Преподаватели давно признали, что творческие и одаренные дети нуждаются в дополнительных занятиях, которые смогли бы закрепить и расширить их интеллектуальный потенциал. Как обычно проходит работа с одаренными детьми по русскому языку, и какие сложности подстерегают педагога?
Правила работы с одаренными детьми
Первое, о чем всегда должен помнить педагог — это качество излагаемого материала. Перед преподавателем действительно сильные, в интеллектуальном плане ученики, которым необходимо снова и снова предлагать сложные задачи, дабы положительно влиять на их интеллектуальное развитие.
Такие задания обязательно должны носить творческий характер, и это еще одна важная особенность работы с одаренными учениками. Разнообразные изложения, сочинения, в которых можно придумать что-то новое и оригинальное, театрализованные представления по правилам русского языка — все это поможет положительно влиять на развитие одаренных детей.
Такие школьники обычно очень любознательны, и вне зависимости от своего возраста, они хотят все время узнавать что-то новое. Чтобы сохранить авторитет среди таких учеников, преподавателю следует все время давать им пищу для размышлений.
Работать лучше в группах по 5-8 человек, чтобы каждый ученик был вовлечен в процесс интеллектуального развития. По мере взросления учеников, сложность заданий должна увеличиваться. Например, в начальных классах одаренным малышам можно предложить написать стишок на любую тему с соблюдением рифмы и конкретного стиля повествования. В старших классах на уроках по русскому языку с одаренными детьми уже можно изучать разнообразные литературные произведения, прослеживая то, как менялся русский язык.
Дискуссии и диспуты — идеальные методы работы с одаренными детьми. Обычно такие школьники всегда обладают своим мнением касательно любого вопроса. Участие в дискуссии поможет ребенку проявить себя, продемонстрировать собственные взгляды и убеждения. Сложность заданной тематики для диспута также должна меняться в соответствии с возрастом детей. Например, в начальной школе можно попросить детей подготовить материал на тему: «самая важная буква алфавита». Дети будут приводить свои аргументы, попутно знакомясь с основами грамматики и словообразования с необычной позиции.
Если учителю необходимо организовать работу с одаренным ребенком в классе, где учатся школьники со среднестатистическим уровнем развития по предмету, задача немного усложняется. Во время урока или объяснения новой темы, одаренному ученику следует все время давать индивидуальные задания, чтобы он не заскучал и не потерял интерес к предмету.
Примеры заданий и методик работ с одаренными детьми
Задания для одаренных детей могут быть самыми разными, но в первую очередь, они должны иметь непосредственное отношение к предмету, к русскому языку. Так, например, можно попросить детей написать эссе по поводу влияния творчества Федора Достоевского на формирование современных основ русского языка. Такое творческое задание придется по вкусу детям любых возрастов.
С детьми помладше, например, с учениками начальной школы, можно порассуждать на тему попроще. Например, преподаватель может попросить детей припомнить известные поговорки и порассуждать на тему того, откуда они берут свое начало. Такой урок-дискуссия обязательно понравится не только одаренным деткам, но и всем ученикам в классе, ведь подобные творческие задания всегда заставляют детей активизироваться, рассуждать и выдвигать гипотезы.
Еще одно интересное задание, которое подойдет для детей практически всех возрастов — это составление своего алфавита. Можно попросить детей придумать 30 своих букв, со своим написанием и звучанием. Также можно попросить составить из них несколько совершенно новых слов. Это задание полностью захватит детей, заставив их вспомнить все нюансы грамматики и словообразования.
Если у учителя нет возможности индивидуально работать с одаренными учениками, остальные дети не должны из-за этого страдать. Преподавателю стоит выделить несколько самых активных и творчески развитых детей и давать им по несколько индивидуальных заданий на каждом уроке. Обычно одаренные дети быстро теряют интерес к предмету, если учитель ориентируется на школьников со стандартным уровнем интеллектуального развития. Разнообразные кроссворды, тематические сочинения по русскому языку и прочие задания помогут этот интерес сохранить. К тому же, дополнительные задания станут основой для объективного оценивания деятельности таких учеников.
Для того, чтобы занятия с одаренными детьми были по-настоящему интересными, учителю можно проводить параллели между русским языком и литературой. Так, например, дети могут заниматься анализом литературных произведений, рассказывая о вкладе писателя в развитие языка. Еще одно интересное задание — предоставить детям на изучение отрывок из литературного произведения, в котором педагог создал несколько грамматических ошибок. Ученик должен будет найти эти ошибки и объяснить правило, которым он руководствовался. Такие задания подойдут для детей любых возрастов.
Основные проблемы, возникающие при обучении одаренных детей
Интеллектуально развитые, одаренные дети иногда бывают очень замкнуты, а это создает определенные проблемы при работе с ними. Учителю придется сначала создать доверительные отношения с ребенком, и уже после этого нужно будет переходить к заданиями и дискуссиям. Торопить таких детей нельзя, следует давать им сначала по 1-2 индивидуальных задания в неделю, постепенно повышая интерес к предмету. Благодаря вниманию и заботе учителя, ребенок довольно быстро выберется из своего «кокона», сумев проявить весь спектр интеллектуальных задатков.
Также одаренные дети зачастую отличаются чрезмерной скромностью, и с ними методики работы у доски или в дискуссионном клубе сразу отпадают. Для таких школьников идеально подойдут индивидуальные письменные задания, в которых можно проявить себя не привлекая всеобщего внимания.
Еще одна сложность, которая часто беспокоит педагогов при работе с одаренными детьми — это отсутствие интереса с их стороны. Зачастую такие школьники самостоятельно изучают новые темы на дому, а потом на уроке их невозможно вовлечь в процесс обучения. В такой ситуации следует придумывать все новые и новые сложные задания для школьников. Так, например, одаренные дети в письменной форме могут порассуждать над тем, по каким причинам русскому языку нужно то или иное изучаемое правило. Также можно предоставить ребенку возможность порассуждать над связью математики и русского языка в письменной форме. Приводя аргументы и теории по поводу той или иной темы, ученик вновь начинает проявлять интерес к предмету.
Конечно, идеальным вариантом взаимоотношений с одаренными учениками становятся индивидуальные занятия в маленьких группах. Здесь каждый ребенок сможет проявить свои интеллектуальные способности, не будет стесняться окружающих и сможет участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Для таких индивидуальных занятий педагогу необходимо продумывать план урока, чтобы не потерять интерес школьников и их уважение. Каждый урок должен быть четко сконструирован, иметь название, тему и список потенциальных заданий для изучения.
Главное, что должен помнить учитель — то, что нельзя уязвлять знаний ребенка, не давая ему возможности высказаться. Если педагог не проявит интереса к мнению одаренного школьника, ребенок еще долго не захочет посещать уроки данного преподавателя. Цель любого учителя — развивать интеллектуальные задатки своих учеников, вне зависимости от их изначального уровня развития по предмету.
Работать с одаренными учениками совсем не так просто, как кажется. Иногда педагогу приходится проявлять недюжинную фантазию и подготовку. Грамотная работа преподавателя с такими талантливыми учениками может быть сложной еще и из-за того, что ее придется осуществлять в большом классе, где есть и отстающие дети. Однако в результате, одаренные ученики смогут расширить свой словарный диапазон, улучшив знания по той или иной теме.
К записи "Какого подхода требуют одаренные дети? Работа в классе с одаренными детьми по русскому языку" оставлено 0 коммент.