Главная » Конкурсы » Какие можно провести викторины для младших школьников?
22
Jan

Какие можно провести викторины для младших школьников?

Рубрика: Конкурсы     Комментарии: Комментариев нет

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Школьные года, безусловно, оставляют в памяти каждого ученика искрометный и яркий след. Впоследствии все свои школьные приключения ученики вспоминают с благоговением, мечтая хотя бы на миг вернуться в те прекрасные времена.

К сожалению, осуществить такие мечты, уже невозможно. Их можно лишь запечатлеть в своей памяти, поблагодарив за положительные эмоции своих учителей.

Сегодняшний вселенский прогресс, как правило, касается абсолютно всех сфер жизни. И образовательная часть заняла здесь свою заслуженную нишу. Одно из ключевых новшеств – викторины для младших школьников – неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Понятие «викторина», конечно же, совершенно не ново для современного человека, оно постоянно находится на слуху и звучит в повседневной жизни. Вопрос в том, как викторина может быть адаптирована под нужды учебного процесса. Однако и на этот вопрос современные ученые смогли найти единственно верный ответ.

Что такое викторина в рамках школьной программы? Как правило, это мероприятие, проводимое на конкурсной основе. При правильной организации такой вид конкурса сможет не только понравиться маленьким ученикам, но и облегчить учителю контроль знаний. Младшие школьники – народ специфический, еще не привыкший к монотонным школьным контрольным. Динамичная викторина, в процессе участия в которой можно бегать, прыгать и смеяться будет для них гораздо интереснее. Кроме того, и подготовка к такому мероприятию вызовет у ребят намного больше энтузиазма, нежели зубрение параграфов для того, чтобы хорошо написать контрольную работу. Каждый из них уже видит именно себя победителем, для каждого победа – своеобразный ключ к получению лидерства.

Викторина – это еще и метод живого общения, намного более эффективного, нежели прочтение письменных работ. Попеременно задавая вопросы своим ученикам, учитель однозначно может определить уровень знаний каждого из них, закрыть глаза на мелкие недочеты или же, наоборот, отметить в школьнике определенные склонности и таланты.

Однако прежде, чем решаться на такой смелыйэксперимент, учитель должен изрядно поработать над самой спецификой викторины, понять, какой именно вид придется кстати к определенному классу. Разновидностей викторин сегодня существует великое множество! И каждый из них заслуживает своей доли внимания.

Самый первый и самый популярный вид викторин – развлекательный. Такая викторина в большей мере направлена на поднятие настроения школьников, на своеобразную встряску и попутную проверку знаний. В преддверии такого мероприятия учитель выделяет определенную тему, по которой ученики должны будут подготовиться. Все остальное – дело техники. В конце развлекательной викторины каждого школьника могут ожидать и приятные неожиданности в виде маленьких сюрпризов или же хороших оценок. Этот момент остается на усмотрение учителя. Самое главное – не отпустить ни одного маленького школьника домой обиженным. Довольными должны остаться абсолютно все! Ведь, не исключено, что школьники попросят повторного проведения викторины.

Второй подвид викторин – аналитический, требующей гораздо более углубленных знаний в выбранной сфере. Для такого мероприятия необходимо выбрать предмет, вызывающий у школьников наибольший интерес. Выделить следует и строго ограниченную тему, изучить которую ребята обязаны назубок. Им следует изрядно постараться, вопросы, подобранные учителем, потребуют серьезного мозгового штурма! Однако и поощрения, которое получит школьник – победитель, наверняка должно стоить таких стараний!

Конечно, проводить такие викторины слишком часто не стоит. Они могут попросту надоесть и перестать вызывать у ребят былой интерес! Оптимальный вариант – проведение викторины раз в полгода, возможно, охватывая при этом кардинально разные предметы.

Первая, пробная викторина должна быть проведена по наиболее легкому предмету, дабы посмотреть на то, насколько эффективным является такой вид обучения для конкретного класса. Если же такая практика прижилась – можно смело внедрять ее и в более сложных предметах.

Не следует выбирать излишне сложные темы или же те, что пересыщены датами и цифрами. В таком случае викторина быстро перерастет в обыкновенный опрос, не вызывающий у школьника особого интереса. Если же возможность найти по – настоящему интересную тему так и не подвернулась, на плечи учителя ляжет более серьезное испытание – корректное составление вопросов. Здесь есть, где разгуляться творческой натуре! Однако даже при этом следует придерживаться четко назначенного плана.

Количество вопросов, которые необходимо подготовить, варьируется в зависимости от количества учеников, их энтузиазма и желания участвовать в такого рода мероприятии. В среднем количество вопросов, приходящихся на долю каждого ученика – 3 – 5 штук. Однако следует помнить главное – участвовать в викторине должны абсолютно все ученики! Конечно, многие из них наверняка попытаются обойти сие мероприятие стороной, возможно, даже постеснявшись принять в нем участие. Задача учителя – убедить каждого из них, ни в коем случае не повышая голос и не угрожая плохими оценками.

Готовясь к проведению викторины, учитель должен учитывать и специфику школы, в которой он работает. Конкурсы для младших школьников, посещающих гуманитарное заведение, конечно же, не должны касаться точных наук. Верное и обратное суждение в тех случаях, когда ученики испытывают явную тягу к точным наукам и научным исследованиям. Задача учителя – поддержать стремления школьников, развить их склонности и превратить их в настоящий талант.

Вопросы для викторины не должны требовать однозначных и односложных ответов. Ученики обязаны научиться думать! Причем начинать такое развитие следует с самых ранних лет, в частности, с обучения в младших классов. Школьники должны дойти до ответа самостоятельно, перебрав несколько вариантов, проанализировав те данные, которыми он обладает. Так называемые задачи на логику непременно должны иметь место в любом контроле знаний. А уж в пресловутой викторине – тем более.

Младшие школьники не приемлют скучных и обыденных мероприятий, и заинтересовать их будет не так просто! Учитель может разнообразить викторину, дополнив ее яркими атрибутами. Яркие карточки с вопросами, жетоны, свидетельствующие о количестве набранных баллов – в этом вопросе не существует ограничений! Учитель может учитывать и индивидуальные особенности каждого школьника, и ряд своих идей, возникших в процессе разработки. Следует помнить о том, что для школьника, вне зависимости от его возраста, огромное значение имеет стимул, ради которого он и будет стремиться к победе. Его ожидания ни в коем случае не должны быть обмануты! В противном случае ученик может навсегда потерять интерес к изучению школьных предметов.

История также знает множество примеров викторин, которые стали настоящими примерами для подражания! Один из них – это костюмированная викторина, в процессе проведения которой ученики должны быть угадать оживших перед ними персонажей. Конечно, изначально может показаться, что такое мероприятие потребует серьезных финансовых затрат и огромных человеческих ресурсов. Такие требования могут оказаться неподъемными для среднестатистической школы. Однако опыт показывает – проведение костюмированной викторины – всего лишь вопрос желания. При необходимости к ней можно привлечь учеников старших классов, родителей и даже других учителей! Конечно, такое мероприятие потребует тщательной подготовки и, в силу трудоемкости самого процесса, ее невозможно будет проводить слишком часто. Однако и в этом есть свой плюс! Такая викторина наверняка запомнится ребятам лишь с лучшей стороны, она будет вызывать интерес и желание лучше учиться, дабы еще хотя бы раз поучаствовать в таком необыкновенном действии.

Наверняка вызовет интерес у младших школьников и викторина, оформленная в духе телевизионного шоу. При необходимости можно использовать уже готовый формат популярного телешоу или же придумать его самостоятельно! Декорации, техника, возможно даже запись всего мероприятия! Осуществить такое мероприятие в стенах отечественных стен практически не представляется возможным. А заграницей такие викторины в рамках обучающих методик – обыкновенная практика. Однако поучаствовать в такой «телепрограмме» может далеко не каждый! Ученики отбираются на конкурсной основе, на основании оценок, полученных по всем предметам, поведению, активности на уроках и многих других параметров. Попасть в такую викторину крайне сложно! И именно поэтому она представляет для ребят наибольший интерес!

Если же викторина – достаточно частая практика в заданном классе, учитель может несколько упростить себе задачу, придав ей электронный вид. Викторина, проводимая на компьютерах, конечно, значительно проигрывает живому человеческому общению, однако также имеет свои преимущества. Маленькие ученики уже сейчас учатся быть самостоятельными, уже сейчас оставаясь один на один со сложившейся проблемой. Учитель запросто может помочь, однако в рамках викторины должен присутствовать и конкурсный дух! Здоровая конкуренция – своеобразный двигатель прогресса, неустанно сподвигающий человека на покорение новых высот. Прививать себе это полезное качество необходимо с раннего детства, путем участия во всевозможных школьных мероприятиях. Однако учитель должен учитывать еще и тот нюанс, что многие из его учеников еще по – детски разбалованы и эгоистичны и попросту не потерпят конкуренции. Каждый из них, глядя на конкурента, должен стремится сделать лучше себя, но, ни в коем случае, не навредить своему сопернику. Конкуренция не должна переходить личности и сводиться к оскорблениям и обидам. Учитель должен дать четко понять, что такие действия в процессе игры просто не допустимы и каждый, кто пойдет на такой шаг немедленно будет дисквалифицирован.

Находясь в стадии приготовлений к проведению викторины, учитель не имеет права на ошибку. Необходимо учитывать множество нюансов, вспомнить о существовании которых иногда не представляется возможным. Не следует нести всю тяжесть ситуации на собственных плечах! При необходимости, учитель может посоветоваться со своими коллегами, посетить множество семинаров и вспомогательных курсов. Опытные педагоги – психологи помогут не только лучше узнать собственных учеников, а и найти к ним наилучший подход, заинтересовать и увлечь изучаемыми предметами.

Так, литературные викторины для школьников, могут стать не просто рядовым заданием, а и своеобразным билетом в жизнь для некоторых из ребят. Возможно, в скором времени, некоторые из них заявят о себе как о выдающихся литераторах, педагогах, лингвистах. Ими сможет восхищаться целая страна и, конечно же, любимый учитель.

Однако прежде, чем все эти мечты станут былью, именно учителю придется изрядно поработать. Не следует отторгать ни один научный эксперимент, предлагаемый сегодня министерством образования. Многие из них еще требуют детальной доработки, какие – то и вовсе не следует внедрять. Однако опробовать в своей практике учитель обязан большинство из них. Ведь на кону – счастливое будущее каждого ребенка.

Изначально викторина может не вызвать особого энтузиазма ни у родителей, ни в коллег – учителей. Слишком плотно засел в их уме стереотип образцового образования, не несущего в себе ничего лишнего. Такой стереотип нужно всячески ломать, стремиться адаптировать под нужды современного общества. Человечество неустанно движется вперед, подкрепляя свое существование все новыми и новыми знаниями.

В заключение стоит отметить, что знания, которые приобретут дети, напрямую зависит от стараний учителя и родителей. Ведь именно они стоят у истоков становления любой личности.

Автор:    

К записи "Какие можно провести викторины для младших школьников?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)