Главная » Задачи » Задания школьной олимпиады по биологии для 10-го класса
26
Jan

Задания школьной олимпиады по биологии для 10-го класса

Рубрика: Задачи     Комментарии: Комментариев нет

Сейчас достаточно распространены внешкольные формы биологического образования. Это касается кружков, олимпиад, заочных форм обучения и научных сообществ учащихся. Школьная программа по биологии далека от совершенства.

Биологию школьники воспринимают как набор фактов и заучивание определенных абзацев в книгах. Внешкольные формы биологического образования должны развивать в школьниках определенное научное мышление и способность творческого подхода к ответам на вопросы. Параллельно этому подобная форма обучения должна сочетаться с занимательностью и более близким контактом с живой природой. Существует одна из наиболее важных функций данной формы образования – это углубленное изучение биологии способных и стремящихся к глубоким познаниям в науке школьников. Это необходимо для увеличения количества абитуриентов, а также более лучшей подготовки для поступления на биологические факультеты высших учебных заведений.

Олимпиады направлены на определение наиболее ориентированного школьника в вопросах биологии. Он должен разбираться не только в данной дисциплине, но и владеть основами других предметов. Для участия в олимпиаде по биологии не достаточно знать школьную программу, так как задания включают в себя комплексные задачи и вопросы, для решения которых необходимо развернутое мышление и глубокие познания в науке. С целью повышения своей образованности желательно школьнику посещать дополнительные факультативные занятия по биологии или тематические кружки. Таким образом, круг интересов детей расширяется, и они с большим стремлением постигают глубины биологии.

Задания школьной олимпиады по биологии должны составляться с учетом определенных принципов и критерий подбора вопросов. Только благодаря им задания приобретают структурность и в дальнейшем легче поддаются проверке и выставлению баллов. Среди общих принципов проведения, а также комплектации заданий следует выделить следующие: сложность каждого последующего задания должна превышать уровень предыдущего. Однако необходимо учитывать тот факт, что сложность первого должна быть доступной для 70-ти процентов всех учеников, участвующих в олимпиаде. Второе задание должно иметь уровень, доступный не менее 50-ти процентов, третье — приблизительно 20-ти. Что касается последнего задания, то оно должно быть решено наилучшими участниками соревнования.

Следующий принцип основывается на содержащемся тематическом разнообразии каждого задания. Если подробнее описать данный пункт, то весь комплект задач должен иметь отдельные задания из разделов: цитология, биохимия и генетика. Еще один принцип основывается на требовании пользоваться не только фактическими знаниями, но и умением размышлять и подводить итоги различных фактов. Кроме того желательно включать задания, для решения которых требуется сочетанное использование всех разделов. Также одним из главных критерием считается добавление вопросов разной сложности и типов.

Школьники 10-тых классов должны в вариантах иметь вопросы об экспериментах. Это подразумевает сделать анализ и подвести итоги предложенных проведенных экспериментов. Кроме того некоторые задания не должны даже содержать данные самого опыта, чтобы участник олимпиады самостоятельно придумал его и решение заданной проблемы. Следующий принцип комплектации заданий должен выполняться в качестве введения новизны заданий для участников соревнования. Если материалы для составления заданий скачивается из печатных изданий или из интернета, школьники не должны знать об источнике во избежание распространения олимпиадных заданий.

Каждый вариант заданий по биологии должен включать вопросы, требующие от участника олимпиады постановки и анализа гипотез с целью объяснения определенных явлений, а также комплексные задания, для решения которых необходимы знания по другим естественным наукам. Все задания содержат определенный процент вопросов, решение которых еще не известно науке. Таким образом, оценивается глубина мышления и привлечение законов и фактов биологии.

Олимпиада школьников по биологии должна придерживатьсяосновного правила — отсутствие задач, не касающиеся изучаемых тем по школьной программе. Также следует учитывать время, когда проводится олимпиада. Задания должны включать примеры только по пройденному материалу до момента проведения соревнования. Оценка выполненных заданий выставляется на основании определенных критериев. Школьные олимпиадные задания по биологии носят творческий характер, поэтому есть вероятность получения нескольких вариантов решения.

Также необходимо учитывать не только конечный результат, но и частичные достижения в решении. Например, выдвижение и анализ гипотезы или написание одного из этапов ее доказательства. Параллельно нужно принимать во внимание остальные ошибки, не только существенные, но и те, которые не оказывают влияния на конечный результат. Некоторые вопросы подразумевают написание развернутого ответа с использованием аргументов и доказанных фактов, а также применения необходимой документации. Для постановки заключительной оценки необходимо учитывать все вышеперечисленные критерии, и выставлять набранные баллы.

Олимпиада по биологии для школьников 2 этапа касается тех участников, которые набрали наибольшее количество баллов на предыдущем этапе. На оценку не должна оказывать влияния стандартные доказательные базы, а, наоборот, приветствоваться новизна разрешения определенного вопроса. В то же время, нужно следить за ходом размышлений, и только в случае правильного направления оценивать высоким баллом. Время длительности биологической олимпиады должно соответствовать определенному интервалу времени. Так, для школьников 5-ых и 6-ых классов рекомендовано проводить соревнование продолжительностью, которая соответствует 2-ум урокам, для 7-8-ых классов — не длиннее 3-х уроков, а для 9-11-ых — 4-х уроков.

Один вариант должен включать в себя от 4-х до 6-ти задач различной сложности. Предпочтительным является большой захват учебной программы по биологии, которая изучалась до момента проведения олимпиады. Первые два задания должны быть с легкостью решены большинством участников соревнования. Они считаются самыми простыми. Более сложные задания должны включать в свой состав материал, изучаемый на факультативных занятиях и кружках. Составлением заданий на школьный этап биологической олимпиады занимается муниципальная предметно-методическая комиссия.

Перед тем как приступить к проверке решений участников необходимо провести шифровку, которую выполняет представитель оргкомитета олимпиады. Расшифровка допускается только после завершения проверки последней работы школьников, принимающие участие в соревновании, а также определения победителя и призеров. Изменения победителя или других нюансов допускается только при исправлении конечного протокола в случае подачи апелляции одним из участников.

Олимпиада по биологии 10 класс для школьников муниципального и школьного этапа должна включать задачи из материала, четко соответствующего школьной программе. Кроме того необходимо добавлять задачи, которые входят в состав факультативных занятий и кружков. Не стоит рассматривать олимпиаду по биологии в качестве измерения объема знаний, так как она является одним из способов определения наиболее способных учеников. В связи с этим для объективного оценивания и честного проведения соревнования запрещается распространять информацию по заданиям до начала самой олимпиады.

Достаточно сложно составлять задания необходимой сложности в соответствии с темами и соблюдая новизну. Таким образом, принимая во внимание большое количество регионов, задания в них могут отличаться, однако при этом сохранять структурность вариантов.

Если ребенок все-таки решил принимать участие в биологической олимпиаде, его родителям необходимо задуматься о его более тщательной подготовке заранее.

Школьная программа дает много знаний, но их чаще всего не достаточно для победы в олимпиаде. В связи с этим как можно раньше следует записать школьника на тематические кружки, дополнительные занятия или лекции по биологии.

Автор:    

К записи "Задания школьной олимпиады по биологии для 10-го класса" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)