Главная » Школьная жизнь » Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития
22
Jan

Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Необходимо разобраться подробнее в том, какие цели преследует проектная деятельность школьников и какие качества формируются у учащихся в процессе её непосредственного выполнения.

Начать нужно с того, что любая деятельность человека делает его более развитым, а уж коллективная деятельность с кем-либо подготавливает его к более взрослой жизни, где так или иначе придётся принимать решения самостоятельно. Уже давно известно, что у любого человека происходит становление умственного развития в несколько этапов. Так, в самом раннем детстве любой ребёнок познаёт окружающий мир с помощью развивающих игр. Позднее игровая деятельность постепенно переходит в логическое мышление, которое закрепляется в сознании человека и остаётся с ним на всю жизнь.

Проектная работа школьника может иметь различные формы и методы работы. Например, существует письменная и устная формы, применяя которые, школьник может одинаково точно развить ту или иную умственную способность, будь то слух или умение ораторскому искусству, то есть говорить публично. Нужно отметить, что последнее играет особенно важную роль, поскольку именно так человек учиться общаться с окружающими его людьми и договариваться с ними. Недавно проведённые исследования учёных доказали, что мало кто из ныне живущих людей способен активно и без стеснения общаться с другими, при этом не теряя самообладания. Зачастую навыки общения тренируются постепенно с самого детства и со временем оттачиваются и становятся выразительнее.

Любой современный учитель наверняка знает, как сложно собрать один коллектив воедино, сплотить его и заинтересовать всех участников одной идеей. Однако, сделать это можно, если знать некоторые хитрые методы подготовки школьников к трудовой деятельности. Во-первых, необходимо учитывать, что школьников мало интересуют научные дискуссии и общение на тему правил дорожного движения. Чаще всего для того, чтобы привлечь внимание школьника, необходимо дать ему возможность заняться творческой деятельностью. Хорошим примером такой коллективной работы может служить составление стенгазеты всем классом или подготовка к общественному конкурсу или какому-нибудь международному празднику.

В задачу хорошего учителя входит заинтересовать абсолютно всех учеников класса таким образом, чтобы ни один из них не остался без дела. Так, например, одному можно поручить собирать необходимую информацию, другому писать доклад на характерную тематику, а третьему собирать галерею тематических картинок, подходящих к данной работе. В совокупности, если правильно распределить обязанности между учащимися, можно достичь эффекта, при котором подросткам будет не только выгодна эта работа, но она ещё и станет им по-настоящему интересной.

Есть несколько задач, которые необходимо ставить перед собой, организуя проектную деятельность в школе:

При помощи проектной деятельности у школьников расширяется кругозор и улучшается память. Задача состоит в том, чтобы подобрать правильную и актуальную информацию, которая действительно оказалась новой для школьников.

Внутри коллектива часто бывают недопонимания между одноклассниками, что приводит к конфликтам. Совместная деятельность способствует тому, что коллектив незаметно сближается, тем самым количество конфликтных ситуаций становится в разы меньше. Необходимо уметь их правильно разрешать.

Научить подростка выступать для публики. Не секрет, что почти каждый второй ребёнок переживает, волнуется и не может раскрепоститься полностью, выступая публично, в то время как это можно в себе побороть и со временем искоренить совсем, нужно только работать над собой. В этом может помочь и учитель.

Развивать у школьников умение добывать нужную информацию из различных источников. В современном мире мало кто не умеет пользоваться компьютером, однако он является не единственным источником получения информации. Ученика можно научить брать информацию ещё и из библиотеки, ведь книги никогда не потеряют свою ценность.

Научить школьника уважать чужой труд. Работа в коллективе подразумевает, что каждый из членов занимается каким-то делом, о несмотря на это, необходимо выработать у школьников привычку уважать не только своё дело, но и деятельность другого человека.

Принимая во внимание хотя бы некоторые из этих основных задач, можно научить школьника мыслить нестандартно, приучая его к работе с другими. Важно распределить работу внутри коллектива так, чтобы каждый занимался тем, что ему на самом деле интересно. Так, не стоит человеку, который любит и умеет рисовать, давать редактировать текст. У каждого из наверняка есть свой талант и дело, которое им по душе. Только при таком подходе можно заинтересовать их и привлечь к совместному труду. Кроме того, как только результаты труда станут заметны, без сомнения, каждый из школьников обязательно оценит проделанную общую работу по достоинству.

Существуют различные виды проектных работ в зависимости от школьной дисциплины. Так, одной из самых известных и часто задействованных в школах можно считать составление стенгазеты, подготовка к олимпиаде или проведение спектакля. Как бы то ни было, все эти виды способны сплотить коллектив и развить каждого его члена в частности. Не удивительно, что проектная деятельность до сих пор так популярна, ведь даже приготовление к какому-либо празднику, например, новому году, можно считать коллективной работой, поскольку задействованы практически все школьники. Таким образом, можно сказать, что независимо от вида той или иной проектной деятельности, школьники имеют уникальную возможность саморазвития, находясь при этом в учебном процессе.

Есть ещё так называемая игровая деятельность, только она подходит для самых маленьких школьников, точнее для первоклассников. К такому виду можно отнести различные физкультурные минутки, считалки или шутливые скороговорки. Всё это вместе способно направить мысли человека в позитивное русло, заставив его общаться и познавать окружающий мир гораздо больше, чем он это делает. Каждый современный родитель время от времени замечает, что его ребёнок слишком много времени посвящает компьютеру и совсем мало интересуется учёбой, замыкается в себе и порой становится невыносимо грубым по отношению к окружающим его людям. Все эти признаки характерны для подросткового периода, однако умение работать в коллективе необходимо развивать именно в таком остром возрасте, чтобы можно было не бояться подобной работы в будущем.

Одним из неплохих советов, которые можно дать родителям, чьи дети ещё подростки, состоит в том, что необходимо приучать своего ребёнка к труду ещё с ранних лет. Если этот момент упущен, но не поздно ещё начинать с подросткового возраста. Главное, чтобы человек умел работать как один, так и с кем-то в паре. Таким образом, у него намного быстрее разовьётся навык работы в коллективе. Для такой работы нужно иметь не только сообразительность, ум и трудолюбие, но и обладать дружелюбным, податливым характером. Человек, который постоянно конфликтует со всеми подряд, навряд ли станет душой компании, а это значит, что и коллективная деятельность него совсем не получится. Ярким примером работы в коллективе может служить работа в какой-нибудь фирме или компании, куда возможно пойдёт работать подросток после получения высшего образования. Вот почему так важно вовремя направить его на нужную дорогу. Сделать это могут только любящие его родители.

Сейчас в общеобразовательных учреждениях всё чаще стали появляться эксперты или специалисты по коллективной работе, которые помогают иногда организовать трудовую деятельность участников. Ещё одним примером коллективной работы может быть выезд в город всем классом, например, в сосновый бор или на экскурсию. Такая деятельность поможет расширить свои знания о природе и узнать много интересного, находясь при этом в компании. Нужно учитывать, что сохранить отношения внутри коллектива всегда тяжело, однако сделать это необходимо потому только что люди должны учиться находить решения из сложных ситуаций, какая степень конфликта не была бы. Следует отметить также и то, что от того, как будет сделана та или иная работа, зависит оценка окружающих людей. Например, если класс делает какую-то стенгазету, то рано или поздно их труд подвергнется критике или похвале. Это ещё одна из причин почему так важно наладить отношения между участниками коллектива.

В любом коллективе есть такие, которые лидируют, есть те, кто им подчиняется, а есть и такие, которые всегда стараются держать нейтралитет. Так или иначе, даже такие типы характера способны ладить друг с другом, если есть общая тема или дело, которые их объединят. Конечно, в задачу учителя порой входит слишком много, но не только от школьников зависит успех их труда. Необходимо, чтобы в деятельности были задействованы все участники, а не только некоторые из них. Проводить подобные мероприятия лучше всего начиная с пятого класса, так как коллективная деятельность в младших классах ещё не так актуальна, тем более подразумевается, что родители в таком возрасте сами учат своих детей самостоятельности или общению. Хотя, несмотря на это, уже в младших классах проводятся уроки труда и лепки с единственной целью — не только развить моторику ребёнка, но и научить его вербальному общению с окружающими, ведь первоклассники чаще остальных бывают запуганы, рассеяны и необщительны, а подобный урок точно сможет наладить контакт между сверстниками без особого ущерба для их психического состояния.

При этом следует всегда учитывать то, как ребёнок ведёт себя по отношению к другим людям, с кем он хорошо общается, а с кем предпочитает не пересекаться. В зависимости от этого он заводит себе новых друзей, выбирая их по общим увлечениям или интересам. Никогда нельзя запрещать своему ребёнку играть с другими детьми, даже если они играют в немного странные игры. Разумеется, всему есть предел, но необходимо чувствовать ту грань, переступив которую ребёнок становится избалованным и непослушным. Так, с детства приучая своего ребёнка к игре с другими детьми, родитель развивает в нём не только навыки общения, но и делает его более смелым по отношению к другим. Проектная деятельность ни в коем случае не должна приносить какую-либо опасность для членов общества.

Более того, существуют определённые рамки и правила школы, которые обычно прописываются в уставе, переступать которые не имеет права ни один школьник. Таким образом, деятельность, даже если она коллективная, должна действовать в рамках указа, не нарушая его. Только в этом случае проект может считаться полноценным и правильным. Иногда бывает и так, что некоторые ученики используют нецензурную информацию или вовсе не из тех источников. Такое поведение расценивается не менее, как обычное хулиганство и должно наказываться. Однако, соблюдая школьную дисциплину и подчиняясь многим правилам, можно избежать неприятностей.

Приготовить красивый и успешные проект не так уж и просто, но если проявить смекалку каждому из учеников, может получиться вполне хорошая работа, которая будет заслуживать похвалы. Главное, работать вместе, сообща, и не обращать внимания на мелкие распри или ссоры, которые неизбежно будут случаться в любом, даже самом дружелюбном коллективе. Так или иначе, умение работать в коллективе должно присутствовать у каждого человека, ведь в любой момент жизни можно столкнуться с обстоятельствами, в которых придётся с кем-то контактировать, важно уметь правильно это делать.

В заключение можно сказать лишь о том, что совместная работа обязательно должна проводиться в каждой школе, так как именно благодаря ей подросток сможет развить в себе навык работы с другими людьми.

Автор:    

К записи "Проектная деятельность школьников — залог хорошего интеллектуального развития" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)