Роль внеклассных мероприятий вне зависимости от темы их проведения переоценить довольно сложно, а то и вовсе невозможно, ведь именно нестандартный подход к учебно-воспитательному процессу помогает каждому ребенку раскрыть собственные возможности и потенциал.
Именно поэтому выбирая идеи для разработки внеклассных мероприятий, каждый преподаватель должен вкладывать в их организацию всю душу, чтобы действительно суметь заинтересовать участников и позволить им раскрыться по максимуму. Особенно важное значение имеет разработка внеклассных мероприятий в начальной школе, ведь именно в данный период каждый педагог обязан задействовать методы продуктивного обучения, которые, как известно, считаются самыми действенными и эффективными. Основная задача такого подхода заключается в максимальном предоставлении свободы ребенку, дабы у него появилась уникальная возможность для самоопределения, то есть самостоятельного усвоения материала при использовании нестандартных творческих приемов и решений.
Большинство специалистов сходятся в едином мнении, что только постигнув истину своим умом без использования уже разработанных алгоритмов решения определенных задач, учащийся может усвоить материал на все 100 процентов, причем без дальнейшего его повторения. Поэтому любое внеклассное мероприятие с элементами творчества и самодеятельности способно привнести в данный процесс (имеется ввиду продуктивный метод обучения) определенную лепту. Что касается тематики организации открытых и закрытых уроков такого плана, то в принципе в этом вопросе не должно возникнуть каких-либо ограничений. И если речь не идет о какой-то конкретной учебной программе, чаще всего в школе проводятся мероприятия, посвященные знакомству или прощанию с букварем, здоровому образу жизни, пожарной безопасности и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, окружающей среде и дню семьи, хотя в каждом учебном заведении все достаточно индивидуально.
Не последнюю роль в этом вопросе оформление классной комнаты или актового зала в котором будет проводиться показательный урок, причем заниматься этим вопросом должна не только школьная администрация или классный руководитель, но и родительский комитет. При этом не стоит думать, что речь идет о каких-то дорогостоящих декорациях, ведь при желании оформить помещение в соответствующем основной тематической линии мероприятия стиле можно и с помощью таких подручных средств, как бумага, картон, различные ткани, фанера, деревянные рейки, краски, кисточки и даже пищевая фольга. Что касается костюмов, если сценарий открытого урока предполагает их использование, то их можно пошить самостоятельно, либо взять напрокат в любой лавке карнавальных одежд, как впрочем и многие другие тематические аксессуары.
Само мероприятие может включать в себя несколько этапов, часть из которых будет проводиться в помещении, в то время как другая часть переноситься на открытую площадку (в школьный сад или двор, спорт-площадку и пр.). В качестве примера можно привести открытый урок, посвященный изучению правил дорожного движения. Так, торжественная его часть и развлекательная мини-викторина проходят в классном кабинете, украшенном соответствующим образом, а практическая часть закрепляется непосредственно на школьном дворе с предварительно нанесенной на асфальт дорожной разметкой, условным перекрестком и пешеходными дорожками. Что касается викторины, то ее можно проводить с помощью макета светофора, который будет всякий раз «мигать» зеленым огнем, реагируя таки образом на правильный ответ юных участников и, соответственно, красным — на неправильный.
Педагог при этом может запастись полосатым жезлом, фуражкой и пиджаком, по виду схожим на форму регулировщика дорожного движения. Вторая часть мероприятия должна быть более активной, для чего все дети выходят на школьную площадку и демонстрируют наглядный пример, как можно переходить дорогу, а как напротив, нельзя, получая при этом грозный свист педагога, вооружившегося для этих целей свистком. Схожую программу можно применять и при проведении уроков по противопожарной безопасности. Причем, вместо активных игр рекомендуется использовать сценки, имитирующие различные чрезвычайные ситуации, в которых школьники обязаны будут продемонстрировать хорошую реакцию, четкость и слаженность действий, а самое главное, правильные приемы для предотвращения серьезных последствий.
Весьма полезными, причем вполне обоснованно, считаются внеклассные мероприятия, посвященные здоровью и физическому развитию, которые рекомендуются проводить уже с первого класса, приводя детям интересные и необычные факты, свидетельствующие о пользе ЗОЖ. Как вариант, можно объединить сразу множество полезных тем касающихся данного вопроса, используя старую добрую историю про «Мойдодыра», который будет всячески поощрять команду «чистюль» и наказывать команду «грязнуль». Разбивка на команды проводится не произвольно, а поэтапно, причем в «грязнули» автоматически попадают те дети, которые неправильно ответили на вопросы тематической викторины или провалили задание при участии в различных конкурсах и активных играх.
Не менее полезными являются и внеклассные мероприятия, посвященные сплочению коллектива, что особенно актуально в тех случаях, когда в классе катастрофически не хватает общего взаимопонимания. В этом случае на плечи педагога возлагается еще большая ответственность, ведь он должен придумать такую программу, которая в итоге сможет примирить даже самых строптивых своих учеников. Так, сразу после вступительной речи, сопровождаемой легки и ненавязчивым музыкальным оформлением, в которой учитель должен подчеркнуть важность хороших взаимоотношений внутри коллектива, можно смело приступать к активной части программы. А между тем, существует огромное количество игр на сплочение класса и первая из них сводится к тому, чтобы говорить друг другу вежливые слова. После проведения данного этапа, все дети делятся на две команды, которые выстраиваются в круг лицом наружу и начинают движение по часовой стрелке. После команды «Стоп» все моментально останавливаются и дети из разных команд, оказавшиеся лицом друг к другу, должны сказать «Мы с тобой похожи…», продолжив эту фразу по своему усмотрению. После этого этапа приступают к конкурсу, предназначенному для поднятия командного духа, именуемому «Переправа», продолжая мероприятие в той же манере.
Как правило, и родители, и дети очень любят проведение дня семьи в стенах учебного заведения, ведь оно предполагает их совместное участие в различных шуточных конкурсах, а также совместное чаепитие после окончания активной фазы. Причем, каждый школьник может привести с собой не только родителей, но даже бабушек и дедушек, исполнив вместе с ними песню или на скорость пришив картонную пуговицу в пять стежков, не отрывая при этом рук от работы. Как вариант, можно разбить весь коллектив на команды, одна из которых будет печь пирог или украшать торт (не обязательно настоящий, ведь при желании можно использовать картонный, пластиковый или даже пластилиновый муляж), в то время, как другая проявит свои способности в изготовлении кормушек и скворечников для птиц (можно на скорость). Украсить такое теплое и по-настоящему семейное мероприятие поможет пузатый самовар, водруженный на круглый стол с узорчатой скатертью, а также всякие вкусности (выпечка, варенье, конфеты и прочие лакомства, на этот раз не муляжные). Прямо на школьной доске должна красоваться крупная эмблема с надписью в духе «Семья от А до Я», «7 Я», «День семьи» и прочее, тому подобное.
Не стоит пренебрегать и предметными внеклассными мероприятиями, которые помогают раскрывать творческий потенциал учеников и тренировать их умение адаптироваться в нестандартных и стрессовых ситуациях. Так как речь идет о начальной школе, то чаще всего педагоги выбирают уроки подобного плана, посвященные математике, а также русскому языку и литературе. И несмотря на то, что речь идет о таких важных предметах, подобные мероприятия также можно организовать в развлекательном ключе, используя не только всевозможные шуточные конкурсы и викторины, но и целые театрализованные представления. К примеру для проведения открытого урока по математике можно позаимствовать адаптированный для учебного заведения сценарий известного всем мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве», где три девицы обучали строптивого мальчишку уму-разуму.
Интерес к родной литературе у учеников могут вызвать школьные «вечера» с чаепитием, на которых будут декламировать стихи и читать прекрасные повести и рассказы, соответствующие возрасту целевой аудитории. Что касается знакомства и прощания с Букварем, то речь, как правило, идет о сценарии, согласно которому каждый ученик становится выученной буквой из алфавита, а ведущий — Азбукой.
Обычно данное показательное выступление проводится в актовом зале с соответствующим оформлением, музыкальным сопровождением и яркими костюмами, выполненными из плотного цветного картона, яркой ткани с подбивкой из поролона (для костюма Букварика) или бумаги. Причем главный акцент делается на декламирование стихов и исполнение тематических песен участниками.
К записи "Разработки внеклассных мероприятий с учащимися. Разработки внеклассных мероприятий в свободное время" оставлено 0 коммент.