Главная » Школьная жизнь » Внеклассные занятия по русскому языку: советы по проведению
12
Apr

Внеклассные занятия по русскому языку: советы по проведению

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Вся жизнь человека тесно переплетается с языковыми потребностями. Маленькие дети, еще не научившиеся говорить, воспринимают на слух голоса. Язык – это средство общения людей.

При помощи языка человек способен передать различные мысли. Язык – это так называемый амбар, хранилище слов и звуков. Язык, речь нужны для общения. Обучение языку проводят абсолютно все школы. И не только языку, но и грамотности общения. Проведения внеклассных занятий всегда актуальны и интересны по причине того, что всю правильность написания и изучения языка педагоги пытаются донести до детей на уроках, а игровая форма обучения возможна во внеурочное время. как правильно говорить, произносить слова?

Каждый родитель заинтересован в образовании и грамотности своих детей. По новым правилам русского языка правильно говорить, так, как удобно человеку. Классическая филология сдалась под напором уличной лексики. Должны ли люди бороться за чистоту правильности языка? Рискуя утратить родной красивый язык, необходимо уделять больше внимания этой проблеме.

Проводя внеклассные занятия по русскому языку, учителя и родители достигнут нужного уровня в грамотности, дети получат массу удовольствия. Такие мероприятия всегда и надолго осаждаются в памяти. Для того, чтобы корректно проводить внеклассное мероприятие по русскому языку, можно использовать и работать с любой возрастной категорией детей-школьников. В данном случае предлагается проведение такого урока для 3 класса обычной средне образовательной школы.

План мероприятий по русскому языку прорабатывает и продумывает непосредственно учитель, обращая внимание на интеллектуальный уровень детей, возможно, организовать логические игры, задачи, ребусы различной сложности.

Обязательным логическим завершением таких занятий должно быть поощрение участников, то есть оценить старания учеников необходимо максимально высоко, дабы развить желание в участии в таких мероприятиях постоянно. Дети тянутся к интересному, захватывающему. Игровая форма обучения всегда приводит в восторг. Родители обязаны оказать необходимую помощь в подготовке дополнительного материала: рисунки, карточки.

Сценарий мероприятия по русскому языку преподаватель должен придумать сам, исходя из личностных знаний и умений. Участники – дети-учащиеся 3 и 4 классов, можно сделать межклассовые, межшкольные соревнования или соревнования в одном классе, подстегнув дух соперничества и победы у детей.

Проводя данное внеклассное мероприятие по русскому языку, целью занятия является отработка навыков взаимодействия в группе, развитие речи, введение в разговорную речь глаголов, прилагательных, которые редко употребляются, продолжение знакомства с устным народным творчеством и с творчеством русских поэтов, знакомство с понятиями акростих и акротекст, а также развитие творческих способностей.

Для проведения такого урока необходимым оборудованием будут: карточки с буквами – входные билеты для трёх групп участников, цветовые обозначения для рабочих столов групп, «Звёздные хранилища» — конверты для сбора звёзд, звёзды или иные отличительные знаки, карточки с заданиями для каждой команды.

Все эти методические, вспомогательные материалы дети должен подготовить с родителями дома, предварительно учитель сообщает тему внеклассного занятия: «Что написано пером…»Это вызовет интерес к проведению урока и участия в нем.

Ход занятия

В тот день, когда проводится внеклассное мероприятие по русскому языку, каждый участник получает билет. Билеты напечатаны на бумаге трёх разных цветов, на билетах напечатано по одной букве. Под музыку дети приглашаются в классную комнату и определяют места, садятся за три стола. Цвет входного билета соответствует цветовым обозначениям на столах.

После приветствия детей, учитель сообщает о том, что для проведения мероприятия необходимо разбиться на команды. В чем заключается игра? Вот как звучит тема занятия: «Что написано пером — …». Учитель предлагает детям закончить эту фразу. … не вырубишь топором. Учитель: — верно! Эта народная мудрость как нельзя лучше подчёркивает значимость записанного слова и ответственность того, кто этим словом владеет. Заданием для детей на русскоязычных уроках является научиться владеть словом.

В конце занятия должны постараться создать и записать личные произведения, которые придумают дети. Далее учитель напоминает о правилах работы в группах, о порядке ответов на вопросы и задания. Каждое задание оценивается звёздами, их будут складывать в специальные конверты назначенные учащиеся-хранители.

Рекомендуется учителю самому назначить хранителей из числа наиболее слабых или наименее общительных учащихся. Таким образом, подчёркивается значимость таких детей и для них самих, и для группы. Важно помнить, что одной из основных целей занятия является обучение детей умению работать в группе. Оценивать работу групп лучше пригласить «независимых экспертов» из числа педагогов или родителей.

Задание 1

Из букв, находящихся на входных билетах, составить слово – название команды. Получаются слова: крокус, фиалка, ландыш.

Следует задать вопросы детям, о том, почему выбраны такие названия. Потому что это названия весенних цветов, а сейчас весна и разговор на мероприятии пойдет о весне, тем самым дети помогут друг другу почувствовать приближение весны.

Задание 2

На доске расположены карточки с народными названиями месяцев весны. Такие же карточки получают команды. Участникам нужно расположить карточки в нужном порядке, аргументировать свой ответ.

Карточки с такими названиями: снегогон, протальник, травень.

Эксперты оценивают не только порядок расположения названий, но и работу команды по аргументации.

Задание 3

Необходимо напомнить детям о том, что внеклассное мероприятие по русскому языку имеет помощников – это синонимы и антонимы русского языка. Для повторения и закрепления – напомнить детям, что такое синонимы и антонимы. После этого проверить знания на практике. Не стоит забывать хвалить и поощрять детей на протяжении всего занятия.

Далее каждая команда получает листок с тремя пословицами, слова в которых заменены их антонимами. Необходимо восстановить русские пословицы. Выделенные слова заменять не нужно. Данный вариант. Восстановленный вариант

Осень ночью черна. Весна днём красна.

Май осень начинает, зиму кончает. Май весну кончает, лето начинает.

Вода в горы застыла – осень унесла. Вода с гор потекла – весну принесла.

В процессе проверки пословицы, карточки со словами май и вода, вывешиваются на доске.

Задание 4

Учитель читает группы прилагательных и глаголов. Команды должны найти лишнее слово, объяснить свой выбор. Группы слов подобраны таким образом, что одно из предлагаемых слов не является синонимом по отношению к другим.

Радостный, веселый, задорный, умный.

Храбрыми, звонкими, смелыми, отважными.

Слабая, ломкая, долгая, хрупкая.

Изумрудный, травяной, болотный, желтый, зеленый.

Зардел, заалел, почернел, покраснел.

Лазоревый, багряный, ультрамариновый, голубой, синий.

Следующий этап – выяснить с помощью вопросов, какие из этих слов дети слышали впервые, какие слова употребляются редко. Предложить детям попробовать выбрать нужные слова для описания весеннего неба, ручейка, травы, листвы, леса. Следующее задание – творческое.

Участникам предлагается попробовать угадать, какими словами пользовался замечательный русский поэт В. А. Жуковский, потому как русский язык богат красивыми и точными словами. Писатели, поэты стараются донести до нас красоту языка.

Задание 5

Команды получают листочки с четверостишием Жуковского, в котором пропущены некоторые слова. Нужно восстановить текст четверостишия. Это задание можно выполнять в процессе фронтальной работы, а можно предоставить командам возможность самостоятельно восстановить стихи. Если данное стихотворение («Жаворонок») было изучено на уроках литературы или чтения, можно предложить дополнительное задание: продолжить стихи.

На солнце темный лес _____

В долине пар ____ тонкий,

И песню _____ запел

В ____жаворонок звонкий

Внеклассное занятие проходит по времени как обычный школьный урок, отличаясь только сценарием проведения. Необходимо не забыть о том, что проведение физкультурной минутки является требовательной нормой санитарной станции.

Физминутка. (можно включить на более ранних этапах в зависимости от работоспособности учащихся).

Учителю необходимо сообщить детям о том, что они замечательно работают и в конце физической минутки в классе распустятся весенние цветы. Дети должны представить, что они – маленькие зернышки, послушав музыку, представив, как греет солнышко, зернышки начинают расти и превращаются в цветок. Звучит мелодия, в которой прослеживается развитие темы. Дети изображают зёрнышко, росток, цветок.

Задание 6

В этом задании речь пойдет о стихотворении, которое зачитывает педагог или участник. Ученики должны догадаться, о чём идёт речь

(стихотворение появляется на доске) :

Вербы серые комочки

Еще спят, но знает точно:

Скоро встанут ото сна.

На березах лопнут почки, а в Стокгольм придет…(весна).

Первые буквы стихотворения должны быть выделены, из них составляется слово – весна.

В дальнейшем учитель задает перечень вопросов о том, как дети догадались о чем идет речь; ответ подсказала рифма; еще можно было посмотреть на первые буквы. Логическим завершением этого задания станет похвала учеников. Сообщив деткам о том, что они молодцы, и являются внимательными слушатели и читателями, продолжить сценарий мероприятия по русскому языку. Такое стихотворение называется АКРОСТИХ. Эта форма стихов была очень популярна в России в начале 20 века, акростихами увлекались многие знаменитые поэты. Сейчас акростих вновь популярен.

Люди составляют такие стихи, чтобы порадовать своих близких, сделать им подарок. Следующее задание состоит в том, чтобы попробовать сделать подарок друг другу и близким к наступлению весны, то есть написать стихотворение. Сразу писать акростихи трудно, поэтому начать творчество необходимо с акротекста. Акротекст отличается от обычного тем, что первые буквы его предложений составляют какое-либо слово или фразу.

Акротексты, так же, как и акростихи, записываются в столбик. Дети всегда с энтузиазмом выполняют такие творческие задания. Можно заранее попросить детей составить такие актортексты дома с родителями. Это вызовет большую уверенность в своих силах и умениях. Командам предлагается составить акротекст, используя слова – названия команд. Пример того, что может получиться:

Фокус-покус показала нам весна.

Ирисы и подснежники поют,

А птички подпевают им.

Ландыш в лесу расцветает.

Как странно, почему в лесу нет галки?

А на поляне уж цветёт фиалка…

Когда придёт весна,

Распустятся цветы.

Они подарят радость

Каждому из нас.

Ура! Весна пришла!

Синица песнь поёт.

Ласковое солнце светит с высоты.

А где-то на полянке расцвели цветы.

Недавно выросли подснежники,

Далеко в вышине поёт жаворонок.

Мы очень любим весну,

Шагаем по тропинке неспешно.

Все буквы первые должны быть выделены жирным шрифтом. По эти буквам читаются названия цветов: фиалка крокус, ландыш. В конце занятия команды зачитывают свои акротексты, стихи помещаются на выставку. Подводя итоги, учитель просит ребят по желанию продолжить фразы:

Сегодня на занятии …

Сегодня команда …

Сегодня очень помог …

Сегодня дома расскажу, как …

Подытожив урок, спросить у детей, по их мнению, получилось ли создать что-нибудь на радость людям, произнести слова о том, что может быть кто-нибудь продолжит литературные опыты и порадует произведениями.

Ведь то, что написано пером – не вырубишь топором. В конце занятия хранители открывают конверты, все вместе подсчитывают звёзды. Команды вместе с учителем подводят итоги работы в группе.

Автор:    

К записи "Внеклассные занятия по русскому языку: советы по проведению" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)