Дефекты в произношении тех или иных слов делают речь ребенка несовершенной, иногда не понятной для взрослых, особенно незнакомых. Упражнения на развитие речи у младших школьников сориентированы на то, чтобы дети быстрее освоили трудные для произношения звуки. Регулярно применяя упражнения по развитию речи младших школьников, большинство детей уже через короткое время свободно осваивают речь и произносят все слова правильно.
Чаще всего взрослые даже не задумывается над тем, что неумение выговаривать буквы и фразы является очень болезненным для детей. В кругу семьи малыш не чувствует дискомфорта, ведь там его знают с рождения и понимают с полуслова, но другое дело школа. Учиться он пришел совсем недавно. Сколько незнакомого вокруг, и бывает так трудно найти общий язык со сверстниками, и даже с учителем, именно по причине несовершенства речи.
Не понимая с первого раза, учитель переспрашивает второй и третий раз, тем самым заставляя ребенка замыкаться в себе еще более. Болезненным для младшеклассника является еще и то, что многие его друзья вполне прекрасно выговаривают все звуки, а он, как бы ни старался, сделать того не может.
Очередной негативной стороной, которую часто ведет за собою неправильное произношение звуков, является неуспеваемость. Закрываясь в себе, школьник может стесняться задавать вопросы, отвечать вслух или даже читать. Изучая грамматику, также могут возникнуть проблемы, ведь правильность письменной речи главным образом зависит от правильности устной. Младшие школьники в большинстве воспринимают текст на слух, а высказывая в строчках свое мнение, они пишут так, как и говорят.
Исходя из описанных фактов, учителя и родители должны максимально обратить внимание на речь учеников младшей школы, работая над ее чистой и правильностью.
Причины недостатков произношения:
— Нарушение в построении артикуляционного аппарата. Причина заключается в неправильном расположении зубов или отклонении в их развитии. Предупредить дефекты можно регулярно посещая стоматолога. Заметив неблагоприятные изменения, специалист поможет предотвратить нарушение.
— Дефекты в произношении могут быть вызваны нарушением слуха. Правильно слыша, ребенок старается правильно повторить слова, в тоже время, если уровень слуха снижается, даже незначительно, снижается и процесс нормального восприятия речи. Очень важно следить за развитием слуха ребенка с самого детства, избегая громких звуков телевизора, радио и даже слишком звонких детских игрушек. При обнаружении ухудшения слуха, необходимо сразу же обратиться в медицинское учреждение.
— Причиной несвоевременного развития речи может стать хронический насморк или привычка ребенка постоянно дышать через рот. Именно поэтому родителям следует приучать малыша к носовому дыханию и не запускать насморк. Стоит помнить, что голосовой аппарат ребенка еще не окрепший, поэтому слишком громко кричать или говорить ему также не рекомендуется.
Ошибкой многих родителей является также форсирование речевого развития. В каждом возрасте артикуляционный аппарат готов выдерживать определенные нагрузки, а вот сложные задания сверх нормы, могут привести только к ухудшению в развитии речи.
Чего нельзя делать в раннем возрасте, чтобы не спровоцировать отставания развития речи:
— заучивать сложные формы и слова, непонятные для определенного возраста ребенка;
— заставлять учить звуки, к восприятию которых еще не готов артикуляционный аппарат малыша;
— читать сложные произведения, которые предназначены для детей более старшего возраста.
Развитию речи ребенка в большей мере способствует правильность произношения слов со стороны взрослых. Именно поэтому, общаясь с дошкольником или младшим школьником, родители должны выговаривать слова и звуки четко и ясно. В свою очередь, наоборот, если ребенок будет слышать со стороны взрослых, а также других родственников и товарищей дефектную речь, это может негативно отразится на его речевом развитии.
Как развивать речь в начальной школе? Самые полезные упражнения на развитие речи у младших школьников.
Стишок-упражнение для правильного произношения звуков
Упражнение можно проводить, как только дети выучили алфавит, или даже до этого, с помощью взрослых. Пускай школьники младших классов читают этот стишок цепочкой, или слова читает учитель, а звуки выговаривают дети. Упражнение помогает совершенствовать речь ребенка, учит правильно произносить сложные для восприятия звуки».
Дует летний ветерок – «ф-ф-ф-ф-ф-ф»;
Колокольчик наш продрог – «динь-динь-динь»;
Залетел в цветочек шмель – «з-з-з-з-з-з»;
Сел понюхать он сирень – «ах-ах-ах-ах»;
А в траве возле куста пробежал колючий еж – «пх-пх-пх-пх»;
Он кузнечика спугнул — «тр-р-р, тц-с-с»;
Рядом птичка тихо пела «тиль-ль, тиль-ль»;
С ветки дерева глядела «тиль-ль, тиль-ль»;
И жужжал на ветке жук – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж»;
С птицей жук приятный друг «у-у-у-у».
Упражнение « Единичное число и множественное»
Учитель говорит для класса или индивидуального ученика слово в единичном числе, а ребенок или дети должны произнести его во множественном.
Книга – книги; стекло – стекла; чашка – чашки; рука – руки; ложка – ложки; друг – друзья; ухо – уши; лужа — лужи; карандаш – карандаши.
Упражнение «Множественное – единичное»
А теперь можно поиграть с детьми наоборот. Учитель называет предметы во множественном числе, а дети пытаются найти к ним единичную пару.
Облака – облако; подушки – подушка; крылья – крыло; дачи – дача; цветы – цветок; молодцы – молодец; одуванчики – одуванчик.
Игра «Придумай слово по последней букве»
Очень интересная познавательная игра, которая развивает не только речь ребенка, но и его логику, словарный запас, внимательность и смекалку.
Учитель или кто-либо из учеников говорит первое слово, примером «Лето». Следующий участник должен придумать слово на последнюю букву предыдущего, то есть, на «О» (Олень). Так как слов начинающихся с мягкого знака не существует, ученику предстоит назвать предмет на букву «Н» и так далее.
Игра «А кто больше знает слов на «А» (БВГ или другую букву)
Хорошая игра, которая развивает речь и словарный запас ребенка. Детям предлагают по очереди говорить слова на любую букву. С целью совершенствовать произношение, учитель может выбрать для игры самые трудные буквы, примером «р», «с», «ш», «ч» и другие.
Игра «Закончи фразу»
В устной форме детям можно предложить закончить предложения или угадать конец фразы.
— На столе стояла тарелка с ка…(кашей).
— Дети рисовали на бумаге кра… (красками).
— В лесу под кустом нес яблоко на своей колючей спинке …
(ежик).
Упражнение «Назови буквы по порядку»
Ребенку можно просто предложить слова, в которых он поочередно будет называть каждый звук.
Стоит помнить, что наилучшими занятиями на развитие речи являются ежедневные интересные занятия и игры, которые родители могут проводить с детьми дома.
Читая с ребенком книжки, отвечая на вопросы по сюжету сказок, спрашивая о том, что изображено на картинках, речь развивается непринужденно сама по себе, то есть, природным естественным путем.
Бывают случаи, когда для устранения дефектов речи ребенку действительно нужна помощь специалистов. В таком случае следует обратиться к логопеду, который знает, как помочь ребенку и научит его произносить слова правильно.
К записи "Как развивать речь в начальной школе? Самые полезные упраженения на развитие речи у младших школьников" оставлено 0 коммент.