Изложение – это самый распространенный метод школьной программы, позволяющий проверить знания школьников, и узнать, умеют ли они слушать то, что говорит им учитель.
Он также показывает способность ученика излагать его мысли. Задачей преследуемой при этом, является — научить детей правильно воспринимать информацию и выделять основную мысль в тексте. Изложение, как правило, выявляет уровень восприятия текста, который читает другой человек и показывает правильность его воспроизведения. Первое осуществляется при помощи чтения или прослушивания, в котором и достигается понимание текста. Которое, в свою очередь, связывает в единый процесс речь и мышление.
Наиболее сложным для детей является разделения мыслей и оформление их в слова. Ведь, мысль, которая не пришла в голову, а формулируется учителем, должна сформироваться в так называемой внутренней речи. А задача изложения — помочь ребенку научиться правильно, формулировать мысли и выбирать из большого количества информации нужную. Тренировка в письменном изложении услышанного позволяет развить правильность написания, исключая пунктуационные и грамматические ошибки. Кроме того, оно ставит перед школьником ряд задач и правил, которых ему необходимо придерживаться.
Учащийся должен в первую очередь сосредоточить все свое внимание и постараться понять прослушанный им текст, вникнуть в его суть, и определив основную мысль услышанного, выстроить логическую последовательность описанных событий. Второе что требуется от ученика — это придерживаться определенного стиля и типа речи. Это может быть рассказ или размышления в авторском стиле. Так же необходимо помнить ключевые фразы и, не нарушая последовательности их применения, воссоздавать услышанное, учитывая особенности речевой стилистики. Четвертое – это выполнение условий написания правильного изложения, в котором должна быть четкая структура, где наблюдаются: — вступление; — основная мысль; — логическое заключение.
И так как мы учимся писать изложения, то следует запомнить перечисленные выше несколько пунктов, которые позволят справиться с этой задачей практически играючи. Совершенствовать способность воспроизведения услышанной или прочтенной информации следует, отталкиваясь лишь от главной мысли исходного текста. Вот несколько полезных советов, которые помогут в написании полноценного изложения: в первую очередь следует сосредоточиться и подготовиться к первому прослушиванию текста. Необходимо приготовить чистый лист бумаги и исправную ручку. Также основные мысли можно записывать хорошо заточенным карандашом.
Во время прочтения текста учителем, нужно сделать как можно больше черновых записей. Их форма полностью зависит от предлагаемого изложение, однако обычно фиксируются: даты, цифры, имена героев рассказа, прямая речь и диалоги. Необходимо также конспектировать последовательность изложения. Иными словами — ход событий в рассматриваемом тексте. Указанные заметки следует записывать с большими пробелами между слов и строк, не жалея бумаги, чтобы при очередном прочтении текста, заполнить эти пропуски той информацией, которая была пропущена. Затем можно составить план, предварительно разбив текст на части и определив темы каждой из них.
Излагая услышанное своими словами, следует помнить главное правило школьных изложений — чем короче предложения, тем меньше в них ошибок. Однако следует следить и за тем, чтобы они были взаимосвязаны, и мысль в каждом из них оказывалась законченной. Например, предложение такого типа, считается правильным: «Луга покрылись зеленой травой и засверкали миллионами цветов». Многие из тех, кто задумывается над тем, как научить ребёнка писать изложение, следуют правилу «сначала научить пересказывать услышанное, а уже затем излагать это на бумаге».
Поэтому если у школьника возникают проблемы с написанием изложений, то стоит попросить его рассказать то, что ему в этот день говорили друзья. Затем нужно предложить ему записать это в тетрадке. После этого следует продолжить обучение, послушав вместе с ребенком сказку, с последующей просьбой к нему, изложить ее собственными словами в письменной форме. При написании текста необходимо использовать обороты и эпитеты, чтобы он не был сухим и безжизненным.
Однако не следует слишком увлекаться, чтобы изложение не получилось слишком ярким. Пример неправильного написания: «В ее бездонно голубых, потрясающе красивых и сверкающих глазах отражались светящиеся звезды всего неба» или «Как мне кажется, ей казалось, чрезвычайно скучным, сидеть у распахнутого, деревянного, прохладного и старого окна». Предложениями такого типа ни в коем случае не нужно отягощать текст, однако и скупиться на эпитеты не стоит, правильно используя их «к месту» и по назначению.
Так же не следует сухо описывать факты, события или действия. Как например: «Она пошла в лес, пробыла там какое-то время, надышалась воздухом и вернулась обратно». Одной из самых распространенных ошибок в написании изложения, да и, пожалуй, любого другого текста, считается повторение одних и тех же слов, что называется тавтологией. Чтобы избежать этой неприятности следует внимательно перечитать написанный текст и заменить повторяющиеся слова синонимами, а также исключить лишние словосочетания.
В интернете есть программка, которая была написана в помощь копирайтерам, однако она позволит и школьнику поменять в тексте, набранном в документе «Word» одни и те же фразы, на те, что похожи по смыслу. Называется программа «textus_pro». Скачать ее можно бесплатно на различных сайтах интернета. При занесение в специальное поле текста, нужно нажать в ней кнопку «Статистика фраз и слов». После этого, при клике на слово, которое встречается очень часто, оно высвечивается голубым цветом во всей статье. Таким образом, можно тренироваться писать изложения дома, чтобы потом показать себя в школе способным учеником.
Многие продвинутые люди, знающие, как научиться писать изложение, указывают на необходимость развивать у ребенка способность запоминания услышанного. Это поможет ему в школьном возрасте не испытывать трудностей в написании текстов, которые он услышал от преподавателя. Кроме того, рекомендуется расширять его словарный запас, чтобы написанное им воспринималось как полноценный и захватывающий рассказ. Так же нужно научить малыша кратко фиксировать содержание услышанного, провоцируя его на повторение истории, которую прочла ему на ночь мама.
Для улучшения памяти ребенка, следует начать учить с ним небольшие четверостишия и чаще просить его пересказывать сюжеты любимых сказок. Эти занятия можно построить по типу забавной игры, чтобы не отбить у дитяти охоту к обучению. Все перечисленные в последнем абзаце мероприятия, помогут ребенку научиться красиво и правильно говорить и не бояться излагать свои мысли. Кроме того, время, проведенное вместе с малышом, позволит запечатлеть в его памяти приятные минуты проявления внимания родителем к своему чаду.
Научиться излагать свои мысли в письменном виде совсем не сложно. Главное в процессе обучения проявить максимум внимания и запомнить основные правила, которыми нужно руководствоваться при написании изложения.
К записи "Как научиться писать изложение?" оставлено 0 коммент.