Главная » Русский язык » Интеллектуальные игры для школьников по русскому языку
07
Jan

Интеллектуальные игры для школьников по русскому языку

Рубрика: Русский язык     Комментарии: Комментариев нет

Интеллектуальные игры весьма интересны для школьников. Благодаря таким методам, дети более увлекаются изучением предмета и упорно работают над собою. Поэтому, интеллектуальные игры должны применяться в учебном процессе обязательно

Интеллектуальные игры для школьников – прекрасная возможность закрепить выученный материал, усовершенствовать умения и навыки. Интеллектуальные игры можно проводить для детей любого возраста, ведь играть и соревноваться любят как малыши, так и ученики постарше.

Игры и викторины для школьников лучше всего проводить на этапе закрепления выученного материала, хотя в зависимости от разновидностей, их также можно вводить на этапах изучения материала, как элемент закрепления определенного блока знаний. Интеллектуальные игры также весьма уместно проводить в конце выученной темы, четверти или полугодия.

Особенно нравятся интеллектуальные игры ученикам младших классов. Ведь у маленьких школьников еще только развивается процесс произвольного внимания, поэтому в интересной форме им запоминать и отображать информацию гораздо интереснее.

Интеллектуальные игры помогают закрепить и углубить знания. Они формируют глубокий интерес к учебному предмету, расширяют словарный запас и кругозор учеников. Кроме того, интеллектуальные игры включают в себя дополнительный воспитательный элемент, что также весьма важно для школьников, они повышают общую языковую культуру, прививают любовь к родному языку.

Интеллектуальные игры способствуют развитию психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения.

Интеллектуальные игры для младших школьников нужно выбирать с учетом всех особенностей развития детей этого возраста. Вопросы должны быть четкими и понятными. Одна из главных деталей успешной интеллектуальной игры – подача вопросов в интересной форме. Здесь должны присутствовать и сказочные герои, и известные персонажи и т.д.

Если на следующем занятии планируется викторина, учитель обязательно должен предупредить об этом учеников, чтобы они успели подготовиться и повторить материал.

Интеллектуальные игры по русскому языку проводят разными способами. Детей можно разделить на команды или же построить игру так, чтобы каждый участник отвечал сам за себя.

Если игра командная, обязательно нужно дать детям возможность придумать и презентовать название команды, девиз. Во время подготовки в учеников уже будет развиваться речь, мышление и другие способности.

Далее предоставлен пример интеллектуальной викторины, которую можно предложить школьникам младших классов.

Викторину можно провести как заключительный урок во 2 классе или 3 классе.

Цель:

  • закрепить полученные знания;
  • расширить словарный запас школьников;
  • воспитывать любовь к русому языку;
  • развивать интерес учеников к изучению русского языка.

Задание:

Повысить уровень знания выученного материала, развивать общеязыковую культуру, формировать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

  • Фигурки с заданиями;
  • Ребусы;
  • Дидактический материал;
  • Технические средства (ноутбук).

Ход викторины

Учитель:

Сегодня у нас не обычный урок русского языка. Сейчас, в виде викторины мы попробуем вспомнить все то, что изучали на предыдущих уроках. Задание предстоит не простое, но вы старательно учились и готовились, поэтому наверняка справитесь!

Но перед тем как приступить к самой викторине, нам необходимо разделиться на команды. Каждый из вас занял место за одним из трех столов, которые мы специально так поставили по данному случаю. Соответственно, за каждым столом сидят участники разных команд, которые сегодня будут соревноваться за победу.

Сейчас, у каждой команды есть 1 минута на то, чтобы придумать себе название.

(1 минуту играет классическая музыка, команды объявляют свои названия).

Учитель:

Итак, команды готовы к началу викторины. Первое задание для каждой команды – разминка. За 1 минуту вы должны дать ответы на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать может любой из участников.

Вопросы для команды №1:

Из скольких букв состоит русский алфавит? (33).

Сколько среди них гласных букв? (10).

Какая часть речи слово вороной (прилагательное).

На какой вопрос отвечает глагол? (что делать?).

Какой вопрос можно поставить к слову береза? (что?).

Нужен ли мягкий знак в слове платье? (да).

В слове дерево после -р пишем букву Е или И? (Е).

В слове моряк пишем букву А или О? (О).

Сколько согласных букв в слове столб? (4).

Сколько гласных букв в имени Елена (3).

В конце слова паровоз пишется З или С? (З).

Укажите главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).

Вопросы для команды №2:

Сколько в русском алфавите согласных букв? (21).

Определите, к какой части речи относится слово соль (имя существительное).

Какой вопрос можно поставить к слову белка? (кто?).

на какой вопрос отвечает существительное ромашка? (что?).

Какую нужно написать букву в первом слоге слова синеет И или Е (И).

Существительное стрекоза пишется через Е или И? (Е).

К какой части речи относится слово дружные? (имя прилагательное).

Сколько согласных букв в существительном чайка? (3).

Сколько гласных букв в имени Ирина? (3).

Назовите главные члены в предложении Ветер дует в лицо (ветер дует).

Назовите антоним к слову говорить (молчать).

Скажите, нужен ли мягкий знак в слове помнить? (нет).

Вопросы для команды №3:

На какие вопросы отвечает часть речи имя прилагательное? (какой? чей? который?).

К какой части речи принадлежит слово овсяный? (имя прилагательное).

Нужен ли мягкий знак в слове голубь? (да).

Какой вопрос можно поставить к существительному яблоня? (что).

На какой вопрос отвечают существительные, которые указывают на одушевленный предмет? (кто?).

Какую нужно написать гласную букву в слове грибок Е или И? (И).

Какая буква пишется в конце слова мороз С или З? (З).

Какая часть речи слово светить? (глагол).

Сколько согласных в существительном яблоня? (3).

Сколько гласных в имени Марта (2).

Назовите антоним к слову смелость (робость).

Скажите, пишется ли мягкий знак в слове точка (нет).

Учитель:

К нам на викторину прилетел гость из далекой страны, ему поручили выполнить несколько заданий, которые он никак не может осилить. Чужеземец узнал, что ученики нашего класса прекрасно знают учебный материал и могут ему помочь. Поэтому, каждой команде предлагается выбрать себе фигурку с заданием и выполнить его в течении 4 минут.

Задание: Найдите пары слов и соедините их линиями

Задание для команды №1

Широкий Тихий

Светлый Большой

Черный Светлый

Маленький Мелкий

Веселый Белый

Глубокий Скучный

Громкий Узкий

Задание для команды №2

Сильный Ясный

Хороший Слабый

Добрый Громкий

Дождливый Злой

Хмурый Пассивный

Радостный Плохой

Тихий Солнечный

Активный Грустный

Задание для команды №3

Красный Враг

Положительный Черный

Друг Широкий

Толстый Отрицательный

Узкий Близкий

Темный Тонкий

Далекий Светлый

Учитель

Пока судьи проверяют задания и подсчитывают баллы, нужно провести еще один интересный конкурс. Мудрая тетушка Сова специально для учеников 2 класса приготовила ребусы. Посмотрим, как команды справятся с ее мудрыми рисунками.

Каждой из команд по очереди показывают ребусы, если одна команда не может разгадать, право предоставляется следующей. В ребусах зашифрованы слова: дружба, доверие, любовь, радость, надежда, сердце.

Учитель:

Эти слова зашифрованы в ребусе не случайно. Тетушка сова хотела, что все всегда помнили об этих простых, но столь значимых словах. И следующий конкурс – конкурс капитанов, заключается именно в том, чтобы каждый из капитанов рассказал о взаимосвязи тех понятий, которые были предложены в ребусе именно для его команды. То есть, первая команда – слова дружба и доверие; вторая – радость и любовь; третья – надежда и сердце.

Учитель:

Дорогие дети, ученик лесной школы Медвежонок Мишка случайно перепутал частички пословиц и теперь не может правильно их собрать. Давайте вместе попробуем помочь школьнику. Для этого капитаны выберут для своей команды конверт, и каждая постарается как можно быстрее правильно сложить пословицы.

Задание в первом конверте:

Без труда, люби и саночки возить, век учись, любишь кататься, не вытащишь и рыбку из пруда, век живи.

Задание во втором конверте:

В гостях хорошо, вилами по воде, в лес не ходить, время, писано, волков бояться, а дома лучше, всему свое.

Задание в третьем конверте:

Потехе час, два сапога, соломки бы подстелил, рвется, где тонко, делу время, знал бы где упадешь, пара.

Учитель:

Конкурсы подошли к концу. Все команды замечательно справились с заданиями и хорошо показали сои знания. Сейчас послушаем судей, которые подсчитывали баллы каждой из команд по всем конкурсам.

(Слово судьям)

Учитель:

Поздравляем победителей, сегодня все прекрасно постарались и заняли первое место в викторине. Но в такой обстановке стоит встретиться еще не один раз в дальнейшем. Поэтому, у каждого есть возможность прекрасно выучить новый материал и повторить уже пройденный.

Еще раз большое спасибо всем участникам, будьте добры и отзывчивы друг к другу, а также помните, что каждый человек, который любит свою страну должен, в первую очередь, прекрасно владеть родным языком.

Интеллектуальные игры развивают речь школьников, совершенствуют знание учебного предмета и расширяют кругозор. Поэтому каждый учитель должен применять в своей практике интеллектуальные игры.

Автор:    

К записи "Интеллектуальные игры для школьников по русскому языку" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)