Были времена, когда советских людей безоговорочно называли самой читающей нацией на планете. Однако эти дни, похоже, безвозвратно прошли, и нынешнее юное поколение, кажется, литература интересует в последнюю очередь.
Впрочем, подобные тенденции проявляются глобально, а не только на постсоветском (в частности — российском) пространстве. В определенной степени это плата за научно-техническое развитие общества, когда благодаря появлению и все большей доступности различных электронных и цифровых приспособлений и приборов у детей появляется множество вариантов проведения досуга.
К тому же, сильно отвлекает от чтения качественных и способных привить отличный эстетический вкус литературных произведений и охват всего мира сетями «всемогущего» Интернета, без которого уже немыслима жизнь (особенно в передовых странах) не только взрослых, но и их отпрысков. Это мощнейшее современное средство массовой информации способствует формированию у детей определенных установок сознания, своеобразной культуры поведения и мышления, а также — куда уж от этого деться? — и безграмотности. Во всяком случае, многие специалисты сейчас напрямую связывают эти два явления между собой.
Впрочем, чтобы прийти к подобным выводам, достаточно простого здравого смысла и понимания простого факта: если «забить» на памятники литературы, написанные с использованием богатейшего лексического запаса и великолепных словесных конструкций (которые таким образом могли бы освоить и перенять в свою жизнь читатели) , но при этом каждый день подолгу лицезреть простейшие, даже примитивные безграмотные слова и выражения (вроде пресловутого «падонкаффского» Интернет-наречия) , то это рано или поздно произведет соответствующий переворот в сознании (особенно если оно такое гибкое и податливое, как у детей) , когда отклонение будет уже восприниматься как норма и приемлемый стиль жизни.
В этой связи литературное воспитание школьников приобретает особую остроту и злободневность. Стоит отметить, что в отечественной науке и педагогике оно формировалось и складывалось в существующую ныне систему в течение многих веков. В нем десятилетиям используется подход, учитывающий возрастные особенности детей и их потребности на том или ином этапе личностного развития. Проще говоря, не только рассказы для младших школьников будут отличаться от тех произведений, которые предназначаются для их товарищей постарше, но и методика их преподавания будет во многом различной.
Так, когда бывший дошкольник только начинает осваивать новый для него вид деятельности — учебу, и его еще не отпускает ранее помогавший ему развиваться «игровой» способ восприятия и взаимодействия с окружающей его действительностью, это накладывает отпечаток и на особенности его эстетического воспитания. Ведь такой ребенок еще только недавно научился в своем разуме складывать из знакомых букв слова и «привязывать» их к определенным понятиям.
В начальных классах важнейшей задачей педагогов становится закладывание основ читательской культуры, развитие любви к чужому словесному творчеству, навыков осмысленного чтения. Произведения берутся довольно короткие и несложные, без «залихватского» сюжета и «заумной» морально-нравственной и идейной подоплеки. В качестве основных методов их освоения учитель выбирает определение в них учениками главного смысла, разбивание целостного текста на отдельные смысловые блоки, составление его простейшего плана (который с годами обучения все больше усложняется) . Также поощряется самостоятельность в чтении — например, посещение библиотеки и активное пользование ее ресурсами.
В средних классах рассказы для школьников и прочие литературные произведения выделяются в отдельный предмет, в ходе изучения которого те или иные творения преподносятся учащимся уже в контексте жизни их автора, в качестве результатов его отношения к действительности, ее эстетического восприятия, трансформации его собственных морально-этических принципов и т. п. Детей активно поощряют анализировать объекты словесного творчества именно с этой точки зрения.
Кроме того, по мере взросления учащихся их литературное воспитание все больше переносится в историко-культурологическую плоскость (именно такой подход будет превалировать в последних классах общеобразовательного учреждения, а затем станет доминирующим в вузах — да и, в идеале, в дальнейшей жизни уже взрослых людей) . Их приучают отказаться от «обывательского» подхода к произведениям — восприятия описанных в них событий, взаимоотношений персонажей и т. п. с современных позиций, реалий и установок социума. Творчество тех или иных литераторов преподносится включенным в контекст эпохи, в которую они писали свои сочинения, в рамках существовавшей в то время философии, особенностей мышления, исторических событий и других значимых аспектов.
Однако не только с этой точки зрения школьников учат воспринимать художественные произведения. Преподаватели поощряют их, анализируя текст, находить в нем основные словесные конструкции — метафоры, оксюмороны, фразеологизмы, эпитеты и т. п. — и самим оперировать этими понятиями, уметь не просто строить предложения и составлять из них смысловой фрагмент, но и пытаться с их помощью «рисовать» собственную картину действительности, выражая таким образом свою сущность, неповторимость и личностные особенности, а также активно распознавать и овладевать различными жанрами. Возможно, именно благодаря этому у многих детей в данный период их жизни «прорезывается» интерес к самостоятельному литературному творчеству, который в определенных условиях может перерасти в нечто большее, нежели простое хобби.
Именно для того, чтобы таким юным писателям и поэтам было где проявлять себя, и они видели, в каком направлении им развивать свой дар, чтобы тот не «закис», устраиваются многочисленные конкурсы для школьников, прежде всего — с «благословения» и материальной поддержкой государственных органов и/или частных фондов, либо же под эгидой различных печатных изданий (которые не прочь «перехватить» одаренных людей еще на самом раннем этапе их творческого пути) . Фактически полный перечень подобных мероприятий можно найти на просторах Рунета, на специализированных ресурсах (например, на сайте «Все конкурсы») .
Проводятся они едва ли не круглый год. Так, на данный момент актуальными является минимум пол-десятка подобных предложений. Один из них — проводящийся уже в третий раз под эгидой творческой мастерской «Лира» и при поддержке областной новосибирской библиотеки «День Енота». Число его участников не ограничивается только теми, кому довелось родиться и проживать на территории России. Как заявлено в списке требований к конкурсу, присылать свои произведения на него имеют право любые школьники, которые на данный момент проходят обучение в 6-11 классах, — но при условии, что они творят на русском языке.
Налагаются определенные ограничения и на правила оформления работ, которым предстоит участвовать в «Дне Енота». Файлы с ними принимаются только в одном из вордовских форматов (. rtf, . doc либо . docx) , а в их названии должны быть указаны фамилия и имя автора и жанр, в котором написано его произведение. Следует сказать, что в данном случае это не соревнование конкретно на лучший рассказ — на равных с малыми (и не только) формами прозаических произведений будут претендовать на призы и юные поэты с драматургами. Главное — чтобы их творения были не больше, чем на десять тысяч знаков. Принимаются они организаторами до конца нынешнего апреля.
Выдвигается и ряд других требований — например, указание в обязательном порядке своего полного имени, места жительства, учебного заведения и/или кружка либо клуба, класса и актуального электронного адреса. Полный же список условий можно увидеть на вышеуказанном сайте.
Наградой за попадание в шорт-лист станет обнародование таких произведений в специальном сборнике, а также памятные подарки и соответствующие дипломы, которые, несомненно, украсят портфолио любого школьника.
Далеко не всегда в подобных конкурсах участвуют авторы широкого спектра литературных жанров. Гораздо чаще бывает, что концепция соревнований подразумевает лишь один из них либо же тематические ограничения. К примеру, сейчас уже стартовал творческий конкурс для учащихся с патриотической направленностью — «Герои Первой мировой войны глазами потомков». Проходит он больше с просветительской целью — повышения уровня исторической грамотности и интереса молодежи к существующим в современном обществе проблемам.
Самое удивительное, что поучаствовать в конкурсе могут школьники фактически любого возраста — 7-17 лет. При этом они должны представить свои произведения, выполненные в одном из жанров изобразительного творчества или литературы, до конца апреля 2014 года (т. е. дедлайн такой же, как и у вышеуказанного «Дня Енота») . Важнее всего — посвятить свои творения роли страны и своих предков в заявленном в названии конкурса историческом событии. При этом необходимо также соблюдать ряд не очень строгих правил, в числе которых в основном ограничения по формату графических работ (т. е. литпроизведений они не касаются) .
Отмечены будут десять лучших, по мнению жюри, творений. Все их создатели получат специальные сертификаты и особые награды и подписку на одно из историко-просветительских изданий (что даст им дополнительную возможность обогатить собственные знания) — на полгода либо на год, в зависимости от занятого места. Сами эти произведения будут выставлены для ознакомления на сайте организаторов (коими выступили журнал «Дилетант» и некоммерческая организация «Институт регпроблем») , а то, которое победило, попадет и в его «бумажную» версию.
Вообще, воспитательная работа через такие творческие соревнования — совсем не редкость. Например, недавно завершилось принятие заявок на направленный против охоты (и проводившийся центром «Вита» — защитником прав братьев меньших) конкурс под соответствующим названием «Не стреляй! «. Его участникам (коими могли стать старшие школьники — из 7-11 классов) в качестве одного из обязательных условий необходимо было просмотреть ролик, где российские звезды всех мастей выступали против убийства животных ради удовольствия. Учащимся предлагалось, переосмыслив увиденное, отразить в своих литературных либо графических работах собственные ответы на весьма сложные вопросы вроде: тормозит ли охота духовное развитие цивилизации? — или: когда начнется эра более этичных развлечений? — и некоторые другие.
Какими бы ни были конкурсы и их условия, особая роль в них отведена находящейся всегда в тени «группе поддержки» — родителям и преподавателям школьников. Их задачи крайне важны, прежде всего — поддерживать своего ребенка или подопечного, помогать ему сформулировать цель своего произведения, оттачивать творческие навыки, обогащать лексикон.
Кроме того, стоит помнить, что ученики старших классов в силу своих возрастных особенностей становятся крайне ранимыми и излишне восприимчивыми к критике. Потому взрослым следует проявлять крайнюю деликатность по отношению к юным литераторам, но при этом быть достаточно твердыми, конструктивными и последовательными (будто идут по кишащему минами полю — но с уверенностью бывалого и почти ясновидящего снайпера) . В общем, быть добрыми наставниками, мягко направляющими талант и энергию ребенка на «мирные» цели, а не тиранами, требующими неукоснительного подчинения. Словом, следует научиться воспринимать своего сына/дочь либо подопечного как интересную личность, которой есть что сказать и как заявить о себе.
Не менее важно обращать внимание школьника на мелкие детали, которые он может посчитать незначительными. К примеру, таковыми будут подробности условий конкурса, где взрослым порой понадобится «прикрыть тылы» талантливому чаду.
К записи "Конкурсы рассказов для школьников" оставлено 0 коммент.