Все чаще школьные психологи обращают внимание на рост количества детей с высоким уровнем тревожности среди учащихся начальных классов. С чем это может быть связано и как помочь ребенку преодолеть школьные страхи без последствий?
Актуальность проблемы обусловлена тем, что школьная тревожность – одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются психологи в школах. По их мнению, это способствует развитию школьной дезадаптации ребенка и плохо влияет на все сферы его повседневной жизни. Они утверждают, что чаще школьной тревожностью в младшем школьном возрасте страдают мальчики, а после 12 лет – девочки. Сложности в выявлении тревожности у младших школьников проявляются в том, что зачастую и родители, и психологи считают подобного ребенка идеальным: он вовремя делает уроки, не пререкается со взрослыми, хорошо учится. Существует несколько других наименований школьной тревожности у детей: это школьный невроз, дидактогения и дидактогенный невроз. Но следует внимательно различать суть этих терминов. В случае со школьным неврозом боязнь школы возникает у школьника на неосознанном уровне и касается школы в целом, нежеланием ее посещать, а дидактогения и дидактогенный невроз трактуется как страх перед отдельными преподавателями или системой преподавания как таковой.
Сама школьная тревожность младших школьников выражается в следующем: они часто волнуются, боятся плохо ответить у доски, боятся отрицательных суждений о себе со стороны учителей и одноклассников, постоянно чувствуют себя «неполноценными», «ущербными». Может возникнуть повышенная двигательная активность, или наоборот, пониженная.
Существует несколько факторов, повышающих уровень школьной тревожности у учащихся: это перегрузки, вызываемые большим количеством предметов обучения, плохие отношения ребенка с учителями, смена школьного коллектива, невозможность справиться со всей школьной программой. Длительность урока также имеет значение. Согласно исследованиям, дети в классе наиболее сосредоточены на уроке в течение его первых 30 минут, затем они начинают отвлекаться.
Одна из главных причин повышенной тревожности ребенка – это завышенные требования родителей. Как правило, они желают, чтобы их чадо было отличником по всем предметам, не сообразуясь с его индивидуально-типологическим характеристиками. Бывает, что ребенок не в силах понимать точные науки, а отец и мать требуют от него пятерок по математике, порой прибегая к угрозам и запугиванию. Это порождает у ребенка внутриличностный конфликт, что и является основой для формирования тревожности. Такой тревожностью страдают и отличники, и двоечники. Причем педагоги могут предъявлять точно такие же требования, не учитывая уровень подготовленности к школе и способности отдельного ученика.
Для школьного психолога крайне важно вовремя выявить причину школьной тревожности и начать ее коррекцию.
Диагностика школьной тревожности младших школьников проводится несколькими методами. В них могут быть использованы проективные методики (методика А. Прихожан, когда дети придумывают рассказы по картинкам) , тесты – опросники ( тест — опросник Филипса) и другие.
Проективная методика А. Прихожан включает в себя 12 картинок, на которых нарисованы дети и взрослые без лиц. По мере проведения метода учащиеся должны придумать эмоциональное состояние для человека на каждой картинке. Оценка результатов проводится по картинкам 2-12. Затем подсчитывается количество «неблагополучных» ответов. Если таких максимальное количество (10) , это может говорить о повышенном уровне тревожности у ребенка. Особенно следует отметить, если ребенок дал отрицательный ответ на последнюю картинку. Эта методика используется в выявлении тревожности у детей возраста 6-11 лет и позволяет выявить общий уровень тревожности.
Для более полного определения причин тревожности и ее уровня используется опросник Филипса. В нем 58 вопросов, на которые нужно ответить односложно «Да» или «Нет». При обработке полученных результатов отдельно выделяются вопросы и ответы, которые не совпадают с ключами. Это и есть проявления тревожности. Также подсчитывается общее число несовпадений по всему опроснику, число совпадений по каждому из 8 факторов: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, боязнь самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия желаниям окружающих, низкая сопротивляемость стрессу и страх по отношению к учителям. Эта методика позволяет выявить, что конкретно тревожит того или иного ученика в школе.
После этого можно приступать к такой работе, как коррекция школьной тревожности.
Одной из методик, которая используется для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, является символдрама. В психотерапии она по-другому называется катативное переживание образов.
Символдрама основана на переработке фантазий, всплывающих в сознании пациента. Психотерапию по этому методу можно представить как некую трехмерную систему координат. Одна ось – работа с конфликтными ситуациями, другая – работа, направленная на удовлетворение потребностей и третья – работа, направленная на развитие творческих способностей. При прохождении коррекции с помощью символдрамы пациент прорабатывает в своем сознании тревожные образы, открыто проявляет внутренние желания, а психотерапевт занимает разрешающую позицию по отношению к нему. Такая методика позволяет избавиться от тревожности и стать более уверенным в себе и своих способностях.
В коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста незаменимы и игры, поскольку игровая форма деятельности еще не отошла на второй план перед учебной. Игровая терапия делится на три типа: директивная, недирективная и смешанная. Игры можно подбирать различные. Это может быть игра «Копилка достижений», игра «Звезда квартиры», «Солнышко» и многие другие. Но при игре стоит соблюдать несколько правил. Во – первых, игра не должна быть соревновательной, иначе ребенок в процессе будет бояться сделать что-то хуже других; во – вторых, не нужно сравнивать ребенка с другими детьми и их успехами, и, в – третьих, в игру надо вводить постепенно, подбадривая и одобряя действия, которые выполняет ребенок. Игры помогут младшим школьникам расслабиться и перестать нервничать, а также поднимут самооценку.
Немаловажную роль также играет работа с родителями. Школьный психолог должен обязательно встретиться с отцом и матерью тревожного ребенка и провести беседу на предмет выявления факторов тревожности в семье. Часто бывает, что и сами родители оказываются подвержены постоянному беспокойству и имеют высокий или повышенный уровень тревожности. В этом случае следует проводить коррекционную работу и с ними тоже. Если же родители не страдают тревожностью, то им следует больше внимания уделять своему сыну или дочери, почаще хвалить их за успехи, поощрять новые начинания и не ругать за ошибки. Школьный психолог может подобрать родителям коррекционные упражнения, которые они смогут выполнять дома со всей семьей. Это в основном упражнения на расслабление мышц и всевозможные игры. Через некоторое время родители сами с удовольствием отметят положительные перемены в поведении и психическом состоянии школьника.
Как видно, тревога у младших школьников может быть вызвана множеством факторов. Это и проблемы в семье, и низкий уровень успеваемости, и страх перед близким окружением. Чаще всего развитию тревожности способствует именно школа, поскольку это новый, еще непознанный мир, с его опасностями и трудностями. Выявляется тревожность несколькими путями: опросом, наблюдением за школьником и его реакцией. Чаще всего применяются методики — опросники. Коррекция тревожного состояния проводится в игровой форме или путем проработки стрессовых ситуации в символдраме. Психолог должен разрешать испытуемому активно проявлять свои эмоции и выпускать наружу сокровенные желания. Родители тревожного ребенка должны уделять ему необходимое время, внимание и проявлять активное участие в его жизни.
Тревожность младших школьников поддается диагностике и коррекции. Главное – обратить внимание на изменения в поведении школьника и принять все необходимые меры по их исправлению. Это могут делать родители и школьные психологи.
К записи "Как осуществляется диагностика уровня школьной тревожности младших школьников?" оставлено 0 коммент.