Главная » Русский язык » Как писать сочинение «Летние каникулы» (4-5 класс) ?
27
Dec

Как писать сочинение «Летние каникулы» (4-5 класс) ?

Рубрика: Русский язык     Комментарии: Комментариев нет

Каждую осень школьники пишут сочинение на тему летних каникулы. Причем пишут все — от второклассников и заканчивая 11 классом (первый класс рассказывает устно) . Но чтобы написать это сочинение легко, нужно знать некоторые правила.

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз писал сочинение на тему летних каникул, и сознательные взрослые люди делали это, как минимум, 10 раз, и это только на русском языке, а если изучался ещё и английский, немецкий или французский, то и сочинений было намного больше. Сочинение летние каникулы 5 класс уже вполне может написать и самостоятельно, однако качество, стиль изложения и грамматика будут, естественно, не на высшем уровне. Поэтому таким ученикам всё ещё необходима помощь родителей. Кстати, если помогать ребенку в младшей школе, то ко времени перехода в пятый класс, он уже постепенно начнет осознавать, что учить уроки — это его работа, то есть данный вид контроля знаний войдет в привычку. Это значит, что родители смогут больше времени уделить домашним делам или же увлечениям, поначалу нужно будет только ежевечерние проверки домашних заданий, а в восьмому-девятому классу они уже могут быть выборочными или, к примеру, раз в неделю.

Но что касается сочинений, то такой вид деятельности всегда немного нестандартный и требует определенной подготовки и настроя. Нестандартный потому, что вряд ли во всем классе будут два одинаковых сочинения (если ученики попросту не списали его друг у друга, но это уже тема отдельной статьи) , то есть при таком виде работы наиболее максимально раскрывается творческий потенциал ребенка, его стремление быть индивидуальным. С чего можно начинать работу по написанию сочинения. Прежде всего, необходимо вспомнить, собственно, события прошедшего лета. Хорошо бы просмотреть альбомы или файлы с видеозаписями, вспомнить веселые происшествия, ещё раз взглянуть на сувениры, привезенные из далеких краев. Отличной идеей является ведение на протяжении всего лета специальной тетради, где будут описаны памятные события. Кстати, начать писать в эту тетрадь можно уже в мае, загадав желания на грядущее лето, строить какие-то планы. В течении летних месяцев необходимо делать пометки о чем-то интересном, описывать путешествия, а в конце августа подвести итоги уходящего лета. Понятно, что не все дети любят писать, особенно на каникулах, поэтому записи можно делать в виде фотографий, приклеенных билетов, буклетов из гостиниц или засушенных цветов и листьев. Иногда такие альбомы-тетради могут стать хорошим подспорьем не только при написании сочинений, но и на уроках географии, естествознания, художественной культуры и истории.

Начинать любое сочинение стоит с написания плана. Это могут быть как привычные планы-тезисы, так и план в виде предложений или даже листок, исписанный отрывками из будущего сочинения, упорядоченные по номерам. Довольно часто в пятом классе учитель требует наличие плана работы перед самим сочинением. И наиболее часто такой план должен быть в виде коротких предложений или даже словосочетаний. Глядя на это план, учитель оценивает умение ребенка структурировать текст, разделять его на логические смысловые части и, естественно, преподаватель сравнивает сам текст сочинения с планом работы. Взрослые с трудом это понимают, но иногда младшим школьникам и тем, кто только перешел в среднюю школы, бывает достаточно трудно сразу охватить весь объем плана. Именно поэтому планы изначально составляются на черновиках, внимательно вычитываются, причем не без помощи взрослых, а только потом уже записываются в тетрадь перед самим сочинением.

После того, как работа по написанию плана выполнена, можно смело сказать, уже готово 50% работы, ведь осталось только описать действия согласно плану. Никаких мук творчества, просто перечисление действий в прошедшем времени. Кстати, работниками образовательной сферы давно подмечено, что сочинение летние каникулы 4 класс достаточно часто пишут в настоящем времени. Но это в том случае, если работают школьники самостоятельно. Это вызвано определенными трудностями в написании длинных текстов, где необходимо удерживать в памяти сразу несколько событий, учитывать грамматику и при этом добиваться определенной связности. Это ещё она причина того, что сочинения на тему летних каникул дети пишут дома, не ограниченные временными рамками урока и с последующей проверкой сочинения взрослыми. Важно тщательно проверять, чтобы все глаголы и части предложений были согласованны и написаны в прошедшем времени, особенно сложноподчинённые и сложносочиненные предложения. Исключением могут быть первый и последний абзацы, где допустимо использование настоящего времени.

В первом абзаце, как правило, школьник представляется и указывает на то, что он стал на год старше, то есть учиться уже в следующем классе. Не все понимают зачем необходимо говорить свое имя, ведь за четыре или даже пять лет дети хорошо выучили имена и фамилии свои одноклассников. Но делать это стоит, хотя бы исходя из стандартов написания сочинений, а также на тот случай, если в классе есть новенькие дети. Особенно важно для ребенка представиться если он перешел в другой класс или школу. Лишний раз напоминая свое имя и фамилию, он избавится от постоянных (поначалу) вопросов «Я забыл, а как тебя зовут? » Также рассказ о своих летних каникулах поможет ребенку адаптироваться в новом коллективе, найти общие интересы с одноклассниками и приобрести новых друзей.

Основная часть сочинения должна в полной мере раскрывать заданную тему. То есть объем работы не менее трех абзацев, лучше, если их будет больше. Но можно воспользоваться и такой структурой текста, где в основной части сочинения будут три абзаца, посвященные событиям трех летних месяцев. В зависимости от уровня знаний ученика и желания его родителей уделить время на работу с ребенком количество предложений может быть о двух и до семи-десяти. Больше писать не нужно, такое сочинение будет переполнено лишними деталями и тяжело восприниматься на слух (проще говоря, пока ребенок прочтет его, остальные дети забудут, чем же все начиналось, поэтому обсуждать такую работу, задавать вопросы по тексту будет достаточно сложно) . Описывая события прошедшего лета не нужно просто перечислять их, такая работа будет скучной и неинтересной. Обязательным есть высказывание личного отношения к происходящему, написание синонимов и предложений с восклицательными знаками. Не стоит употреблять прямую речь, она не уместна в сочинениях, если есть необходимость, лучше пересказать все в третьем лице, не забывая о расстановке правильных знаком препинания. Важно помнить, что в предложениях вида «он сказал, что…» первая часть предложения употребляется в прошедшем времени, тогда как вторая, может быть в настоящем и в будущем, в зависимости от смысла. Части таких предложений разделены запятыми, кавычки и двоеточия не употребляются (на границе двух предложений, но в отдельных частях при перечислении или употреблении собственных имен, названий предприятий) . Не лишним будет напомнить школьнику, что названия городов, континентов, стран пишутся с большой буквы. В заключительной части сочинения нужно сделать выводы, возможно задать вопросы относительно того, понравился ли слушателям рассказ.

Оформить сочинение на тему летних каникул можно как в тетради, так и на отдельном листе. Лучше спросить у школьника были ли какие-то специальные требования относительно того, где писать работу. Если учитель предоставил детям полную свободу действий, но хорошо было бы написать сочинения на альбомном листе, украсить его рисунками, фотографиями или открытками с места отдыха. Что же касается оформления стиля написания, то вовсе не обязательно ограничиваться описанием от первого лица, вернее описание останется, но само сочинение будет оформлено в виде традиционного или электронного письма. Единственное, что не нужно делать, так это набирать сочинение на компьютере. Давно прошли те времена, когда такие сочинения удивляли и автоматически становились залогом хороших отметок. В четвертом-пятом классах учителю намного важнее научить ребенка хорошо и красиво писать, чем проверять уровень владения компьютерной грамотой его родителей. Сочинения набранные на компьютере бездушные, а потому и неинтересные, это очень похоже на личное письмо другу, которое некоторые друзья просто не станут читать, если оно не от руки.

В заключении стоит сказать, что сочинение должно быть написано самим школьником, но при помощи взрослых. Почерк мамы или папы учитель заметит всегда, поэтому и оценку не поставит. Так что не стоит проделывать огромную работу впустую.

Автор:    

К записи "Как писать сочинение «Летние каникулы» (4-5 класс) ?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)