Причем, такие занятия могут затрагивать абсолютно все темы,которые являются по-настоящему важными для каждого учащегося — от умения построить коммуникацию и найти себя в обществе, до развития лидерских качеств и полной победы над своими комплексами и страхами.
При этом, существует мнение, будто коррекционно развивающие занятия актуальны только в начальной школе, когда дети только вникают в принципиально новые для себя процессы общения и обучения, хотя это совершенно не так, ведь многие старшеклассники нуждаются в подобного рода работе над собой гораздо сильнее. Коррекционные упражнения для дошкольников также имеют место быть, причем их должны проводить, как работники дошкольных учреждений, которые посещают будущие ученики, так и педагоги, закрепленные за их классами в выбранных учебных заведениях. Естественно, темы таких занятий могут существенным образом друг от друга отличаться в зависимости от возраста учащихся и наиболее актуальных для них проблем. Поэтому начинать следует именно с описания коррекционных занятий для самых маленьких, то есть для первоклассников.
Приводя свое любимое чадо на 1 сентября в школу, каждый родитель должен понимать, что это не только праздник и начало нового этапа в жизни ребенка, но и огромная ответственность, справиться с которой под силу далеко не каждому. Между тем, даже самый подготовленный к школе ученик может буквально с первых дней столкнуться с целым рядом непреодолимых трудностей, которые зачастую касаются не только самого учебного процесса, но и отношений внутри нового коллектива. Все эти моменты имеют самое непосредственное отношение к периоду адаптации, на который специалисты по детской психологии выделяют определенный срок — от трех до шести месяцев. Причем, основная ответственность за максимально быстрое, а самое главное, успешное преодоление этого непростого периода ложится на плечи классного руководителя, который должен постоянно контролировать все важнейшие процессы, происходящие внутри коллектива, и при необходимости проводить коррекционные занятия.
Главной целью подобного рода мероприятий является качественная работа над ошибками и своевременное решение даже самых сложных задач, которые постоянно возникают в процессе обучения. К примеру, очень востребованным по-праву считается коррекционное занятие, предназначенное для сплочения коллектива и выработку командного духа, что особенно актуально для недружных классов. А между тем, хорошие отношения между детьми являются залогом для отличной успеваемости, ведь постоянный стресс и напряженность просто по определению не могут положительно сказываться на процессе обучения. Несложно догадаться, что ребенок, над которым часто подтрунивают его одноклассники, будет чувствовать себя очень зажато и скованно, что моментально отразится на его способностях выступать перед классом на уроках и хоть как-то проявлять себя.
Суть коррекционного занятия заключается в том, чтобы сплотить коллектив, поэтому все упражнения, которое оно включает, имеют именно этот вектор. Так, например, помочь детям по-настоящему объединиться сможет игра «Переправа», когда весь класс разбивают на две команды, в которых каждый участник помогает сопернику преодолеть условное препятствие. Здорово поменять существующую ситуацию может игра «Волшебные слова», когда все дети должны в определенной очередности говорить друг другу вежливые слова и уделять особые знаки внимания. Разрядить накалившуюся обстановку и посодействовать тому, чтобы атмосфера стала более благоприятной можно с помощью коррекционного упражнения «Мы с тобой похожи».
Для ее проведения весь класс разбивается на два замкнутых кольца, становясь плечом к плечу лицом наружу. По команде педагога эти два живых механизма начинают вращаться в разных направлениях, резко останавливаясь, едва заслышав «Стоп». Те дети, которые в этот момент встречаются друг с другом должны одновременно произнести «Мы с тобой похожи…», продолжив фразу в произвольном порядке («Цветом глаз», «Любовью к спорту», «способностями к рисованию» и прочее, тому подобное). В отдельных случаях могут стать необходимыми индивидуальные занятия, что особенно актуально для детей с явными замашками лидера или, напротив, учащихся, которые предпочитают все время оставаться в тени, ведь оба проявления являются очень опасными и нуждаются в своевременной коррекции.
Отдельную нишу занимают различного рода упражнения и тренинги, направленные на улучшение успеваемости по всем или какому-то конкретному предмету. Причем, на сегодняшний день они не имеют ничего общего со старыми методами, применение которых предполагало повторное закрепление пройденного материала. Современные коррекционные занятия такого плана базируются на выработке стимула каждого ученика по отношению к учебному процессу, ведь очень важно суметь донести до школьников, что стремление к знанием — это своеобразный ключ от всех дверей, товар, который со временем непременно принесет свои дивиденды. Для того, чтобы быть как можно более убедительным, педагог может использовать любые мотиваторы, включая короткометражные ролики, посвященные пути к успеху, а также демотиваторы, в которых будет наглядно показано, что бывает с теми людьми, которые ни к чему не стремятся.
И хотя коррекционные мероприятия подобного плана теоретически рассчитаны на более взрослую категорию учащихся (старшие классы), практически их нужно начинать применять чуть ли не с начальной школы, адаптируя их под ту возрастную группу, которая является актуальной на данный момент времени. К этой же категории занятий можно отнести и такие важнейшие темы, как «Духовный мир человека», «Нравственность», «Выработка самообладания в особо сложных ситуациях» и прочее, тому подобное. Важно понять, что школа — это не просто заведение, в котором учат правильному счету и письму, а в первую очередь организация, способствующая формированию полноценной и самодостаточной личности, готовой к непростым жизненным реалиям.
Процесс адаптации далеко не всегда представляет собой ужасное испытание, причем, именно педагогу под силу сделать его максимально легким и даже приятным, хотя для этого следует быть прежде всего отличным детским психологом. И далеко не последнюю роль в этом непростом вопросе занимает вера в себя, для стимуляции которой прекрасно подойдет коррекционный тренинг «Ваша самооценка». При этом, следует помнить, что далеко не каждый ученик нуждается в развитии уверенности в себе, поэтому определить, кому это действительно крайне необходимо помогут специальные экспресс-тесты. Сразу после оценочного этапа можно приступать к проведению упражнений, используя методику, разработанную детскими психологами.
В первую очередь детям, остро нуждающимся в поднятии личностной самооценки, приводят цитаты и афоризмы великих мира сего, которые помогут ребенку более глубоко задуматься над существующей проблемой, взглянуть на нее с совершенно другой стороны. Второй этап коррекционного занятия называется «Взгляни на себя со стороны», для чего каждому школьнику задают наводящие вопросы, способствующие тому, чтобы он мог проанализировать собственную модель поведения в конкретных ситуациях. Третий этап предполагает обсуждение единственно верных правил поведения в этих же ситуациях, обучая ребенка таким важным навыкам, как самоконтроль и сдерживание. Помимо прочего, проводятся всевозможные игры и упражнения по типу «Познай себя», «Кто виноват?», «Твое мнение», «Во всем есть позитив», ну и наконец самое главное — «Вера в себя». В особо запущенных ситуациях такие тренинги следует проводить минимум 4-5 раз, для чего можно воспользоваться помощью детского психолога.
Очень здорово работать с детьми в обозначенных выше направлениях помогает и творческий подход к актуальной проблеме. Так, чего только стоит арт-терапия, которая помогает эффективно развивать в нужном русле даже самого замкнутого и тревожного ребенка, а ведь помимо этого существует огромное количество других замечательных тренингов, будь-то пятнография, светоэффекты, фантазийная лепка и прочее, тому подобное.
К записи "Примеры коррекционно развивающих занятий для начальной школы" оставлено 0 коммент.