Каждый родитель в процессе воспитания своего ребенка не раз сталкивается с проблемой и трудностями, носящими социальный характер. Наиболее остро вопрос социальной дезадаптации проявляется в случае с детьми и подростками.
Прежде, чем перейти к рассмотрению основных видов помощи со стороны родителей, необходимо определиться, что такое социальная дезадаптация, как она проявляется и каковы основные причины ее возникновения. Это необходимо для того, чтобы правильно и грамотно подойти к решению проблемы и максимально помочь ребенку выйти из подобной ситуации. Общеизвестно, что все дети копируют своих родителей, подражают им и всячески стремятся походить на них. Девочки зачастую даже пользуются гардеробом и косметичкой мамы, чтобы выглядеть аналогичным образом.
Часто дело доходит до того, что малышки пытаются взять на себя всю работу по дому: помыть посуду, подмести, постирать, приготовить обед. Что же касается мальчиков, они повторяют действия своих отцов. Если проследить, можно заметить, с каким важным видом они пытаются говорить по телефону, починить машинку, одеться и так далее. Это вполне нормальное поведение детей, и родители играют в данном случае важную социальную роль, поскольку участвуют в процессе становления ребенка, как становления индивидуальной личности. Но, к сожалению, не всегда родители ведут себя правильно, и это является одной из причин возникновения и развития социальной дезадаптации ребенка или подростка.
Социальная дезадаптация представляет собой частичную или полную утрату человеком способности приспосабливаться к условиям и факторам социальной (окружающей) среды. Другими словами, находясь в подобном состоянии, человек теряет способность взаимодействовать со средой и не имеет возможности осуществлять позитивную социальную роль в определенных условиях.
Подобное явление состоит из четырех уровней, каждая из которых характеризуется соответствующими признаками. Нижний уровень дезадаптации считается наиболее безобидным, так как носит скрытый характер и проявляется не всегда. Второй — «половинный» уровень — проявляется в виде дезадаптивных пертурбаций и носит характер «вспышки», поскольку некоторые отклонения, по мере возникновения, могут снова появиться. Следующий уровень — устойчиво входящий — носит достаточной глубокий характер и способен разрушить прежние связи и механизмы. И, наконец, уровень закрепившейся дезадаптации, когда имеют место очевидные признаки заболевания. Как показывает практика, целесообразно на ранних этапах развития заболевания обратиться к соответствующему специалисту с целью своевременного лечения и оказания помощи.
Хотя в действительности немаловажную роль играют сами родители, поскольку для устранения и преодоления социальной дезадаптации крайне важно семейное благополучие. Понятие дезадаптация может проявляться в двух формах семейного неблагополучия: явной и скрытой. Явная форма проявляется в том случае, когда оба родителя или один из них злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, являются нарушителями закона. Что касается скрытой формы, в данном случае внешний вид родителей может никоим образом не говорить об имеющихся проблемах.
Вполне возможно, что в такой семье не злоупотребляют спиртными напитками, не нарушают законов, придерживаются порядочного образа жизни, однако отсутствует родительская любовь, общение и внимание к детям. В последнее время понятие социальной дезадаптации начинает широко распространяться среди детей и подростков по причине социально-экономической нестабильности страны в целом. Многие родители вынуждены работать на двух работах, чтобы свести концы с концами, что приводит к отсутствию внимания к своим детям и недостатку общения с ними.
Многие женщины, исходя из тех же соображений нехватки денег, ведут аморальный образ жизни, задевая тем самым самолюбие ребенка и отдаляя его от семьи. Недавние исследования показали, что для здорового развития и формирования ребенка одного питания и должного ухода недостаточно. Без постоянной эмоциональной связи с родителями, их поддержки и любви ребенок растет психически и физически нездоровым, что в конечном итоге и приводит к развитию социальной дезадаптации.
Поведение ребенка способно подсказать, страдает ли он дезадаптацией или нет. Не заметить проявление «заболевания» невозможно, поскольку ребенок открыто демонстрирует вызывающее поведение по отношению как к взрослым, так и к сверстникам. В некоторых случаях могут иметь место, злость, жестокость, агрессивность и даже насилие над животными и людьми. Именно поэтому социальная дезадаптация может стать причиной детской преступности, которая в последнее время все больше растет. Это проявляется в сотрудничестве детей и подростков (как девочек, так и мальчиков) с преступным миром, занятии сутенерством и проституцией, совершении преступления различного уровня.
Кроме того, социальная дезадапация детей может, в свою очередь, проявляться в двух видах: активной и пассивной, каждый из которых опасен по-своему и завершается плачевным образом как для ребенка, так и для его родителей, друзей, окружающих. Сами по себе такие дети уже сложные по натуре, они не слушаются родителей, считаются только со своим мнением, бунтуют, становятся агрессивными, если кто-либо пытается вмешаться в их жизнь, и выбирают «уличный» путь развития и формирования. Дети и подростки, относящиеся к активной социальной дезадаптации, — это не просто шалуны, а неуправляемые хулиганы.
Впоследствии они становятся преступниками, так как их деятельность напрямую связана с воровством, мошенничеством, оскорблениями, хулиганством, побоями, изнасилованием, убийством и прочими. Что касается пассивной формы дезадаптации, такие дети и подростки в частности отказываются от активной жизнедеятельности, уклоняются от выполнения своих гражданских обязанностей̆, долга, проявляют нежелание решать как личностные, так и социальные проблемы.
Примерами такого поведения могут стать прогулы учебных занятий, бродяжничество, регулярное употребление алкоголя, наркотиков или токсических средств. В более запущенных и тяжелых случаях проявлением социально-пассивной дезадаптации может стать самоубийство. Как правило, когда мы встречаем на своем пути таких детей, мы стараемся оградить себя или своих родных от них, полагая, что общение с ним может нанести только вред или завершиться чем-то нехорошим.
Такое наше поведение еще больше усугубляет ситуацию и делает детей с социальной дезадаптацией еще более агрессивными. Исходя из подобных рассуждений, специалисты разработали ряд профилактических и превентивных мер, направленных на решение и устранение проблемы. Наиболее активное участие в решении проблемы играют сами родители этих детей, а также окружающие их родные, близкие, друзья, то есть те люди, с кем имеется прямой и непосредственный контакт.
Соблюдение и реализация профилактических и превентивных мер необходимы для формирования правильных норм поведения ребенка, обучения и укрепления в нем понимания адекватного применения социальных ролей в определенных жизненных позициях. Для этого необходимо: организовать кружки внеурочной занятости учащихся, организовать спортивные секции по интересам и возможностям, создать мероприятия и тренинги с целью пропагандирования здорового образа жизни, по мере возможности создать и развить у ребенка чувство защищенности и психологического комфорта (чтобы он понял, что существуют люди, которым он может довериться или которые могут оказать ему моральную и физическую помощь) , организовать работу по сплочению и мотивации к учебе, включить детей и подростков с социальной дезадаптацией в полезную деятельность для них и общества деятельность, периодически мотивировать обучающихся к самовоспитанию, контролировать и корректировать эмоциональное состояние, постоянно ведя с ними беседы.
В действительности реализация перечисленных мероприятий потребует много времени и ресурсов, однако все проблемы преодолимы, поскольку правильно начавшийся процесс перевоспитания и оказания помощи детям и подросткам с социальной дезадаптацией практически в большинстве случаях имеет положительный результат. Практика показывает, что эффективность в случае с детьми намного превышает таковую в случае с подростками. Дело в том, что подростки прошли более долгий путь, и, грубо говоря, проблема дезадаптации принимает хронический характер.
Следует еще раз предупредить о том, что главную роль в решении проблемы должны играть сами родители, поменяв свое поведение и отношение к своим детям. Даже если ребенок будет ходить к специалисту и послушно выполнять все мероприятия, атмосфера в семье помешает благоприятному исходу. Поэтому весь процесс должны пройти не только дети, но и родители, меняя свой образ жизни и параллельно помогая своему малышу преодолеть все барьеры и препятствия. Таким образом, социальная дезадаптация подростков и детей является на сегодняшний день одной из важных проблем социального характера, требующая немедленного вмешательства с последующей разработкой мероприятий и поэтапной их реализацией.
Если не следовать указанным рекомендациям, становление ребенка, как отдельной и самостоятельной личности примет неправильный оборот, и из ребенка вырастет преступник, опасный для общества. Порой мы не можем понять, что побуждает маньяка убить человека или вора совершить кражу? Не многие из нас пытаются осознать, что не может человек родиться таким, что существуют определенные предпосылки и мотивы, побуждающие его поступать противозаконным или аморальным образом. Многие родители ошибочно полагают, что предоставив ребенку полную свободу, они обеспечивают тем самым самостоятельный выбор. На самом же деле каждый ребенок нуждается в родительской опеке, любви, ласке, совете, поддержке, помощи.
Это именно те факторы, которые участвуют в здоровом формировании ребенка, как личности. Без них ребенок растет безжалостным, агрессивным, чересчур самостоятельным и не нуждается ни в ком, полагая, что в этом мире нужно надеяться только на себя и на свои силы. Роль родителей заключается в том, чтобы они принимали активное участие в воспитании ребенка. Дело не только в том, чтобы вовремя обуть его и дать ему высшее образование. Пойдет на пользу ежедневное общение с ребенком, попытка узнать о его проблемах, страхах и переживаниях, искренне и активное участие в решении каких-либо вопросов, беспокоящих его. Кроме того, если не каждый день, то несколько раз в неделю необходимо совершать с ребенком пешие прогулки, поездки за город, походы по магазинам. музеям, театрам и другим развлекательным и общественным местам.
Подобные действия и мероприятия крайне необходимы ребенку, чтобы он осознал, что может всячески рассчитывать на своих родителей, что его любят, в нем нуждаются, с ним считаются. Следует также избегать семейных конфликтов при детях. Практически в каждой семье чуть ли не каждый день происходит выяснение отношений, ссоры, оскорбления и унижение. Ребенок не должен быть свидетелем семейных драм, поскольку подобные конфликты ранят его самолюбие, влияют на его психику, искажая его представление о жизни, вызывая в нем страх за будущее и меняя нормальную ориентацию. Поэтому неудивительно, что подобных семьях дети растут распущенными, злыми и грубыми, у них отсутствует интерес к учебе, к знаниям и наукам. Они стараются обеспечить себе покой и уйти от семейных проблем с помощью наркотиков и алкоголя, «украшая» свое существование в преступном мире.
Таким образом, в статье был представлен материал о том, что такое дезадаптация, определение понятия, виды, причины и признаки ее проявления. Как видно из описания, необходимо вмешательство со стороны специалистов и родителей.
К записи "Социальная дезадаптация детей и подростков: проявление и помощь со стороны взрослых" оставлено 0 коммент.