Главная » Русский язык » Уроки фонетики: план урока «Фонетический разбор слова»
07
Oct

Уроки фонетики: план урока «Фонетический разбор слова»

Рубрика: Русский язык     Комментарии: Комментариев нет

Изучая фонетику, многие преподаватели используют обычные словесные методики изложения информации, и это неправильно, ведь для правильного усвоения столь сложной темы, педагогу необходимо использовать разнообразные методы. Как же сделать тематический урок «Фонетический разбор слова» интересным и при этом продуктивным?

План урока и его возможные формы

Фонетический разбор слова — урок не самый простой, ведь понять все нюансы фонетики за 40 минут просто невозможно. Именно поэтому педагогу следует использовать весь спектр методик от игровых форм деятельности до дискуссий. Обычно такой урок проводится в 3 или 4 классе, когда дети только начинают знакомиться с фонетикой. Именно поэтому, чем больше в плане урока будет интересных и веселых игровых заданий, тем лучше детки усвоят материал.

Начать урок следует с объяснения того, что такое фонетика, и что данный раздел русского языка изучает. Помимо стандартного определения «фонетика — это раздел русского языка, изучающий звуки речи», педагогу необходимо сразу же перейти к примерам. Например, фонетически можно разобрать такие слова как «русский», «язык», «урок» и так далее.

После того, как дети запишут определение фонетики и примеры учителя, можно перейти к дискуссии. Скорее всего, она будет посвящена вопросу о том, зачем же нужен такой раздел науки, и в каких случаях он может пригодиться человеку. Дискуссии на данную тему нужно посвятить не более десяти минут. В процессе, дети выскажут свои гипотезы по поводу назначения данного раздела русского языка и его особенностей.

Учителю стоит отметить все правильные мысли детей, обобщить их и попросить школьников записать все это в тетради.

Далее можно перейти к визуальным методикам обучения. Преподаватель должен составить презентацию, наглядно демонстрирующую, как те или иные буквы выглядят в мире фонетики. Также можно придумать карточки, на которых будет показана интерпретация тех или иных букв. После того, как дети записали интерпретацию букв, педагог может на доске написать несколько примеров слов и попросить детей составить фонетический разбор.

Спустя несколько минут, нужно вызывать к доске по одному ученику для каждого слова. Записывая фонетический разбор, дети должны отмечать ошибки или неточности в работе того, кто стоит у доски. Подробно разобрав все примеры, можно переходить к разбору более сложных словосочетаний.

Опытные педагоги рекомендуют знакомить детей с нюансами фонетического разбора на примере простых слов, такие как «кожа», «парта», «стул» и так далее. Как только школьники поймут все нюансы фонетического разбора, следует переходить к наиболее сложным примерам. Такие слова, как «математика», «дружеский» и многие другие помогут детям методом проб и ошибок постигнуть фонетику в совершенстве.

Финальный этап такого урока — это повторение изученного. Педагогу следует спросить детей о том, что же такое фонетика, что изучает данный раздел, и зачем он нужен. Далее можно еще раз попросить детей интерпретировать несколько слов для максимального закрепления изученного. Самым активным деткам следует поставить положительные оценки, после чего учителю останется лишь подвести итоги урока.

Советы по проведению урока

Сама тема фонетического разбора слова считается одной из самых сложных на раннем этапе изучения русского языка. Именно поэтому преподавателю следует с пониманием относиться к тем сложностям, что возникают у детей в процессе усвоения новой информации.

Ни в коем случае на данном уроке нельзя ограничиваться исключительно методикой практической работы. Если дети снова и снова будут разбирать одни примеры, урок им вскоре наскучит, а поставленные педагогические задачи не будут достигнуты. Чем больше педагог использует методик, тем будет лучше, ведь дети гораздо быстрее усвоят новый материал.

Преподавателю стоит особенно следить за тем, чтобы каждый ребенок понял суть фонетического разбора. Именно поэтому к доске стоит вызывать как можно больше детишек, чередуя отстающих школьников с теми, кто успевает по предмету нормально. Если у кого-то из детей возникают большие сложности с усвоением материала, следует вызывать их к доске повторно. В таком случае, тема с большей вероятностью будет понята.

Очень важно в конце урока подвести логичный итог под всем изученным материалом. Дети в 3-5 классах очень легко запоминают информацию, но без регулярного закрепления и повторения они также быстро забывают ее. Финальное повторение на уроке поможет детям систематизировать всю полученную информацию и запомнить ее.

На следующем уроке учителю следует провести повторение изученного, закрепив материал. Обычно фонетическому разбору уделяется несколько уроков, ведь тема сложная. На протяжении всего периода изучения данного раздела русского языка, педагогу следует использовать разнообразные методики работы. Тогда ему точно удастся достигнуть высоких педагогических результатов.

Фонетический разбор — дело довольно сложное, требующее от педагога внимательности, а от детей вовлеченности в учебный процесс. Чтобы подобная вовлеченность произошла, учителю необходимо применять разные методики на уроке, ведь тогда и дети с гораздо больше активностью примутся постигать новый раздел родного языка.

Автор:    

К записи "Уроки фонетики: план урока «Фонетический разбор слова»" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)