Главная » Школьная жизнь » Роль внеклассных мероприятий в школе
23
Apr

Роль внеклассных мероприятий в школе

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Разработки внеклассных мероприятий делаются заранее, потом на добровольной основе с детьми проводятся игры, учащиеся участвуют в предметных олимпиадах, посещают музеи, ездят на экскурсии, в театры.

Если классные мероприятия, уроки, проводятся для класса в полном составе и посещение их является для всех учеников обязательным, то внеклассные мероприятия в школе проводятся для тех, кому это интересно. Но, как и на уроках, здесь используются точно такие же методы работы, формы учебной деятельности, чтобы дети узнали что-то новое и приобрели навыки выполнения и решения различных задач. По той причине, что занятия проводятся после уроков и на добровольной основе, они называются внеурочными, или внеклассными. Посещать кружки или секции, которые тоже относятся к внеклассным занятиям, могут ученики любого класса. Время их проведения не должно совпадать с основными занятиями в школе.

Наиболее распространенные формы внеклассной работы: кружки по различным предметам, конкурсы, олимпиады, викторины и работа в научных обществах. Занятия в них стимулируют творческую деятельность ребенка, особенно это касается практических занятий в творческих студиях, таких, как театральные или хоровые. Факультативы по предметам позволят наиболее глубоко вникнуть в науку, занятия там проводятся интереснее, чем банальный урок, а полученные знания прочнее.

От нудных уроков их отличает глубина содержания, новизна подачи материала, и полученные знания усваиваются более продуктивно. К творческой внеклассной деятельности относятся и различные конференции, где ребенок может прочитать самостоятельно подготовленный доклад, выставить для просмотра свои рисунки или иные работы.

Разработки внеклассных мероприятий касаются и конференции, таких, как зрительские, слушательские, поэтические, музыкальные и литературные. Как вспомогательные формы развития интереса у ребенка используются краеведческие или фольклорные экспедиции, на которых дети самостоятельно собирают песни какой-либо местности или изучают историю определенной местности. Дети могут объединяться и в школьные клубы по интересам, например, в туристический кружок. Под присмотром опытного преподавателя они ходят в походы, изучая растительность и животный мир родного края. При материальной возможности могут быть организованы более дальние поездки, в частности, в другие регионы страны или зарубежья.

По организации работы творческие объединения, студии, кружки достаточно разнообразны, но их объединяет то, что структурные элементы у них принципиально одинаковые. Вся работа этих внеклассных объединений делится на теоретическую часть, где дети познают новое для себя, критическо-аналитическая деятельность подразумевает под собой разбор усвоенного материала, высказывание своего мнения, то есть, критики. Для творческо-практической деятельности характерно освоение новых приемов выполнения поставленных задач. У детей появляется уникальная возможность для ознакомления с интересной литературой, физическим материалом, справочниками. Они могут получить консультации в библиотеке, у специалистов, а в результате обогатить свои знания новыми фактами и сделать свои собственные обобщения и выводы.

Роль внеклассных мероприятий настолько велика, что вызывает в последующем у детей стремление получать все новые и новые знания, овладевать новыми умениями, учиться и творчески развиваться. Критико-аналитический элемент структуры внеклассных занятий преобладает тогда, когда проводится анализ какого-либо произведения искусства, при разборе исследовательских работ, рассмотрении исторических документов. Там же дети дают оценку собственной практической и творческой деятельности. Когда проводится факультатив, посвященный поэзии, и неважно, современной или нет, обязателен разбор стихотворений, их критика и высказывание по прочитанному собственного мнения. Можно предложить детям написать настоящую рецензию на стихотворение самостоятельно, но это же можно посвятить и творчеству поэта вообще.

Факультативы, посвященные театру и кинематографу учат проводить разбор с критико-аналитическим уклоном того произведения искусства, что было предварительно просмотрено. Именно так формируется культура восприятия, воспитывается настоящий художественный вкус. Дети, посещающие такие факультативы, не будут приходить в восторг, услышав компанию подростков, которые не следят за своей речью. И в этом заключается эстетическое воспитание. Если провести самоанализ внеклассного мероприятия, можно заметить, что дети становятся более грамотными, лучше владеют родным языком и умеют доходчиво выражать свои мысли. Они, в отличие ничем не занятых сверстников, избавляются от косноязычия и жаргонизмов в лексиконе.

Творческо-практические элементы внеклассных занятий развивают у детей профессиональные навыки, трудовые умения, раскрывают творческий потенциал в целом. Такие занятия включают в себя элементы и теории, и анализа, и рецензирования. Но творческая деятельность стоит на первом месте, дети в это время решают актуальные задачи, обсуждают практические работы, учатся рисовать, красиво и интересно писать, составлять точные рецензии и импровизировать.

В научных сообществах и предметных кружках дети более углубленно разбирают недостаточно освещенные вопросы школьной программы, которые им максимально интересны. Они знакомятся с жизнью и творческими работами знаменитых поэтов и писателей, деятелей культуры, артистов и композиторов, режиссеров и ученых. Для них проводятся вечера, посвященные самым новым достижениям науки и техники, отдельным открытиям и конкретным известным людям. Вечера могут быть посвящены и творческому моделированию, и опытам по биологии, и многому другому.

Не так давно стали распространенными такие сообщества школьников, на которых объединяется и координируется работа кружков, они же проводят и школьные мероприятия, посвященные самой разной тематике. Им по плечу провести даже такие, довольно сложные, как олимпиады и конкурсы. Та традиция, которая существовала в советское время, когда учителя-предметники вели внеклассную работу, касающуюся их предмета, канула, к сожалению, в Лету. Сегодня подобной работой многие учителя заниматься не хотят. Однако секции и предметные кружки на своих занятиях объединяют учеников, способствуют развитию, заставляют постигать умение решать творческие задачи, восполняют пробелы в знаниях, недополученных на уроке. Там же дети развивают свои природные способности.

Очень важное значение для детей имеют занятия в спортивных секциях, творческих студиях. Там дети совершенствуются физически и раскрывают творческий потенциал. При всем при том в учебном плане у этих предметов место довольно скромное, около 5% общего учебного времени. Но для планомерного всестороннего развития личности ребенка эти занятия заслуживают того, чтобы им уделялось больше внимания, гармоничная личность получается тогда, когда развитие продолжается весь школьный период обучения. Работа в кружках по физкультуре и искусству продолжает занятия, начатые на обязательном уроке. Главным здесь являются упражнения по гимнастике, пение и рисование, грамотное овладение и письменной, и устной речью, здесь ребенок учится красиво и правильно говорить, а также точно выражать свои мысли. Совершенствует технические приемы спортивных игр.

Творческому обучению сопутствуют конференции различной тематики, экскурсии, массовые праздники. Может быть успешно проведена конференция, посвященная книге писателя, интересному кинофильму, театральной постановке, телепередаче. Внимание ребенка таким образом заостряется на произведении искусства, дети более активно включаются в обсуждение и дают оценку увиденному или услышанному. Они проявляют самостоятельно в высказывании своего мнения, учатся рассуждать. Но главное, ребенок внимательно знакомится с предложенным материалом и тщательно продумывает свое выступление на эту тему. Произнося вступительное слово, преподаватель очерчивает круг актуальных в произведении проблем, а учащиеся потом делают доклады, выступают и обсуждают это. В конце занятия учитель подводит итоги, акцентируя внимание на обобщениях и самых важных выводах.

Внеклассные мероприятия в школе подразумевают и организацию творческих выставок, где экспонаты – произведения, поделки или рисунки самих детей. Это могут быть и предметы, принесенные из похода или добытые во время поездок по родному краю. Экскурсоводами на таких выставках будут выступать сами дети, они все пояснят, покажут, ответят на вопросы, с удовольствием обменяются накопленным, пусть и небольшим, опытом. Огромное удовольствие всем подарит организационная работа, когда будет проходить подготовка подобной выставки. К ней обычно привлекают всех учащихся, и этот факт имеет огромное значение в области образования и воспитания школьников.

Неоценимую роль в воспитательной работе играют и массовые праздники. Их организуют как посвящение чему-то или кому-то, это могут быть недели, месячники, а может быть, и дни, когда повышенного внимания удостаиваются выдающиеся люди или направление искусства, например, кино, театр, изобразительное искусство, музыка. Можно успешно провести неделю детской книги, неделю музыки и театра, день Пушкина или Маяковского и etcetera. В то время, когда такие праздники проводятся, детям дается новая информация организуются встречи с интересными людьми, если есть возможность, туда приглашаются известные композиторы или художники современности, а те, в свою очередь, рассказывают детям о себе, своем творчестве, делятся планами на будущее.

Другая форма, по которой можно организовать обучение, экскурсия. В это время удобно проводить наблюдения и изучать самые разные предметы, явления и процессы, что протекают в природных, то есть, естественных, условиях. В дидактическом плане обучения экскурсия может состояться на любом этапе, так как это может быть общим введением в тему, знакомство с ней, а может быть способом получения новой информации по предмету. Точно также экскурсия поможет углубить, закрепить и структурировать уже полученные знания. Во время экскурсии уместен любой метод обучения.

Организовать экскурсию можно по любому предмету, для любой возрастной группы учащихся. Для самых маленьких учеников большое значение имеет объяснительное чтение, когда они изучают основы природоведения и знакомятся с окружающим их миром. Ученикам старших и средних классов экскурсии помогают расширить кругозор, повышают уровень их нравственности, особенно это касается предметов истории и географии, или других наук о природе. Для начальной школы эта форма обучения наиболее действенна, так как дети наглядно видят явления и вещи, которые им показывают и о которых рассказывают преподаватели. У любой возрастной группы такие внеклассные мероприятия в школе вызывают неподдельный интерес и положительное отношение.

В плане образовательно-развивающем во время экскурсий накапливаются знания, жизненные факты, дети обогащаются зрительными образами по содержанию учебного процесса. Они учатся видеть и замечать, подмечать отдельные факты, детали и подробности, определять их место во взаимодействующей системе явлений. У детей развивается наблюдательность, память, эмпирическое мышление. При этом экскурсии развивают и внимательность, повышают любознательность, воспитывают нравственно-эстетическое восприятие действительности и визуальную культуру.

Внеклассные мероприятия в школе удовлетворяют творческие и познавательные запросы учащихся, но делается это все после уроков. И для проведения таковых класс в полном составе необязателен.

Автор:    

К записи "Роль внеклассных мероприятий в школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)