Классный руководитель – учитель, занимающийся воспитанием вверенного ему класса образовательного учреждения. Быть классным руководителем очень ответственно, но и очень почетно.
Деятельность классного руководителя основывается не только на воспитании учеников, а охватывает разнообразные стороны жизнедеятельности своего класса.
Цель работы классного руководителя – создание плодотворной атмосферы развития и становления личности каждого ученика.
Задачи, поставленные перед классным руководителем:
• формирование слаженной работы с обучающимися;
• создание благоприятного климата внутри коллектива;
• Организация творческого процесса в деятельности учеников;
• Формирование духовных и нравственных ценностей учеников;
• организация здорового образа жизни;
• Постоянный контроль отношений учеников, а также учеников и учителей;
• Защита интересов своих учеников.
Таким образом, основная работа классного руководителя – разработка воспитательного процесса, в котором присутствуют цели, задачи воспитания, а также средства их достижения.
Воспитательная папка классного руководителя – разработка мероприятий для ведения воспитательной работы на каждый учебный год. Для большого количества классных руководителей папка воспитательной работы – простая, но не очень приятная процедура. Для таких учителей необходимость создания воспитательной папки сводится только лишь к формальности. Однако актуальность создания воспитательной папки классного руководителя основывается на планировании своей деятельности. «Только тот, кто планирует, и может организовать». Это творческий процесс, постоянно повторяющийся на протяжении всего периода работы с детьми.
Воспитательная папка классного руководителя необходима, прежде всего, педагогу, а не администрации школы. Создание воспитательной папки должно основываться на тесном сотрудничестве с детьми, а также их родителями. Воспитательная папка учителя начальных классов – особая и кропотливая работа. Сложность ее создания сводится к тому, что ученики начальной школы только встали на тропу саморазвития и самореализации личности. И только классный руководитель начальной школы является создателем условий развития личности отдельного ребенка, условий формирования и поддержания благоприятного микроклимата в коллективе класса, условий организации системы отношений между детьми.
Чтобы сформировать воспитательную папку правильно, надо научиться создавать структуру плана:
• Анализировать воспитательную деятельность за прошлые года;
• На основе проведенного анализа правильно продумывать цели и задачи на готовящийся период работы;
• Разрабатывать характеристику коллектива класса на основе данных социальной карты;
• Поддерживать жизнедеятельность коллектива класса;
• Организовывать субъективную работу с родителями;
• Проводить персональную работу с учениками;
• Правильно организовывать работу с «трудными» учащимися;
• Проводить персональную работу с одарёнными детьми;
• Уделять особое внимание дополнительному образованию детей;
• Составлять график посещения классных собраний родителями;
• Составлять график проведения родительских собраний;
• Разрабатывать план мероприятий;
• Анализировать наблюдения других педагогов;
• Указывать литературу, используемую для создания плана работы с детьми.
Что же касается советов учителям по созданию воспитательных папок, то здесь особое внимание можно уделить следующим моментам. Во первых, для организации правильной работы с детьми, а соответственно и для создания качественной воспитательной папки, необходим постоянный анализ. Суть анализ – постоянное наблюдение за своей работой, что получилось и что не получилось, по каким причинам возникли проблемы и возможные способы их преодоления. Можно подводить совместный итог с учащимися, отметив наиболее запомнившиеся мероприятия. Чтобы облегчить проведение и написание анализов отлично подойдет анкетирование учащихся, что, несомненно, даст классному руководителю много качественной и достоверной информации. Основная цель таких анкет выявить отношение учащихся к проведенным школьным мероприятиям. К составлению плана можно попытаться привлечь детей. Ведь это первый поступок на пути к плодотворному сотрудничеству классного руководителя и учеников. Таким образом, дети осознают, что классный руководитель не равнодушен к школьному процессу жизнедеятельности учеников.
В заключении необходимо заметить, что классному руководителю для плодотворного, грамотного и эффективного осуществления своих функций понадобиться хорошее знание психолого-педагогические основ работы с учениками различного возраста. Постоянно повышать свой кругозор о появившихся тенденциях, способы и виды воспитательной работы. В совершенстве знать современные методы воспитания.
Воспитательная работа классного руководителя – целеустремленный и хорошо спланированный процесс, построенный на базе устава школьного учреждения, оценка предыдущей работы, положительный и отрицательные направления жизни общества, подход к личности обучающихся с учетом современных задач, поставленных перед педагогами общеобразовательных учреждений и микроклимата в коллективе учеников.
Классному руководителю в его работе важно не забывать учитывать уровень воспитанности учеников, социальные и финансовые условия их жизнедеятельности. Работа, конечно, трудная, но ведь это работа с детьми.
К записи "Воспитательная папка классного руководителя: научитесь вести правильно!" оставлено 0 коммент.