Одно из самых сложных испытаний на пути младшего школьника – изучение таблицы умножения. Многие родители еще не забыли, насколько скучным и трудным процесс запоминания казался им самим. Как же избежать занудной зубрежки?
Современные детские психологи и преподаватели разрабатывают множество методов, которые позволяют детям быстро и без лишних усилий выучить всю таблицу умножения назубок. Как показывает практика, основная проблема, с которой приходится сталкиваться и учителям, так и родителям – это отсутствие интереса. А это значит, что для того, чтобы ребенок мог в кратчайшие сроки выучить и усвоить весь объем материала, его в первую очередь нужно заинтересовать темой. Как это правильно сделать?
В повседневной жизни люди активно пользуются всеми органами чувств для получения информации. Однако у каждого человека есть так называемый ведущий способ восприятия. Например, для визуалов это зрение, для аудиалов – слух, для кинестетиков – осязание и так далее. Во время изучения таблицы умножения нужно учитывать индивидуальные особенности самого ребенка.
Например, деткам-визуалам будет полезно повесить таблицу умножения на стене в своей комнате. Желательно, чтобы это был яркий красочный плакат с красивым шрифтом. Так или иначе, табличка будет постоянно попадаться ученику на глаза, и важная информация будет постепенно откладываться в его памяти.
Дети-аудиалы, то есть те, которые лучше всего воспринимают информацию на слух, идеально подойдут стихи или песни. Да-да, существует даже несколько пособий, с помощью которых табличку умножения можно пропеть. Это не только позволит ребенку без лишних трудностей и переживаний запомнить трудную информацию, но и поднимет настроение.
А вот дети-кинестетики могут использовать все подручные предметы. Палочки для счета, кубики, пуговицы, монеты, косточки домино – все это будет чрезвычайно полезным в процессе обучения. Многие примеры можно решить, считая части тела — пальцы, руки, ноги и т.д. Например, можно посчитать, сколько пальцев на руках у всех пришедших гостей.
Самый понятный и привлекательный способ – это, разумеется, изучение таблицы умножения в игровой форме. Существует множество интересных и увлекательных игр, которые можно использовать в обучении. Вот лишь некоторые из них.
Первая игра известна еще с советских времен. Для начала необходимо распечатать или же сделать своими руками карточки с примерами. На каждой карточке должен присутствовать один пример из таблицы умножения без ответа (например, 9х3,6х5,4х8 и т.д.). Суть игры проста: нужно отобрать те карточки, которые необходимы в данный момент, перемешать и сложить их «рубашкой» вверх. Дальше ребенок наугад достает из получившейся стопки какую-нибудь карточку.
Его задача – правильно решить написанный на ней пример. Если ему это удается, карточка откладывается в сторону. Если же нет, карточка снова переворачивается и кладется вниз стопки. Важно назвать правильный ответ, если ребенок ошибся, ведь впоследствии ему вновь придется увидеть ту же карточку. Такой метод позволяет активно воздействовать на зрительную память, быстрее запоминать особо сложные примеры. И, что самое важное, у ребенка появляется чисто азартный интерес побыстрее справиться со всей стопкой примеров.
Это – одна из разновидностей игры с карточками, которая в народе получила название SNAP. Помимо карточек с самими примерами из таблицы умножения, для нее также необходимы карточки с ответами. В итоге должна получиться объемная стопка карточек. Их нужно перемешать и повернуть рубашкой вверх. Дальше карты поровну раздаются участникам игры.
Все по очереди кладут на стол свою верхнюю карточку (уже лицом вверх). Если совпадают произведение и ответ (например, 8х5 и 0,3х4 и 12), произведение и произведение (например, 9х6 и 6х9,8х2 и 2х8) или два ответа (14 и 4,5 и 25), игрок, который первым обратил внимание на совпадение, кричит «SNAP» и забирает «выигрышные» карточки себе. Выигрывает тот, кто в итоге собирает у себя всю колоду.
Наверное, каждому человеку не понаслышке знакома старая добрая карточная игра «пьяница». Следующая игра, которая может помочь ребенку быстро выучить таблицу умножения, очень на нее похожа. Единственное отличие – вместо обычных карт используются все те же карточки с произведениями. Всю стопку нужно поровну разделить между играющими.
Дальше все одновременно выкладывают на стол верхнюю карту. Забирает себе карточки тот, у кого произведение больше. Например, если на столе три карточки – «3х4», «6х7» и «9х9», то забирает выигрыш тот, на чьей карточке пример «9х9». Если же какие-либо произведения равны (например, 2х4 и 1х8), игроки выкладывают еще по одной карте сверху и все повторяется.
Еще одна интересная игра с элементом соревнований называется «Кто быстрее? ». Впервые она была предложена автором одного популярного методического пособия. Вот здесь уже понадобятся настоящие карты (те самые, игральные). Лучше всего, если это будет колода на 54 карты. Для начала нужно отобрать всех королей, дам, валетов, тузов и т.д.
В итоге должны остаться только карты с числами. Их нужно перемешать и раздать поровну всем участникам (удобнее всего играть в парах). Каждый игрок снимает верхнюю карту и кладет на стол рубашкой верх. Задача – как можно быстрее назвать произведение выпавших чисел. Тот, кому это удалось, забирает обе карты себе. Побеждает, естественно, тот, кто собрал больше всего карт.
Еще один способ, как выучить таблицу умножения, больше подходит для нескольких детей – так будет намного интереснее. Все игроки, опять-таки, разбиваются на пары. Вначале все прячут руки за спины. Затем, на счет «три» (считать может ведущий или один из игроков) все выбрасывают руки из-за спины. При этом каждый игрок показывает другому на пальцах число от 0 до 10.
Нужно умножить свое число на число, показанное партнером, и как можно быстрее выкрикнуть ответ. Тот, кто сделает это, заработает букву «П». Побеждает тот, кто первым «собирает» целиком слово «ПАЛЬЦЫ» (можно загадать и любое другое слово, чтобы было интереснее). Упражнение можно усложнить: в случае, если кто-то назовет неправильный ответ, он теряет одну букву.
Никогда нельзя забывать о том, что изучение таблицы умножения должно проходить постепенно, от самых простейших примеров к самым сложным и труднозапоминающимся.
Проще всего объяснить ребенку принцип умножения различных чисел на 1. Какое бы число не умножали на 1, в итоге получится изначальное число. После этого можно приступать к изучению последнего столбика Пифагоровой таблицы – умножения на 10.
Чтобы умножить число на 10, достаточно просто приписать к нему нолик. Параллельно следует объяснить то, что после перестановки умножаемых чисел произведение останется таким же: то есть, не имеет значения, как выглядит пример: 1х9 или 9х1 – в результате все равно получится девятка. Если ребенок усвоит весь этот материал, он запомнит все крайние строки таблицы (сбоку, сверху и снизу).
Когда начало положено, можно приступать к изучению более сложных примеров. Как показывает практика, проще всего детям дается умножение чисел на 2. Когда ребенок начинает изучать таблицу умножения, он, чаще всего, уже умеет складывать простые числа. Поэтому чтобы объяснить ему принцип умножения на 2, достаточно сказать, что к числу нужно прибавить такое же. Например, 2х7 – то же самое, что 7+7,2х4=4+4 и так далее.
Довольно просто также выучить умножение чисел на 5. Ее можно понять интуитивно, ведь все произведения, так или иначе, заканчиваются на 0 или на 5. Причем, произведение 5 и любого четного числа будет заканчиваться на 0, а нечетного – на 5.
Не возникает особых трудностей и с изучением таблицы умножения на 4. Главное – дать ребенку понять, что это то же самое, что умножить число на 2, а затем получившееся число – еще раз на 2. Так как принцип умножения на 2 ему уже известен и понятен, с четверкой тоже особых проблем не возникнет.
Первые трудности могут возникнуть при умножении на 3. Чаще всего именно на этом этапе требуются различные вспомогательные средства: карточки, стихи и т.д. Однако если школьник успешно усваивает этот материал, для него не будет проблематичным также изучение 6,7, 8 и 9 столбиков пифагоровой таблицы.
Практика показывает: больше всего проблем в процессе изучения вызывают всего лишь шесть примеров. Здесь придется запастись терпением, ведь нередко даже взрослые, уже окончившие школу, люди, не могут сразу сориентироваться, когда речь заходит о каком-либо из этих шести примеров. Итак, самые «коварные» ячейки таблицы умножения – «6х7=42», «6х8=48», «6х9=54», «7х8=56», «7х9=63» и «8х9=72».
Вообще математика – довольно интересная наука, и существует множество полезных хитростей, которые помогут ребенку намного быстрее запомнить сложные примеры из таблицы умножения. Запомнить эти правила – еще один легкий способ выучить таблицу умножения.
Умножение на 3. Когда на 3 умножается четное число, произведение также будет четным, а когда нечетное — соответственно, нечетным. Если выписать в столбик все примеры, можно увидеть пары, сумма произведений которых будет равна 33. К примеру, 3х2+3х9=6+27=3,3х3+3х8=9+24=33 и так далее.
Умножение на 6. Если второй множитель – это четное число, он показывает, какое количество единиц содержит в себе произведение. К примеру, 6х4=24 (в произведении 4 единицы), 6х8=68 (по аналогии – 8 единиц) и т.д. А пары произведений, как и в случае с троек, в сумме дают одно и то же число – 66.
Умножение на 8. Если выписать в столбик все примеры (умножение 9 на все числа от 0 до 9), то можно заметить ритмический повтор количества единиц в первой и второй половине таблицы: 0,8, 6,4, 2. Количество десятков также меняется закономерно: 1,2, 3,4, 4,5, 6,7.
Умножение на 9. Здесь все интереснее всего. Во-первых, сумма единиц и десятков в каждом произведении равна 9 (например, 9х3=7,2+7=9; 9х7=3,6+3=9). Кроме того, цифры, которые обозначают количество десятков, следуют в порядке возрастания (от 1 до 8), а те, которые обозначают количество единиц – наоборот, в порядке убывания (от 8 до 1).
Есть дети, у которых намного лучше развито практическое мышление, нежели абстрактное. Таким ребятам лучше всего объяснять каждую ячейку пифагоровой таблицы на конкретных понятных примерах из жизни. Что это значит? Например, можно попросить ребенка посчитать, какое количество колес потребуется для шести машин (4х6=24) или же сколько резинок нужно взять для того, чтобы заплести по 2 косички семи куклам (2х7=14).
Для детей, у которых гуманитарный склад ума, лучше всего подойдет следующий способ выучить таблицу умножения. В специальных пособиях и даже на просторах интернета можно найти множество коротких стихов, которые помогут сделать это. Некоторые из них:
«Нам не жалко булок, Рот откройте шире: Шестью девять будет Пятьдесят четыре» (6х9=54).
«Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять – семьдесят два» (8х9=72).
Почти все дети любят компьютерные игры. Можно сочетать приятное с полезным. Сейчас любой желающий может скачать множество игр на любой вкус, которые помогут в деле изучения таблички умножения. Они могут иметь разный сюжет, а потому всегда есть возможность найти то, что будет действительно интересно самому ребенку. Этот вариант полезен еще тем, что в процессе игры ребенок получает базовые навыки работы с компьютерной техникой, без которых в современном мире не может обойтись ни один человек.
Конечно, изучение таблицы умножения — не самый простой момент в жизни ребенка. Однако родителям стоит запастись терпением, ведь во многом именно от них зависит, не пропадет ли желание учиться после первых трудностей.
К записи "Как выучить таблицу умножения легко и быстро?" оставлено 0 коммент.