Главная » Школьная жизнь » Уделяем внимание нравственному воспитанию школьников
20
Jan

Уделяем внимание нравственному воспитанию школьников

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

В современном мире развитию и воспитанию у детей основных принципов морали и нравственности отводится слишком мало времени и, зачастую, этот пласт, на котором должно основываться последующее обучение, так и остается пустующим.

Проблемы взрослых выходят на первый план и общение с ребенком постепенно в повседневной рутине сводится на нет. Родители часто успокаивают себя тем, что все необходимое ребенку в состоянии преподать школа и совершенно незачем обременять себя еще и этим грузом, вполне достаточно обеспечивать материально. Это, к сожалению, является слишком большим заблуждением и часто приводит к плачевному результату.

Моральные и нравственные ценности формируют в ребенке ту личность, которая будет способна развивать в социуме межличностные отношения, отвечающие основным правилам морали. В процессе такого высоконравственного воспитания зрелый человек сможет отлично ориентироваться по жизни и отличать такие понятия, как добро и зло, лицемерие и искренность, как поступать, чтобы приносить благо, а не действовать на поводу эгоизма. С самого начала, как ребенок начал развиваться и расти, он способен усваивать то поведение, которое будут ему преподносить взрослые. Он начинает подражать им и копировать их поступки. Со слов родителей ребенок может начинать понимать, что следует делать, а что является недопустимым.

В возрасте примерно от 8-9 лет у ребенка могут начать складываться свои собственные представления о положении вещей. На данном этапе он пытается ориентироваться на мнение окружающих и тем самым начинает сравнивать свое поведение с другими. Все больше ребенок начинает вникать в ту информацию, которую ему преподносят родители и окружающие со своими собственными ощущениями. Он формирует свое собственное представление и мнение на положение вещей. Ребенок делает попытки самостоятельно ориентироваться в мире, прислушиваясь к своей совести.

Значимость обучения ребенка в семье очень велика, так как является первичным и фундаментальным звеном в образовании ребенка в целом. В семье, посредством переплетения естественно-биологических связей, ребенок получает возможность развиваться благодаря своим внутренним качествам и, тем самым, подготавливает себя для более широкого взаимодействия во внешней социальной среде. Благодаря накопленному опыту родителей ребенок с самых ранних лет хорошо усваивает весь нравственный потенциал, который был накоплен предшествующим поколением. Именно поэтому отношения в семье, которые основаны на принципах морали и нравственности, являются первоисточником всего процесса воспитания человеческих отношений. Ребенок учится посредством отношений в семье заботиться о других и соотносить свои интересы с желаниями окружающих.

Немаловажно отметить, что нравственное воспитание школьников также зависит от степени и качества социальной жизни, которую ведет семья. Например, если семья социально активна и принимает участие в общественной жизни, то ребенку будут с легкостью прививаться такие качества характера, как целеустремленность, забота о нуждающихся людях, инициативность и прочее. В противном случае велика вероятность, что ребенок может вырасти эгоистичным, жадным и лицемерным. С самого раннего возраста и примерно до 14-16 лет ребенок впитывает и усваивает то поведение, которое ему преподносят родители. Сколько бы не говорили взрослые ребенку о правилах поведения и каких-то основных принципах морали, самый большой урок, который он усвоит на всю жизнь – это само поведение взрослых.

Поэтому, прежде чем приступать к изучению и начать преподавать теорию нравственности своему ребенку, необходимо присмотреться и пронаблюдать, что происходит в действительности внутри семьи. Отношения, которые будут строиться дома, ребенок будет переносить в социальную сферу жизни, то есть на учителей, друзей, соседей и т. д. Конечно, если затрагивать программы в школьных учреждениях, то здесь в обязанности учителей входит правильное формирование моральных и нравственных ценностей школьников. Также школа несет большую ответственность перед всем обществом за то, какие принципы в процессе воспитания она преподает.

Таким образом, понятию морали можно научить не только в рамках семьи, но и в пределах школы. Также основы морали могут сложиться благодаря собственному опыту ребенка. На основании собственного поведения и пройденных ошибок, ребенок начинает делать выводы и посредством самоанализа растет и развивается. Но нельзя на этом делать акцент, так как в раннем возрасте ребенку еще сложно заниматься каким-то саморазвитием. Помочь ему разобраться в правильной модели поведения и правильных рассуждениях могут только взрослые. Учителя и преподаватели должны понимать, что они являются для ребенка «второй семьей» и эталоном нравственности, поэтому должны стремиться быть для него олицетворением совершенного поведения.

Далеко не все нравственное воспитание младших школьников можно преподать по книгам и учебникам. В данный процесс необходимо также вкладывать непосредственно свое личностное участие. При правильном живом общении с учениками можно получить колоссальные результаты. Именно на доверии должно основываться такое общение. Ребенок должен чувствовать, что его проблемы понимают и сопереживают ему, при этом можно привести пример того, кто является для него авторитетом. Поэтому очень важно устраивать как можно чаще после уроков «классные часы», которые очень помогут сблизить учителей, детей и их родителей. Благодаря правильному подходу преподавателя к любой возникшей сложной ситуации, у ребенка появиться возможность определиться в принятии правильного решения и сделать для себя нужные выводы, которые будут отвечать всем принципам морали.

Чтобы преподавать какие-то основы нравственности в рамках школьной программы, необходимо знать на чем, прежде всего, они держатся. Если брать практическую часть воспитания, то ничто лучше, чем труд и дисциплина, не может дать положительного результата в обучении детей. Поэтому в школах важно проводить различные мероприятия и активно вовлекать в них учащихся детей. Такая совместная деятельность на почве подобных мероприятий может зародить очень правильное общение между учениками и преподавателям.

Если развивать в дальнейшем такую систему поведения в рамках образовательного процесса, то есть вероятность, что в сознании детей может закрепиться эта схема взаимодействия с окружающими, как единственно верная. Подрастая, ребенок сможет свое поведение преобразовать в собственную черту характера, что, конечно же, будет огромным благом как для него самого, так и для его родителей. Человек с такими качествами может стать, например, большим патриотом или развить в себе трудолюбие.

Многие современные школы стараются использовать научный подход при воспитании у детей моральных принципов. Благодаря такому методу появляется возможность выявления и правильного применения нравственного аспекта абсолютно во всех формах деятельности человека. Такой подход становится неотъемлемым звеном в процессе образования и воспитания ребенка.

Основы нравственного воспитания зарождаются, как было сказано выше, из природы общения родителей и детей. Такое общение должно складываться на основе заботы, любви и опеке над своим ребенком. Конечно же, везде необходимо придерживаться разумных границ, для того чтобы не получить обратного результата. При таком поведении ребенок не будет чувствовать себя незащищенным, что поможет оградить его от проявлений жестокости и агрессии.

Пример, который преподается родителями, является главным фактором в воспитании ребенка и развитии в нем каких-либо качеств. Посредством своего возраста ребенок склонен смотреть на то, как поступают его родители. Он восприимчив к тому, в какой степени согласия живут его родители, насколько чуткими и внимательными они бывают по отношению друг к другу, насколько между ними преобладает взаимоуважение. Поэтому необходимо запомнить, что прежде чем давать наставления своему ребенку нужно выявить характер тех отношений, которые преобладает внутри семьи.

Родители должны понимать, что тот уровень общения, который ребенок получит дома, он будет вынужден выносить в окружающий мир. Если в раннем возрасте были вложены неправильные представления, то, развиваясь, ребенок может только усугубить данные качества в себе, подкрепляя их собственными суждениями и выводами. Зачастую, на сегодняшний день, примером могут служить подростки, которые были лишены изначальных верных представлений, о которых должны были позаботиться их родители. Вдобавок ко всему, такие дети развили в себе критическое умонастроение и «перевернутые» представления о родителях, учителях и основных понятиях морали.

Конечно, в наше время не каждый родитель может почувствовать, что является действительно авторитетом для своего ребенка. Все это складывается по той причине, что взрослые сами до конца не могут верно расставить главные приоритеты. Как было упомянуто выше, доверие является ключом ко всем возможностям воспитания. Если, основываясь на доверии и дружбе, проводить повседневные дела и обязанности в семье, то ребенок естественным образом начнет прислушиваться и брать пример со своих родителей.

В пределах школы ребенок должен правильно осознавать авторитет учителя, также как и в семье каждого из родителей. Так, успешная педагогическая деятельность, которая заключает в себе воспитание верных нравственных концепций, зависит напрямую от природы отношений учителя и ученика. Сама профессия педагога предусматривает большую ответственность за то, какое поведение присуще самому учителю. Ребенок вполне может воспринимать все до малейших деталей в поведении педагога, например, то, как он разговаривает с кем-либо или как он одевается. Любая несправедливость в отношении кого-то, созданная учителем, может вызвать у ученика противоречивые чувства вплоть до отказа посещать школу.

Педагог должен четко уяснить, что в силу своей профессии, его задача — стараться приблизится к тому идеалу нравственности, который он преподает своим ученикам. Иначе в ребенке могут зародиться такие представления, как ложь, лицемерие и несправедливость. То, как учитель относится к успевающим или отличникам, выполняет ли свои обещания, в состоянии ли отстоять правоту — все это не всегда осознается, но накапливается в подсознании учащихся, и затем преобразовывается в определенный нравственный идеал. Взаимоотношения учителя и ученика – это базовые отношения после отношений с родителями, по принципу которых ребенок может строить все остальные.

Необходимо обратить внимание на то, что на положительный результат в образовании детей может повлиять и то, насколько хорошо могут взаимодействовать между собой сами учителя с родителями. Зачастую при проведении совместных бесед и выявлении проблем можно найти выход даже из самых сложных ситуаций, которые могут появиться у школьников. Так, например, говоря об успеваемости или плохом поведении ученика, учитель должен это преподносить родителям в такой форме, чтобы при этом речь шла только об определенных действиях ребенка, но не переходить на его личность.

Подводя итог, можно сказать, что факторов, которые могут повлиять на ход нравственного воспитания, существует множество. Поэтому очень важно учитывать все тонкости восприимчивости и чуткости ребенка. Только это поможет развить в детях те моральные качества, которые способны облегчить жизнь человеку.

Необходимо запомнить, что для того, чтобы сформировать в школьнике нравственно устойчивые понятия, нужно использовать правильный подход, основанный на доверии, понимании, дружбе и стимулировать его на позитивную деятельность.

Автор:    

К записи "Уделяем внимание нравственному воспитанию школьников" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)