Главная » Задачи » Примерные задания всероссийской школьной олимпиады по истории
07
Mar

Примерные задания всероссийской школьной олимпиады по истории

Рубрика: Задачи     Комментарии: Комментариев нет

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Олимпиада как форма состязания за звание лучшего ученика класса, школы, города или страны позволяет активнее формировать активную жизненную позицию подростка, а историческая тематика олимпиады – и его гражданскую позицию.

Историческая наука, несмотря на кажущуюся консервативность, как никакая другая полна идей и новых творческих подходов. Именно олимпиадный, игровой, состязательный подход к контролю и закреплению знаний учащихся более всего подходит для того, чтобы осмыслить наше историческое прошлое. Извлекая из него уроки — дать оценку востребованному настоящему. А затем, основываясь на нем, заглянуть в обозримое будущее.

Наибольшее количество участников – в самых массовых, школьных олимпиадах. Поэтому именно на этом уровне, когда проводится всероссийская школьная олимпиада по истории, у педагога есть прекрасная возможность лишний раз проконтролировать, насколько хорошо происходит закрепление преподаваемого материала. Состязательный уровень придает этому процессу качественный эффект.

В процессе олимпиады следует поставить и решить две основных задачи: одну из них – перед учениками, а вторую – перед самими педагогами-организаторами. Первая задача – выявление самых сильных школьников на основе процесса, проводимого параллельно – заинтересовать потенциальных участников олимпиады необходимостью получения новых знаний, а наряду с этим наверняка поднимется как подготовка к урокам, так и успеваемость, в целом. Ведь здесь главный критерий оценки – один-единственный: здоровая конкуренция, соперничество в его чистом виде. Ну и, разумеется, дух борьбы, азарт в стремлении стать лучшим.

Считается, что школьный тур олимпиады по истории — самый привлекательный для педагогов в поднятии интереса подростков к исторической науке. Однако, разумеется, все участники олимпиады стать ее победителями не смогут априори. Поэтому вторая задача, которая относится к учителям, заключается в своевременной поддержке тех, кому не удалось пройти в следующий тур олимпиады. Здесь необходимо учить своих воспитанников не опускать рук, а напротив, засучить рукава и продолжать борьбу за место на солнечной стороне. Это и будет наиболее ценным в процессе обучения – прививать подросткам вкус к систематической работе.

Наиболее полным перечень требований к педагогическому составу будет с включением в него еще двух существенных требований. Это выявление юных талантов, которые живо интересуются историей и смогут в перспективе представлять школу на олимпиадах более высокого уровня. Второе требование – обеспечить максимально высокую массовость школьного этапа.

Каковы же примерные задания школьной олимпиады по истории? При их составлении следует исходить из нескольких основных тезисов. Прежде всего, этого касается сбалансированности содержания общего объема знаний, предлагаемых к включению в задания. Как известно, история, даже если брать лишь отечественный ее пласт, очень обширная. Поэтому следует исходить из того, что лишь считанные единицы смогут уверенно проявить себя во всех ее разделах. Следовательно, рекомендуется, чтобы задания охватывали лишь те периоды, которые на момент проведения олимпиады будут пройдены.

Если же речь идет о старших классах, то здесь достаточно равномерно распределить вопросы и баллы в качестве оценок между всеми уже изученными периодами. Стандартный подход известен, и он делит всю историю на четыре основных периода:

древняя история – середина XVI века; середина XVI века – конец XVIII века; XIX век; начало XX века – новая и новейшая история.

Несмотря на то, что в настоящее время ученые-историки, работающие над созданием школьных программ, основной упор делают на изучении истории Российского Государства, рекомендуется для повышения конкуренции на школьных олимпиадах включать в объем предлагаемых к изучению знаний вопросы зарубежной истории. Разумеется, это должны быть задания, связанные с историей России и развитием ее международных связей.

Одними из наиболее рекомендуемых групп вопросов являются изучение развития русской культуры XIX века, а также тема Великой Отечественной войны. Помимо этих двух основных тем желательно сбалансировать предполагаемый объем знаний социально-экономической историей, а также некоторыми выборочными пластами истории российской политики – внутренней и внешней. Естественным и горячо приветствуемым в настоящее время является курс на более активное изучение истории родного края. В связи с этим рекомендуется включать в перечень вопросов задания на краеведческую тематику. Будет логичным, если от какого-либо события местного значения будет протянута параллель к процессам федерального уровня. Это должны быть задания, связанные с той же, например, Великой Отечественной войной, памятниками истории и культуры, а также деятелями российского масштаба.

Считается, что задания олимпиады по истории не должны носить чрезмерно сложный характер. Желательно, чтобы вопросы в основной своей массе были средней степени сложности и ниже. Делается это для того, чтобы 50-процентный барьер смогло пройти максимальное количество участников олимпиады. Это станет отличным залогом их участия в состязаниях следующего года. А вот над выполнением высшего, 100-процентного результата можно подумать, чтобы добиться его смогли единицы. Этого можно достигнуть благодаря включению в вопросный перечень нескольких заданий по узкой тематике. Все это должно делаться, опять же, не в ущерб общей сбалансированности.

Следующий момент: каждое задание должно иметь краткую, но лаконичную характеристику, в том числе и максимальное количество баллов, которые может получить участник за его выполнение. Основные виды заданий:

Тестовые вопросы – закрытые (с несколькими готовыми вариантами ответа) или открытые (участник олимпиады дает ответ самостоятельно) , здесь задания должны быть максимально четко сформулированы, дабы избежать выяснения отношений по поводу правильности или неправильности полученных ответов. Пример тестового вопроса: Какой город России основан в XVI веке? Варианты ответов: а) Царицын, б) Тобольск, в) Омск, г) Белгород. Время для обдумывания ответа – в пределах 2-3 минут. Тестовые вопросы с несколькими правильными ответами – да, здесь задание уже не такое простое, как в первом случае, однако велика и мотивация участника олимпиады на анализ того или иного явления или эпохи со всех сторон. Пример этого задания: Проанализировать ситуацию в России перед Октябрьской революцией 1917 года и указать возможные пути дальнейшего развития страны в XX веке. Историческое эссе – это задание, как правило, для учащихся старших классов, которым дается несколько крылатых фраз выдающихся личностей, которые характеризуют ту или иную эпоху развития России. На основании выбранного высказывания необходимо высказать свою точку зрения. Таких тем должно даваться на выбор, желательно, не менее десяти, и они должны быть одинаково распределены по всему историческому пути страны. При выставлении оценок следует принимать во внимание обоснованность выбранной темы, элемент творчества в ее осмыслении, грамотная помощь историческими фактами, четкая аргументированность, а также разъяснение, помимо своей точки зрения и других точек зрения по данному вопросу. На это задание можно отвести 45 минут.

Какие можно дать советы для участников олимпиады? Такое соревнование федерального уровня – это событие для всей страны. Но его важность – не в результатах, а в повышении общего культурного уровня юных россиян. В конечном итоге можно говорить о повышении здоровья всей нации в целом, об укреплении социальной стабильности и перспективном развитии. Итоги олимпиады – это еще и профессиональный рост, как педагогов, так и учеников. Ведь среди последних, например, уже на данном этапе развиваются несомненные лидеры, которые в дальнейшем будут решать более глобальные вопросы. И очень важно поддержать эти юные ростки будущих руководителей различного уровня, без наличия которых общество не сможет гармонично развиваться уже в ближайшей перспективе.

Наиболее ценным же элементом, который следует брать на вооружение педагогам – это явление проведения олимпиад, как творческих, соревновательных мероприятий массового масштаба через призму заботы общества о подрастающем поколении.

Но не только учеников и педагогов следует мотивировать на улучшение качественной составляющей при подготовке к олимпиадам. Родители учащихся также могут, со своей стороны, принимать более активное участие в этом процессе, чтобы подростки видели и оценивали значимость данного процесса.

Каждый из составляемых вопросов должен нести в себе элемент творчества, ведь отличие олимпиад от контрольных и ЕГЭ — в возможности анализа фактов, выявления причинно-следственных связей, что выводит их за рамки школьного курса.

Автор:    

К записи "Примерные задания всероссийской школьной олимпиады по истории" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)