеников. Важными факторами является атмосфера внутри коллектива — дружелюбная или негативная, а также общая его активность, успеваемость и дисциплинированность.

Далее — охарактеризовать, какое положение занимает школьник, на которого составляется характеристика. Возможно, у него есть и какое-либо звание, например, «староста» или «президент» класса или же свои собственные поручения, которые необходимо регулярно выполнять.

Отдельно потребуется указать положение ребенка среди своих одноклассников. Например, изгой или лидер. Некоторые ученики активно общаются со своими сверстниками, а другие предпочитают проводить время уединенно и изолированно от остальных. Возможно, школьник сам организует какие-либо социальные мероприятия или же исполняет какие-либо роли в задумках других учащихся.

Морально-этические качества

К данному пункту относятся представления ребенка о семье, любви, дружбе, труде, порядочности, честности и т. д. Необходимо отметить, если ли у ученика друзья в классе или в целом в школе, а также — как он к ним относится и какие эмоции проявляет.

Здесь потребуется описать и о том, как относится ребенок к своим обязанностям и общественному труду. Готов ли он помогать или старается делать все лишь для собственной выгоды.

Отношение к учебе

Важно описать, есть ли предметы, к которым школьник проявляет интерес. Учится ли он по собственному желанию или уроки для него являются ненавистной повинностью.

Грамотная и правильно составленная характеристика позволит педагогам, которые в будущем будут общаться с учеником, быстро и просто найти с ним общий язык, а также получить представление о том, по какому плану с ним стоит строить работу. В результате учебный процесс удастся сделать максимально эффективным и приятным для каждого ребенка.

Простой план характеристики школьника станет постоянной шпаргалкой для каждого учителя. Он сократит время, которое требуется для ее составления, при этом не повлияв на качество документа.

Автор:    

К записи "Схема характеристики на ученика: составить легко!" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)