Поэзия помогает школьнику разбираться в себе и людях, она развивает память и учит правилам жизни. Поэтому, очень важно, чтобы ученики читали и изучали стихи на всех этапах обучения в школе.
Поэзия, жанр, который так нравился детям в младшем школьном возрасте, в средних классах, почему то вызывает все меньший интерес. Все дело в том, что раньше ритм жизни школьника был весьма сходствен с ритмом стихотворения. Малыш рос, узнавал все новое, радовался каждому достижению. В подростковом возрасте мировоззрение школьников достаточно изменяется. Дети чувствуют себя более взрослыми и считают, что уже переросли те забавные стишки, которые им еще так недавно нравились.
Но поэзия все же остается очень важным фактором развития школьника средних классов. Она развивает память, воображение, выражает красоту речи, открывает новые понятия и способствует развитию творчества. Отечественные и зарубежные писатели прошлых веков подарили подросткам немало хороших поэзий, которые помогают глубже узнать внутренний мир человека, освещают исторические события, раскрывают глубокий замысел автора. Среди знаемых подростками поэтов можно назвать А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. Есенина, А. Ахматова, М. Цветаеву, В. Цоя и других.
Современные поэты также стараются не обходить стороной категорию поэзии для подростков, хотя данная тема является весьма тяжелой практически для каждого поэта. Вся сложность заключается в том, что современный подросток жаждет чего-то нового, он любит нарушать стереотипы и хочет создавать новые традиции. Очень непросто угодить среднему школьнику и воплотить в стихе все его предпочтения. Именно поэтому многие автора так и остаются вне внимания детей.
Для того чтобы быть интересным подростку, автор должен прочувствовать, какие проблемы волнуют школьника, заинтересовать его, раскрыть те моменты жизни подростка, которые беспокоят его наиболее. Чаще всего ученики хотят увидеть в произведении самих себя, чтобы знать, что они не одни переживают определенные кризисы и проблемы, что такие же случайности выпадают на долю многих их сверстников. Также ученик должен поверить, что самому автору не чужды его переживания, что он разделяет его интересы, и всегда готов поддержать школьника, его начинания и стремления.
Поэзия для среднего школьного возраста должна стать для ученика одним из средств индивидуализации и самовыражения. Если подростки находят в поэзии себя, если она близка их душе, ребятам становится намного проще переживать кризисные периоды, они становятся более спокойными и целеустремленными.
Среди современных авторов, которые не побоялись соприкоснуться с противоречивой личностью школьника такие известные имена, как Сергей Махотин, Вейцман Марк, Артур Гиваргизов, Марина Бородицкая, Герман Лукомников, Валентин Берестов и др.
Сергей Махотин обращается в своей поэзии к школьникам разных возрастов. Его стихи веселые и поучительные. Очень удачным сборником поэта, можно назвать книгу «За мелом», где мастер предлагает автобиографические поэзии, которые как будто раскрывают жизнь писателя с маленького возраста до периода 6−7 класса. Дети среднего школьного возраста видят в этих стихах встречу лирического героя со взрослыми проблемами, автор предлагает подросткам возможные пути решения сложных задач и размышляет о них. Именно третий раздел книги «За мелом» представлен в тревожных красных тонах, отличии от первых двух – зеленого и синего. Сигнальный свет напрямую ассоциирован с переживаниями и противоречиями подростка.
Автор старается полностью проникнуть в атмосферу подросткового возраста, чтобы не упустить даже мелочи, чтобы только точно передать всю интонацию и показать школьнику в строчках самого себя.
Прекрасными примерами стихотворений Сергея Махотина для детей 10-12 лет являются поэзии «Воскресенье», «Рожи», «Случай в лифте» и другие. Так, в стихотворении «Рожи», рассказывается о том, как лирический герой плохо себя вел на уроке, а из класса выставили по ошибке его товарища. Школьник чувствует свою вину перед одноклассником, теперь он ведет себя спокойно, но его не оставляет переживание о друге.
Поэт, работая в среде детей, часто спрашивает подростков о том, как бы они поступили в той или иной ситуации, тем самым прививая им моральность поступков, а также изучая психологию подростка, чтобы создавать новые интересные стихи для детей в дальнейшем. Эти творения пера весьма близки школьнику, они веселы, но имеют нотку грусти, от того что уходит детство. Но далее школьника ожидает еще более интересный путь, навстречу которому нужно идти с хорошим настроением и уверенностью. Стоит отметить, что Сергей Махонин не приветствует написание поэзий для детей на их же жаргоне, он считает, что поэт должен чувствовать в себе положительного ребенка, личность, которая умеет говорить.
Особенное внимание школьников подросткового возраста нужно обратить на поэзию Вейцмана Марка, русскоязычного писателя, который сейчас проживает в Израиле. Стихотворения поэта действительно глубоки по своему содержанию, они заставляют школьника задуматься над глобальными проблемами, учат его жить и разбираться в мире, людях. Одним из лучших творений автора поистине можно назвать стих «Прореживают лет», в котором в ритмичной форме Вейцман Марк изображает всю картину суровой действительности и способ выживания в мире.
Поэту не чужды перемены в душе подростка, он смело дает ответы на интересующие школьников вопросы, рассказывает и подготавливает к ответственности взрослой жизни. Вейцман Марк также обращается и раскрывает в своих стихах тему первой любви и влюбленности, что имеет огромное значение для подростка, которому очень необходимы советы в этом ранее неизвестном вопросе. Среди лучших произведений автора стихи «Музыка», «Мимолетное виденье», «Действия с дробями» и др.
Артур Гиваргизов раскрывает в своих стихах веселые странички школьной жизни. Его стихи забавны и мелодичны, особенно они приглядываются школьникам 5-6 классов. Автор пишет о затейливости учеников, их желанию испытать что-то новое, необычное. Среди многих тем затрагивается также и любовная, лирическая. Все стихотворения Артура Гиваргизова пропитаны симпатией к подросткам, желанием принести им радость, высказать свою любовь и почтение. Особенное внимание школьников можно обратить на стихотворения «По коням», «Колыбельная», «Укол» и др.
Примером, веселая поэзия «По коням» рассказывает о том, как школьники жаловались солдатам на своих учителей, и настоятельно просили защиты от этих требовательных и назойливых взрослых. «Колыбельная» — очень веселая поэзия, в которой высказано всецелое понимание школьника, который так хочет спать, и устал от бесконечных уроков. Многие педагоги скажут, что поэзия Гиваргизова не слишком педагогична, но она нравится детям, заинтересовывает их, позволяет им почувствовать себя смелыми и сильными. Артур Гиваргизов не обращается к тону нотаций и поучений, он просто отображает ежедневную действительность школьника со всеми его забавными желаниями и предпочтениями.
Известная русская поэтесса Марина Бородицкая специально для школьников 14-16 лет написала отличный сборник «Амур на подоконнике». Школьно-лирическая поэзия затрагивает уже не детские вопросы о любви и жизни средних и старших школьников. Детям 10-13 лет можно предложить также веселые стишки, что повествуют о школьной жизни и свободном времени, которое наступает после уроков. Среди таких поэзий, можно выделить стихи «На контрольной», «Вечер», «На снегу» и другие. Кто из школьников не помнит себя на контрольной работе. В это время необходимо как можно лучше показать свои знания, а в голову, как на зло, ничего не лезет. Школьник рад предложить своей голове и конфеты и хороший уход, но она почему-то совсем не хочет думать. Ученик отчаянно просит свою голову начать работать, а вот в случае непослушания он грозится даже дать ей по макушке. Читая веселые стихи Марины Бородницкой, школьник просто не может не улыбнуться, он воображает себе описанную ситуацию и искренне смеется со столь интересных событий и действий.
Одним из лучших писателей, который не побоялся обратиться в своих поэзиях к подростку, является Валентин Берестов. Для школьников среднего возраста известный поэт написал целый цикл стихов «Школьная лирика». В нем автор обратил внимание на большинство аспектов, которые так необходимы ученику.
Оригинальная поэзия Германа Лукомникова также наверняка заинтересует многих подростков. Детям школьного возраста можно почитать его удивительные книги «Мы Буковки» и «При виде лис во мраке».
На основе прочитанных поэзий школьники среднего возраста очень часто пробуют в мастерстве пера себя, изливая в поэтических строчках все свои переживания и удачи. Такая деятельность весьма положительно влияет на подростка, который становится менее тревожным, учится излагать свои мысли, думать и делать выводы.
Очень важно, чтобы учителя и родители прививали детям любовь к поэтическому слову еще с детства, ведь радостные воспоминания о детских стихах, которые показали красоту окружающего мира, рассказали о самых главных принципах морали и добра, не могут не оставить следа на душе подростка.
Стихи для среднего школьного возраста должны быть интересными и оригинальными. Чтобы юный подросток всегда смог взять что-то для себя, чтобы увидел, что его переживания не единичны, и порадовался веселым строчкам школьной жизни.
К записи "Лучшие стихи для детей среднего школьного возраста от современных авторов" оставлено 0 коммент.