Главная » Новости » Дразнить, высмеивать, унизить. Бич насилия в школах. Ученые познакомились со схемой
09
Sep

Дразнить, высмеивать, унизить. Бич насилия в школах. Ученые познакомились со схемой

Рубрика: Новости     Комментарии: Комментариев нет

Школьное насилие — обычное явление. Некоторые дети борются с этой проблемой много лет на разных этапах обучения. Можно ли говорить о повторяющейся закономерности в развитии насилия со стороны сверстников? Как я могу предотвратить притеснения одних учеников со стороны других? На эти вопросы отвечает исследование ученых из Университета SWPS в Катовице под руководством доктора Малгожаты Вуйчик.

Половина всех 13-15-летних во всем мире подвергаются насилию в школе или рядом с ней. Около 150 миллионов детей сообщили о том, что они стали жертвами насилия со стороны сверстников. По статистике, более одного из трех подростков в возрасте 13–15 лет подвергались издевательствам (данные ежедневного урока: #END Насилие в школах).

Ученые из  Университета SWPS решили выяснить, почему некоторые студенты становятся жертвами издевательств со стороны сверстников. С этой целью исследователи провели серию интервью с молодыми людьми, которые пережили годы школьного насилия в форме дразнилки, унижения и насмешек.

Основываясь на анализе своих воспоминаний, эксперты определили образец развивающейся спирали насилия и возможные решения, которые могли бы противодействовать преследованию со стороны сверстников.

Первая атака

Участники исследования вспомнили первые ситуации, которые запустили спираль роста насилия. На вид невинные домогательства, такие как уделение внимания внешнему виду или особенностям, например, цвет волос, ношение немодной обуви, проблемы с речью или  отцовство, которые постоянно используются агрессорами, привели к многолетним издевательствам. Пострадавший часто не реагировал на насмешки, считая их шутками или выходками, а в крайних случаях даже выражением сочувствия. Однако они были первым предупреждающим сигналом.

Начальная фаза преследования развернулась, когда негативные комментарии и выходки перестали быть разовой ситуацией, а только усилились и превратились в новые формы дразнилки.

На этом этапе малообеспеченным студентам становилось все труднее выбраться из неприятной ситуации. Появились страх и неуверенность, из-за которых было сложно предпринять защитную реакцию в форме, например, сообщения о проблеме учителям или родителям. Со временем возникло мнение, что причиной преследований было их собственное поведение, внешний вид или одежда, которую они пытались изменить. Они считали, что попытки приспособиться к другим, подружиться с агрессором, проявив к нему сочувствие, смеясь над его шутками, сделают их такими же приемлемыми, как и остальные ученики. Этот метод не остановил насилие, но сделал студентов, подвергшихся насилию, еще более психологически неудобными, — объясняет д-р Малгожата Вуйчик.

Последний союзник

Важным элементом жизни школьного сообщества является ближайшая группа друзей. Их поддержка особенно важна перед лицом растущего раздражения со стороны других студентов. Участники исследования указывали на благотворное влияние людей или даже одного человека, который был с ними и поддерживал их. Поэтому дополнительным ударом стал уход союзника, который, опасаясь своего доброго имени, решил оставить ученика, посчитанного «неудачником».

Продолжение общения с ним было негативно воспринято остальными студентами. Таким союзником мог быть друг или группа, которая сначала отреагировала, защищая жертву, но постепенно стала равнодушной и даже присоединилась к агрессору.

Полная фаза издевательств наступала, когда ученица регулярно преследовали. Это вызвало его изоляцию, апатию и нежелание действовать из-за боязни подвергнуться нападению агрессоров. Такой ученик отличался чрезмерной бдительностью во взаимодействии с окружающими, призванной защитить его от потенциального риска нападения. Это состояние также могло быть вызвано отсутствием реакции и непониманием со стороны родителей или  учителей, к которым он ранее обращался за помощью. Участники исследования указали, что ситуация ухудшилась из-за игнорирования проблемы взрослыми.

Это вызвало еще большее чувство социального неприятия и стыда, а иногда и эмоциональное безразличие к собственным страданиям. Также некомпетентная попытка уладить дело закончилась ухудшением положения потерпевшего.

Как разорвать круговорот?

Исследование выявило повторяющийся цикл развития насилия в отношении студентов и реакции пострадавших. Такой образец может повториться в последующие годы обучения.

Развитию цикла препятствует успешное раннее выявление, на первом этапе, когда ученик становится объектом неприятных шуток из-за определенной черты характера или поведения.

При разработке решений по предотвращению насилия в школах важно укреплять уважение к разнообразию и инаковости, а также способствовать позитивному поведению в группе, особенно при построении взаимоотношений между учениками.

Также стоит добавить, что слабость или непохожесть, воспринимаемые окружением сверстников, может быть трудно заметить извне. Поэтому важную роль играют учителя, чья бдительность и осведомленность особенно важны при распознавании первых признаков насилия между учениками, а также в ситуации, когда ученик просит учителя о помощи.

Исследование было проведено : доктором Малгожатой Вуйчик, Университет SWPS, проф. Роберт Торнберг, Университет Линчёпинга, Войцех Флак, Университет SWPS, Якуб Лесьневски, Университет SWPS.

Автор:    

К записи "Дразнить, высмеивать, унизить. Бич насилия в школах. Ученые познакомились со схемой" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)