Главная » Конкурсы » Как проводятся дистанционные олимпиады для школьников?
12
Jan

Как проводятся дистанционные олимпиады для школьников?

Рубрика: Конкурсы     Комментарии: Комментариев нет

Для любого школьника (равно как и для его наставника) одним из наиболее важных критериев успешности обучения будет качество усвоения пройденного материала. Именно потому в ходе учебы устраиваются всевозможные проверки этого.

Контрольные, тесты, лабораторные работы, викторины, открытые уроки – их существует немало. Особое место среди таких методов оценки знаний занимает олимпиада – наиболее глубокий и сложный и при этом, наверное, самый неординарный и интересный из них.

Пожалуй, ни один другой метод не позволит проконтролировать усвоение того или иного предмета не только по какой-то определенной теме, но и фактически по всему курсу.

Более того — с олимпиадой становится возможным выяснить, стала ли конкретная дисциплина частью жизни ученика, воплощает ли он ее законы и полученную в ходе ее изучения информацию на практике, насколько умело оперирует ее понятиями и инструментарием.

Кроме того, участие в такого рода «испытаниях» может даже помочь в профориентации, определении тех школьных предметов, к которым тот или иной мальчик либо девочка тяготеют больше всего.

Секрет прост: именно олимпиада позволит им больше всего проявить нестандартность, «нешаблонность» своего мышления, основанного на определенной области знаний и усвоенной в школе информации (плюс в ходе самостоятельного дополнительного изучения) .

Также во время выполнения заданий учащиеся раскрывают свой творческий потенциал, проявляя оригинальность решения поставленных задач. Причем наличие конкретных школьных отметок не всегда будет иметь к этому прямое отношение.

Даже то, что ребенок демонстрирует не очень хорошую успеваемость, еще не будет говорить о его неспособности к творческому мышлению и уж тем более — о недостатке ума.

Все-таки система массового обучения ориентирована на некого «усредненного» мальчика или девочку, и подобный подход будет приемлем далеко не для каждого из них. Как раз олимпиада позволит таким ребятам проявить свой настоящий интеллектуальный потенциал.

Кроме того, даже если у школьников конкретный предмет и не вызывал особых положительных эмоций по ходу его изучения, благодаря подготовке к олимпиаде, где крайне необходимо использовать альтернативные источники сведений кроме учебников, знания детей углубятся, возрастет их любовь к самостоятельности в обучении, в полной мере проявятся интерес и любознательность.

Кроме того, непроизвольно будет стимулироваться стремление к практическому применению изученного материала, его рассмотрению через призму реальных жизненных фактов.

Олимпиада как форма проверки школьных знаний предполагает определенную вариативность и гибкость (особенно в подборе задач, которые необходимо будет решить участникам) . Ее задания составляются, как правило, с уважением к ученическому и учительскому труду по, соответственно, усвоению и подаче определенных принципов, сведений, законов и прочих аспектов того или иного предмета.

В то же время олимпиада является не только способом выявления и оценки усвоения материала, но и особой формой игровой деятельности, позволяющей ребятам применять знания, которыми они владеют, в нестандартных ситуациях и одновременно чему-то научиться по ходу выполнения поставленных перед ними задач.

Подобный способ «тестирования» учащихся существует достаточно давно, и нередко его успешное прохождение приносит определенные бонусы и вознаграждение за продемонстрированные во время таких проверок блестящие познания по конкретному школьному предмету.

К примеру, наградой за это может быть поступление в профильный вуз (особенно если тот сам является организатором такого мероприятия, что нередко происходит) для победителей олимпиад на особо льготных условиях либо другие «привилегии».

Однако стоит отметить, что как и учебный процесс в целом, такие методики не закоснели в своем развитии и на их существование не может не влиять, в том числе, технический прогресс в обществе.

Так, всеобщая компьютеризация и охват земного шара сетями Всемирной паутины привели к тому, что обычным для повседневности явлением стали так называемые дистанционные олимпиады для школьников.

Их существенным преимуществом перед аналогичной формой проверки знаний учащихся традиционным «очным» способом является, безусловно, больший территориальный охват.

Интернет позволяет с легкостью связать воедино школьников со всех уголков бескрайней России (в ряде случаев — и за ее пределами) , давая им возможность оставаться на тех местах, где они живут. Нет необходимости тратить существенные средства (а для среднестатистических родителей из регионов — фактически неподъемные) , чтобы проделать путь, к примеру, до столицы для участия в подобном мероприятии.

Многие специалисты уверены, что такого рода дистанционные научные соревнования, прежде всего, со временем станут прекрасной заменой как обычным вступительным экзаменам в вузы, так и пресловутым ЕГЭ (которыми многие недовольны из-за того, что те не позволяют в полной мере раскрыть умственный потенциал того или иного ученика — мол, выигрывают от них лишь «зубрилы», а не действительно способные ребята) .

Однако самое важное то, что дистанционные олимпиады смогут послужить весьма эффективным способом ранней селекции одаренных детей, инструментом для выявления по всей стране настоящих талантов в той или иной области знаний и их профессиональной ориентации еще со школьной скамьи.

Несомненно, выиграют от этого и сами мальчики и девочки, поскольку уже в подростковом возрасте, в средних и старших классах, получат, по большому счету, базу знаний по той или иной специальности.

Кроме того, такого рода дистанционные предметные соревнования (к примеру, олимпиады для школьников по английскому) позволят сформировать некие «фокус-группы» потенциальных абитуриентов вузов, помогая им быстрее определиться со своей дальнейшей судьбой загодя, еще до получения аттестата.

Также подобные «испытания» станут хорошим «трамплином» для перехода от среднего к высшему образованию, подразумевающему более глубокое знание того или иного предмета, нежели в школе — а ведь именно материал, выходящий за эти рамки, приходится «шерстить» участникам во время подготовки к соревнованиям.

Хотя в конкретных случаях — у разных организаторов — способы проведения дистанционных олимпиад могут немного отличаться в деталях, но основные принципы их проведения остаются примерно одинаковыми.

Каждое подобное мероприятие имеет сроки — строгие временные рамки, в течение которых участники должны будут зарегистрироваться на сайте и в своем личном кабинете (который обычно создается автоматически, одновременно с аккаунтом) заполнить соответствующую заявку и оплатить небольшой оргвзнос (в качестве подтверждения этого факта зачастую требуется загрузить сканированную копию квитанции, чека или другого платежного документа) .

После этого администрация сайта организаторов высылает зарегистрированному участнику задания, которые необходимо будет сдать — естественно, в электронном виде — в течение конкретного срока.

Причем оформлять все это важно в строгом соответствии с правилами и положением о мероприятии (оно есть на любом таком сайте в открытом доступе) , ибо в наказание за малейшее отступление от него последует исключение школьника из числа участников. Кроме того, возврат оргвзносов в таком случае не предусмотрен.

Что интересно, зарегистрироваться на сайте организатора дистанционной олимпиады вполне может не сам ученик, а кто-то из его родителей или учитель-куратор. Естественно, выполнять работы все равно потребуется самому школьнику — аккаунт взрослого послужит лишь своего рода «каналом связи» для загрузки необходимых для участия в мероприятии данных.

Кстати, в этой связи стоит отметить один весьма существенный недостаток такого рода дистанционной проверки знаний. Здесь, в отличие от «очной» формы олимпиады, от школьников требуется гораздо более высокий уровень честности и порядочности, ведь проверить на расстоянии сети Интернет, кто реально выполняет поставленные задания, представляется маловероятным.

Несомненно, у организаторов есть для этого свои наработанные способы (которые они, по понятным причинам, обнародовать не собираются) . Тем не менее, исключить элемент случайности, когда лавры достанутся «не по адресу» (ученику, чьи знания по данному предмету на самом деле не являются сколь-нибудь выдающимися, но который сумел найти, у кого списать или же просто попросить поделиться нужной для решения поставленных задач информацией) , нереально.

Между тем, ставки в таких олимпиадах бывают достаточно высоки. Когда администрация в отведенный срок проверит высланные выполненные задания, ей придется определять отличившихся участников и победителей, которые получат предписанные положением о мероприятии бонусы (если таковые предусмотрены) .

Однако при любом раскладе тем, кто проявил себя лучше остальных и занял призовые места, достанутся дипломы, а остальным — сертификаты об участии, которые будут выгружены в электронном виде в их личные кабинеты. Без награды не останется и педагог, если на портале был зарегистрирован именно он. Ему достается особый сертификат куратора.

Все эти документы послужат хорошим материалом для создания портфолио учащегося, которое послужит ему лучшей рекомендацией по окончании школы, при поступлении в выбранный вуз.

Обычно уже в начале учебного года на порталах организаторов имеется полный список дистанционных олимпиад. Это позволит заинтересованным школьникам загодя планировать свое участие в них и еще лучше организовать свою подготовку.

Автор:    

К записи "Как проводятся дистанционные олимпиады для школьников?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)